Темы: Предопределение, Свобода выбора и предопределенность, Деньги, Молитва, Благодарность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый вечер! Есть такая фраза-убеждение: человек прилагает усилия, а результаты — от Б-га. Это — как ребенок маленький, который тащит санки, пыхтит, а на самом деле сзади эти санки толкает отец.
И сам вопрос: достигнет ли человек тех результатов, которые ему нужны (в тех сферах, которые для него важны), или будет так, как угодно Всевышнему? Например, создание собственного бизнеса (сетевого). Конечно, есть цели, план достижения, партнеры и пр. Но получится ли так, как хочешь, и так быстро, как рассчитываешь, и на такой доход, какой нужен? Ведь мудрецы уверяют, что уже решено, кто будет бедным, кто богатым.
Вдруг в планах Всевышнего нет моей финансовой свободы, а я к ней стремлюсь, прилагаю усилия?.. Или создание семьи... Понимаете? И из-за того, что постоянно в голове — «есть воля Б-га или нет, угодно или нет?», сомнения как в собственных силах (смогу или нет), так и в результатах. А время жизни земной уходит, и эта неуверенность часто саботирует и еще больше эмоционально расстраивает.
Помогите, пожалуйста, в этом разобраться, чтобы я могла этот вопрос для себя закрыть раз и навсегда. Большое спасибо за ответ. С уважением, Мария
Здравствуйте, Мария!
С одной стороны, Вы правильно полагаете, что результаты, которые посылает Б-г, не обязательно являются теми, которые планировал человек. Какие бы усилия человек ни прилагал, если Б-г решил, что результата быть не должно, его не будет. И наоборот, если Б-г решил что-то человеку дать, то это может осуществиться и без, казалось бы, необходимых усилий.
Но, с другой стороны, Б-г неслучайно держит нас в неведении о будущем. Ибо Он создал человека в этом мире именно для того, чтобы тот трудился и совершенствовал себя и мир. Чтобы шел к какой-то цели. А ведь все усилия он прилагает именно потому, что неизвестно, будет ли достигнута цель, поэтому каждое усилие может стать решающим. Если же человек будет знать, что его старания не приведут к желаемому результату, то, конечно, он опустит руки и не станет потеть зря. А если будет знать, что достигнет, то тоже расслабится: зачем стараться, если известно, что результат в любом случае будет?
Более того, во многих случаях сам процесс идет человеку на пользу. Если он и не достигнет поставленной цели, то, прилагая усилия и идя к ней, всё равно может многому научиться, обрести навыки и опыт, преобразиться. Спортсмен может не победить на соревнованиях, но на тренировках накачать мускулы, приучиться к дисциплине и систематическому труду, к преодолению себя. Тот, кто пытается помочь человеку, может не суметь, в конечном счете, оказать именно ту помощь, которая нужна, но в процессе он сблизится с тем человеком, да и в целом станет более добрым и заботливым, это тоже своего рода «тренировка». И так — во многих сферах человеческой деятельности.
И наоборот: даже если результат есть, но он достался человеку «на тарелочке с голубой каемочкой», то, хотя сам по себе этот результат может быть полезным, отдельная польза от процесса его достижения может быть не получена. В определенных случаях может даже возникнуть чувство, что результат не заработан, и это в некоторой степени обесценивает его.
Поэтому Б-г скрыл от человека будущее и дал ему видимый простор для действий, чтобы человек им пользовался. Заложил в нем стремления и разум, чтобы человек хотел куда-то идти и при этом мог рассчитывать и планировать свой путь. Да, человек должен знать, что, в конечном счете, всё — от Б-га. Но это — лишь для того, чтобы он не забывал о Б-ге и не терял с Ним связи: в процессе труда молился Ему об успехе, а потом не забывал поблагодарить и не думал, что всего достиг сам.
Но не для того, чтобы терял уверенность в отношении самой цели и правильности пути, в отношении своих сил и способностей. То, что человеку представляется правильным и разумным, он и должен делать. Стремления и разум даны ему Б-гом для того, чтобы он им следовал, в этом можно быть уверенным.
Желает ли Б-г конечного результата — станет ясно только потом, когда цель будет или не будет достигнута. Но в любом случае Б-г хочет, чтобы человек уверенно к ней шел. Чтобы в процессе «тренировался», «накачивал мускулы», становился лучше и добрее — этого у него точно никто не отнимет.
Так что можете, отбросив сомнения, идти к своей цели, создавать тот бизнес, который Вам представляется возможным и полезным, стремиться к финансовой свободе — конечно, лучше, когда она есть, и для человека естественно желание ее обрести. Получится или нет — действительно зависит от Б-га. Поэтому не забывайте Ему молиться, а при достижении успеха — благодарить Его.
Если же успеха в этом направлении не будет, то и это не значит, что Ваши усилия сейчас не угодны Б-гу. Ведь, если сейчас Вы чувствуете, что можете добиться успеха, это чувство Вам внушил Он. Значит, сейчас Ему угодно, чтобы Вы шли по нынешнему пути, а потом, если понадобится, продолжили поиски в другом направлении. Ведь, как сказано, сам процесс может быть полезным, так что это будет не пустое метание, а обретение разных положительных качеств и навыков, «тренировка» на разных «тренажерах».
Позвольте проиллюстрировать эту последнюю идею примером Авраама. Б-г велел ему отправиться в другую страну, но в какую — не сказал. Ее надо было искать. Как говорят мудрецы, «чтобы получить награду за каждый шаг» (Раши к Берешит 12:2). По словам Магида из Дубно, это значит, что Авраам шел не прямой дорогой, а долго искал правильный путь, много раз меняя направление. Сначала ему казалось правильным одно, потом — другое. Путь получился длинным и утомительным, зато Авраам получил награду за каждый шаг, в каждом направлении, которое на тот момент казалось ему правильным. А когда достиг своего истинного места, тот лучше понимал и ценил его. Ибо уже пробовал другие и знал, что всё не то, а вот это — то!
Так что, даже если придется менять направление, на каждом этапе следует с уверенностью идти в том направлении, которое на данный момент представляется верным. За это точно получите награду, а также, как сказано, извлечете пользу, обретете опыт. Если потом надо будет изменить направление, Б-г даст Вам знать, не беспокойтесь. И пока такого знака от Него не поступило — пока Вам кажется, что данный путь действительно правильный, — идите вперед, не сомневаясь. Желаю Вам уже на этом этапе достичь успеха и поставленных целей — и на всех дальнейших этапах жизни тоже!
С уважением, Меир Мучник
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Благодарность по-еврейски»
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Зеев Гершензон
Чем ремесло лучше коммерции?
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Ашер Кушнир
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Ховот аЛевавот, Обязанности сердец»
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?