Темы: Богатство, Запреты, Награда и наказание, Деньги, Заповеди, Будущий мир, Вера, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые раввины. Наверное, мой вопрос и рассуждения Вам покажутся глупыми и недостойными внимания. Хотелось просто поделиться с Вами своими сомнениями вот по какому аспекту.
Скажу сразу, что я считаю себя человеком верующим и стараюсь вести себя так, чтобы не стыдно было перед Б-гом. Из-за страха наказания перед Б-гом я, в меру своих скромных человеческих возможностей, плохие поступки стараюсь не совершать. Иногда это удается, чем себя и радую.
Но вот что в последнее время тревожит, когда смотрю на то, что происходит вокруг. А есть ли на самом деле этот «сказочный иной мир», ради которого мы стараемся? Ведь никто оттуда не приходил и не рассказывал, что он есть. Почему мы безоговорочно верим в это? Ведь, по-сути, мы верим словам простых (хоть и очень мудрых и достойных) людей из далекого прошлого.
А, может, всё это была гигантская фальсификация, чтобы удерживать народ в повиновении? Ведь не бывает, наверное, простых честных работяг богатых, а посмотришь на наших нуворишей, олигархов, правителей, лопающихся от награбленного — и ничего... живы и здоровы. Живут долго и счастливо и потомкам своим оставляют награбленное, и не парятся они по поводу, что их ждет, якобы, ТАМ.
А порядочный человек зачастую не может своему ребенку достойное образование дать из-за нехватки средств. Но он живет честно и не хочет после смерти попасть в ад. А есть ли всё это: ад, рай?
Или мы, как в том анекдоте про еврейского мальчика-первоклашку, который отказался показывать «фигу» в небо по указанию учителя, потому что на небе никого нет, а на вопрос, почему он не хочет это делать, как все другие дети, ответил: «Если ТАМ никого нет, то это не имеет смысла, а если есть, то зачем сразу портить отношения?!»
Несмотря на свои сомнения, я, конечно же, все равно буду стараться жить честно и по заповедям, но как же хочется хоть чуточку быть уверенным, что нас ТАМ ждут и верят в нас. А на мои вопросы мне отвечают, что, мол, на то она и ВЕРА, что мы верим и не подвергаем сомнению догмы, которые до нас еще были написаны нашими праотцами. Александр
Здравствуйте, Александр!
Ваш вопрос ни в коем случае не глупый, а совершенно правомерный. Ведь на слово верят только дураки: «ему с три короба наврешь — и делай с ним, что хошь». А евреев даже из недоброжелателей в глупости еще никто не заподозрил.
С другой стороны, Вы верно замечаете: еще никто не приходил из Будущего мира со свидетельством, что он есть. Почему же мы верим?
В принципе Ваш вопрос относится не просто к вере в другой мир после смерти, но и ко всей нашей религии. Ведь, если принять за истину, что Б-г существует, что Он избрал еврейский народ и дал ему Тору, то истина и всё, о чем нам сообщает Тора и сопровождающая ее Традиция, включая и сведения о Будущем мире. Если же «не верить на слово» информации о Будущем мире, то и вообще ничему: ведь вся эта религия передана нам «людьми из далекого прошлого». Как же мы верим?
Ответ на последний вопрос таков: «верить» — все-таки не значит верить на слово и не подвергать сомнениям перенятые у предков догмы. Скорее, «верить» — это иметь твердое убеждение, быть уверенным в существовании Б-га и довериться Ему. Именно это на самом деле означает слово «эмуна» — «вера».
Да и в сегодняшнем мире человек может сказать, что «верит», например, в либеральные ценности, в демократию, в свободный рынок, а раньше мог «верить» в коммунизм, будучи при этом атеистом. То есть вера означает убеждение и идеологию. Твердое мнение, к которому человек пришел путем опыта и размышлений: наблюдая жизнь, испытав многое, думая и осмысливая, — и в результате придерживается такого-то мировоззрения. Вот и к убеждению в существовании Б-га и истинности Торы можно так прийти.
А если мы по веским причинам кому-то доверяем, то можем принять на веру то, что он скажет, и без доказательств. Поэтому, обретя уверенность в существовании Б-га в результате наблюдений за явлениями этого мира, мы можем принять и ту часть Традиции, которая говорит о мире Будущем, хотя наблюдать его мы не можем.
Это — во-первых.
А, во-вторых, думается, что все-таки неслучайно у нас нет твердых доказательств существования Будущего мира с ожидающей нас там наградой или наказанием. Ведь стоит обратить внимание на то, что Тора не только не приводит доказательств, но и вообще едва о том мире говорит. Только мудрецы о нем говорят и толкуют определенные слова Торы как намеки, не более того.
Похоже, подход Торы такой, что, выполняя ее заповеди и воздерживаясь от нарушения запретов, нам лучше о Будущем мире особенно не думать. И действительно не быть в полной уверенности, что нас ждет и награда за соблюдение, и наказание за грехи. Почему?
Возможно, потому, что иначе наша искренность в служении Б-гу оказалась бы под большим вопросом. Ведь и «на жадину не нужен нож: ему покажешь медный грош — и делай с ним, что хошь». Награда в Будущем мире — это весьма большой «медный грош». А наказание — все-таки тот самый нож. И, если бы человеку всё это четко показали, то он и «заповеди» лисы Алисы и кота Базилио лихо бы побежал исполнять. Да и без всякого разбоя много на свете дел, которые люди делают за деньги или из страха оказаться без них, хотя и не испытывают особого энтузиазма по поводу своей работы. Поэтому, если бы мы четко знали, что за заповеди будет награда, а за грехи — наказание, то стали бы служить Б-гу гораздо в большей степени из жадности и страха, чем от чистого сердца.
А Он хочет, чтобы мы не просто выполняли какие-то служебные поручения, а чтобы искренне любили и Его, и созданный Им мир. Чтобы становились хорошими людьми. Поэтому у людей должна быть свобода выбора — то есть чувство, что, если поступлю неправильно, ничего мне за это не будет, а если правильно, то тоже ничего не будет! Только тогда можно будет с уверенностью сказать, что мы и Б-гу служим, и людям делаем добро потому, что так чувствуем и считаем нужным.
Ведь и многие атеисты, будучи уверены, что после смерти ничего нет, тем не менее, считают, что надо быть хорошими людьми: Б-г заложил в человеке естественное чувство добра и справедливости и неприятие зла — вне зависимости от его веры. Согласно некоторым комментариям, это и означает, что Он создал человека «по Своему образу и подобию»: Б-г — само добро и милосердие, истина и справедливость, вот и в человеке это заложено. Поэтому о мишпатим — заповедях, понятных человеческому разуму, — мудрецы говорят: даже если бы они не были записаны в Торе, человеческий разум всё равно диктовал бы так поступать.
Таким образом, чтобы быть хорошим человеком, делать добро и не делать зла, вовсе не надо быть уверенным в награде и наказании: надо просто следовать своим инстинктам. Разве каждый из нас тотчас ринется грабить и убивать, если узнает, что ничего за это не будет? Разве не кипит кровь, когда видим зло и несправедливость, и разве не испытываем радость за людей, когда им становится хорошо? Все это можно и без обещанной награды и наказания.
Другое дело, что, судя по Вашему вопросу, Вас волнует следующее: зачем стараться всё соблюдать и играть по правилам, когда другие эти правила нарушают, толкаются и загребают всё себе — и живы-здоровы? Получается, что здесь и сейчас хороший и честный человек точно проигрывает, а в качестве компенсации получает лишь призывы потерпеть и надеяться на какое-то туманное будущее. Так?
Хороший вопрос. Позвольте предложить такой ответ:
Прежде всего, то, что другие жируют, — во многом иллюзия. То есть, у них может быть больше денег и возможностей, но это не значит, что в целом их жизнь лучше и они чувствуют себя более счастливыми. Как известно, богатые тоже плачут. Богатство (или успех другого рода) обычно приходит не просто так, а как результат деятельности в зоне повышенного риска. Бизнесмен может хорошо заработать, но может и крупно погореть, там и ставки выше. Жестокая конкуренция, выживает сильнейший или просто везучий.
Тем более, если бизнес связан с властью и/или с криминалом: там, как известно, свои разборки, схватки кланов, часто не на жизнь, а насмерть. Живы и здоровы они вовсе не всегда, а когда и удается, угроза и беспокойство остается. «Успешные» политики, актеры, звезды шоу-бизнеса, спортсмены тоже дорого платят за свой успех: и у них постоянная конкуренция, безумный график, надоедание журналистов, потеря приватности.
Оплатить детям образование, может быть, они в состоянии, но уделить время — не обязательно. Дети могут вырасти избалованными, «золотой молодежью», или стать жертвами всех тех опасностей, которые в том мире подстерегают. Некоторые даже охрану для них нанимают, с чего бы? И никто этим людям не сочувствует, только смотрят на них косо, как мы сейчас, и ворчат, что, мол, жируют. Реально познать их проблемы можно, только оказавшись на их месте.
Так что завидовать другим не стоит. Сами эти «успешные» люди, вполне возможно, задаются тем же вопросом, что и мы: зачем стараться быть хорошими, если жизнь все равно тяжелая и игра по правилам только больше ее затрудняет? Зачем заниматься благотворительностью, если все равно завидуют и обвиняют в жадности? Зачем заниматься политикой и пытаться что-то сделать для страны или всего мира, если в ответ не благодарят, а только винят во всех бедах?
То есть, возможно, на самом деле большинство людей в этом мире по своему ощущению являются скорее жертвами, чем обидчиками. А если кто и чинит несправедливость или насилие, то чаще — по-разному оправдывая себя. «С ним по-хорошему нельзя»; «если не ты, то тебя»; «можно хоть когда-то воспользоваться своим преимуществом или просто отстоять свои права». Мы ведь и сами такие; кто может ручаться, что никогда никого не обидел? Случайно задел в борьбе за выживание, а иногда и не очень случайно, кто-то просто «достал». «Что вы от меня хотите, у меня тут такая жизнь…» И не думаю я, что мне «все можно» — нет, но хоть что-то, хоть как-то! Ну, или многое — потому, что много заплатил, потом и кровью выстрадал!
Что тут скажешь, Б-г им — и нам всем — судья… Только Он знает, кто действительно является тем злодеем, который «процветает» в этой жизни, а наказание получит в будущем. Для остальных же людей, типа нас с Вами, скорее актуален вопрос о вере в будущую награду при том, что здесь и сейчас жизнь пока не сахар.
И на это ответ, похоже, такой: а почему, собственно, эта жизнь не может быть с сахаром? Никто не запрещает его добавлять. Тора вовсе не говорит, что хорошо будет ТОЛЬКО в Будущем, а сейчас надо жить плохо и терпеть.
Во-первых, сами благие и полезные дела часто приносят человеку удовлетворение. Если благодаря тебе кому-то стало лучше, разве не становится приятно? Если кого-то спас, вылечил, что-то построил, написал и дал людям, принес пользу — само это отрадно. Кто-то может обругать или подвергнуть критике, но кто-то поблагодарит. И в любом случае ты знаешь, что постарался, поработал, преодолел себя и уж Б-г видит. Ведь самое глубокое удовлетворение — чувство собственного достижения и полноценности — и, похоже, награда в Будущем мире будет по типу, скорее, таким чувством, чем каким-то «богатством» или «угощением»; она ведь будет не для тела, а для души. Так что вне зависимости от внешних обстоятельств можно быть хорошим человеком, выполнять заповеди и этим и наслаждаться.
А, во-вторых, все-таки Б-г создал в этом мире и очень много материальных благ, которыми мы можем насладиться. Просто мы их не всегда ценим. Есть в буквальном смысле сладкая и вкусная еда, есть красивая природа или архитектура, музыка и литература и т. д. Есть общение с родными и близкими. Можно и добавить перца — юмора и сатиры, уж непростая жизнь дает поводы. Много чем тут можно насладиться, и вовсе не обязательно за большие деньги.
Так что не надо жить и творить благо в надежде ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на будущую награду: можно получать удовлетворение и наслаждение в самой этой жизни, невзирая на все бесспорные трудности и проблемы.
Вы также упоминаете известный вопрос: может быть, религия говорит нам о Будущем мире, чтобы с готовностью терпели несправедливость в этой жизни и были послушны властям?
Ну, за другие религии мы не в ответе, но что касается Торы — надо просто немного ее почитать. Как мы упоминали, о Будущем мире в ней самой почти ничего не сказано, как и о том, что надо терпеть тяжелую жизнь. Зато очень много в ней сказано о том, что надо сочувствовать бедным и ущемленным в правах. Прямые предостережения тем, кто не помогает бедным и слабым, а притесняет их. Например: «И пришельца (чужеземца) не обижай и не притесняй его, ибо пришельцами были вы в земле египетской. Никакой вдове и сироте муки не причините. Если будешь причинять ему муки, и если воззовет ко Мне, Я услышу его крик. И воспылает Мой гнев, и поражу вас мечом, и будут ваши жены вдовами, а ваши дети сиротами» (Шмот 22:20-23). Или из Пророков: «И когда вы протянете руки ваши, Я отвращу от вас очи Мои; и сколько бы вы ни молились, Я не слышу: руки ваши полны крови. Омойтесь, очиститесь, удалите зло поступков ваших от очей Моих, перестаньте творить зло. Учитесь творить добро, требуйте справедливого суда, поддержите угнетенного, [верно] судите сироту, вступайтесь за вдову» (Йешаяу 1:13-17). И таких примеров море.
В современном мире религия часто воспринимается как правоконсервативная сила, которая обслуживает власть. Но, если почитать Пророков, становится очевидным, что они выступали скорее в роли либеральной интеллигенции и критиковали богатых и власть имущих за притеснение бедных. Царям от них часто доставалось — а им от царей, когда «доставали»…
Так что Тора вовсе не призывает нас терпеть несправедливость тех, кто толкается и играет не по правилам, — она требует от последних прекратить свои злодеяния. Но, поскольку мир все-таки неидеален, мудрецы также говорят, что награду и наказание в любом случае все получат в Будущем мире, каждый по заслугам, об этом можем не беспокоиться.
Однако полная уверенность и точное знание об этом чудесном Будущем мире, как сказано, пойдут нам, скорее, во вред. В этой связи, кстати, еще одно соображение:
Если бы была полная уверенность в существовании чудесного Будущего мира, то некоторым людям, возможно, захотелось бы… попасть туда поскорее. Здесь жизнь трудная, а там будет рай — так зачем же здесь задерживаться, если можно сразу? Ведь и в пределах этого света, если человек уверен, что есть где-то «райское» место, без тех проблем и бед, с которыми ему приходится жить у себя, и туда можно попасть, он готов на это пойти, даже ценой больших жертв и лишений. Так люди стремятся в Америку: раньше ехали из Европы (когда это означало не несколько часов полета на удобном и обычно безопасном самолете, а много дней плавания на корабле, часто в трудных условиях и с риском пойти ко дну), теперь идут из Латинской Америки: долгий путь с рисками по части легальности. Или, тоже сегодня, из стран типа Сирии или Ливии — в Европу, с большими рисками и лишениями, на допотопных плавучих средствах.
А тут можно прямо в самый настоящий рай! Болезненно? Ну, можно найти относительно безболезненный способ. Страшно? Только потому, что знаем: здесь все-таки жизнь, а там, после смерти, не уверены, есть ли вообще что-нибудь. Но, если бы точно знали, что там блаженство, то было бы уже не страшнее операции: может быть, будет немного больно, зато потом точно будет хорошо.
Некоторые, кстати, даже в реальной сегодняшней жизни поддаются такой логике, например, шахиды. Здесь жизнь плохая, зато там — блаженство, надо лишь взорвать себя, прихватив с собой как можно больше «сионистов» или «неверных».
Но Б-г хочет, чтобы мы то блаженство заработали — для нашего блага, так будет приятнее его получить — в качестве заслуженной награды, а не подачки. И чтобы заработали его как можно больше — опять же, для нашего блага.
Поэтому Он создал в человеке мощный инстинкт самосохранения и стремление максимально продлить жизнь. Чувство, что смерть — это ужасный конец, после которого, насколько видит человеческий взор, «ничего нет». Чтобы не рвались туда раньше времени, а как можно дольше оставались здесь и так заработали максимально возможную награду.
Чего нам всем и желаю.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Моше Пантелят
Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: дарить жене подарки на праздники — обязанность? На какие именно праздники? А если у нее уже есть одежда? Как порадовать жену? Как порадовать детей? Насколько дорогими должны быть подарки?
Рав Ашер Кушнир
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его