Темы: Исправление качеств, Характер, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин, правильным ли будет совершение морального поступка по привычке? Я склоняюсь к мысли, что будет неправильным потому, что будет автоматическим и подсознательным.
Здравствуйте!
Частично я готов с Вами согласиться, а частично нет. Объясню, почему. Когда моральные поступки входят у нас в привычку, это значит, что они стали частью нас и «вытекают» из хороших качеств нашего характера. И это хорошо, ведь в этом заключается цель исправления своих качеств! Например, Рамбам пишет, что лучше давать цдаку много раз по чуть-чуть, чем один раз много. Почему? Чтобы приучить себя помогать другим с легкостью и без лишнего напряжения. Т.е. мы должны сделать так, чтобы это стало качеством нашего характера и вошло в привычку.
Вообще, исправление качеств основано на том, что мы воздействуем на собственное подсознание. Учение Мусар (основатель — раби Исраэль Салантер) исходит из следующего положения: недостаточно не нарушать запреты, нужно воздействовать на подсознательные импульсы к нарушению запретов. Таким образом, учение Мусар предлагает влиять на саму склонность к дурному и работать над корнем проблемы, а не над ее проявлениями.
Это же работает и в отношении правильных действий: мы должны стремиться, чтобы поступать правильно стало нашим инстинктивным желанием, т. е. должны развивать в себе добрые качества, которые будут «толкать» нас делать добро. Поэтому, если мы совершаем что-то хорошее на автоматическом уровне, в этом нет ничего плохого, это и есть цель воспитания хороших качеств.
Но, безусловно, даже когда мы вырабатываем в себе какое-то хорошее качество, нельзя полностью поддаваться порывам, хоть они и исходят из хорошего корня. Мы должны руководствоваться разумом, чтобы это «добро» объективно было добром, а не только удовлетворением нашего желания сделать что-то хорошее.
Также было бы неплохо перед каждым правильным действием сосредоточиться на намерении исполнить заповедь. Но в сфере межличностных отношений это необязательно.
С уважением, Моше Сытин
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Пятигорский
Рав Захария Матитьяу
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Реувен Куклин
Зачем Творец создал провокатора?
Рав Эльяким Залкинд
Пока Шауль был мал в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Рав Реувен Куклин
Какую профессию выбрать человеку, склонному к кровопролитию?
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Рав Натан Агрес
Ведь Тора еще не была дарована?
Рав Зеев Урман
Зачем давать Закон, если не требовать его соблюдения?
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Овадья Климовский
Не был ли он бедуином?
Рав Зеев Гершензон
Праотец Авраам был первым, кто распространил Тору... Но ведь миссионерство у евреев запрещено...
Рав Реувен Куклин
В чем основное предназначение женщины?
Рав Овадья Климовский
Кто и на каком основании считает Шема царём Израиля?
Рав Овадья Климовский
Почему Моше отказался стать отцом народа?
Рав Овадья Климовский
Куда делись 60 лет жизни Тераха?
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Овадья Климовский
Жили ли на земле люди, почитающие Творца во времена Авраама?