Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Зейра: Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.»Трактат Сукка 36:2

Как производится Небесный Суд?

Темы: Виленский Гаон, Видуй, Йом Кипур, Пиркей Авот, Мидраш, Потоп, Суд, Комментарии, Воровство

Отложить Отложено

Знаю, что в Рош а-Шана и после смерти человек предстанет перед Небесным судом. А как происходит этот суд?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос.

В преддверии еврейского нового года, дня Суда, многих интересует: а как же на самом деле будет происходить этот Суд? Давайте вкратце рассмотрим один из его аспектов.

Для этого обратимся к известной мишне из трактата Авот («Поучения отцов»; 3:1). Раби Акавья бен-Маалалель говорит: «Вдумайся в три вещи — и не согрешишь: знай, откуда ты пришел, куда идешь и перед Чьим судом тебе предстоит дать отчет…» (литэн дин вэ-хэшбон — буквально: «дать суд и отчет»)…

Из этой мишны можно понять, что Суд производится в два этапа: сам суд, а затем — отчет человека за свои действия. Однако порядок Суда, упомянутый в мишне, не совсем понятен. Гораздо логичнее было бы, чтобы сначала человек отчитался за свои действия, т. е. ему дали возможность объяснить эти действия и заявить о смягчающих обстоятельствах, если таковые существуют, и только затем начался бы сам суд. Почему же мишна упоминает эти этапы в обратном порядке: сначала суд, а только затем — отчет?

Многие комментаторы обращают внимание на это противоречие. Процитируем некоторых из них.

Приговор, вынесенный себе

«Мидраш Шмуэль» (к Авот 3:1) говорит, что сначала Всевышний Лично (кто бы не мечтал о такой хевруте!) будет объяснять человеку все законы. Ему будут разъяснены все трудные места, он получит возможность задать все вопросы, которые у него накопились. Таким образом, человек получит представление обо всех нарушениях и о том, какие за них полагаются наказания.

Затем его спросят, например, о том, запрещено ли какое-то действие в субботу и, если да, какое наказание полагается за нарушение. Когда человек, прослушав урок у Самого Всевышнего и получив все необходимые разъяснения, ответит на этот вопрос, ему напомнят: как раз сам он в одну из суббот совершил это действие, нарушил субботу. Получается, что человек сам оценивает свои действия и выносит приговор. Т. е. сначала он выносит «абстрактный» приговор и объявляет, какое наказание полагается за такое нарушение (суд), а затем отвечает за то, что сам совершил данное нарушение (отчет).

Отчет за неиспользованный потенциал

Виленский Гаон («Шнот Элиягу — Ликутим») приводит другое объяснение этой мишны. Он говорит: человек будет наказан не только за само нарушение, еще будет подсчитано, сколько времени он потратил на это нарушение. Ведь в это время он мог исполнять какую-нибудь заповедь, изучать Тору. Т. е. сначала человека судят за нарушение (суд), а потом он дает отчет за те заповеди, которые не выполнил, потратив время на это нарушение (отчет).

Это относится и к ресурсам, которые предоставлены в распоряжение человека. Например, если он потратил деньги на какое-то нарушение, ему придется дать отчет не только за нарушение, но и за те добрые дела, которые он мог сделать на эти деньги, но не сделал.

Исходя из этого принципа, «Мешех Хохма» (к Дварим 32:51) объясняет гнев Всевышнего на Моше и Аарона, когда, вместо того, чтобы выполнить Его повеление и сказать скале, чтобы она дала воду, Моше ударил по скале посохом. За это Всевышний упрекает их (Бемидбар 20:12): «И Господь сказал Моше и Аарону: за то, что вы не поверили Мне и не явили святость Мою пред очами сынов Израиля, не введете вы общества этого в землю, которую Я дал им». Т. е. Моше и Аарон не только не выполнили предписание Творца, они еще упустили возможность освятить имя Всевышнего, выполнив предписание в точности. И за это они также должны были дать отчет.

Более того, этот принцип относится и к тем способностям и талантам, которыми Всевышний одарил человека. Если человек пользуется ими неверно, то ему придется дать отчет и за упущенные возможности.

Исходя из этого принципа, можно понять слова Нэилы — заключительной молитвы Йом Кипура. В конце всех молитв Дня искупления произносится видуй (исповедь) — признание грехов, где перечисляются всевозможные грехи, но в заключительной молитве упоминается только грех воровства — «чтобы мы отвели от преступлений наши руки». Почему же в высший момент самого святого дня в самой главной молитве упоминается именно воровство?

Многие комментаторы объясняют это так: в данном случае речь не идет об обычном воровстве, ведь существует еще много других грехов, которые люди совершают чаще. На самом деле речь идет о «воровстве» у Всевышнего: ведь Он наградил человека определенными способностями и талантами для того, чтобы тот выполнял заповеди и изучал Тору. Поэтому, когда человек использует свои таланты в неправильных целях, он «ворует» у Всевышнего. И ему придется также дать ответ за неиспользованный потенциал.

Отчет за влияние на окружающий мир

Еще одно объяснение понятий суда и отчета дает Бейт а-Леви. Он говорит о поколении Потопа. За что был послан Потоп? Сказано (Берешит 6:12): «И увидел Б-г землю; и вот, она растленна, ибо извратила всякая плоть путь свой на земле». Мидраш (Берешит Рабба 28:8) объясняет, что разврат царил не только среди людей, но и среди животных, собака жила с волком, а курица с фазаном. Бейт а-Леви задает правомерный вопрос: действия человека объяснимы, он обладает свободой выбора; но как объяснить поведение животных, у которых нет свободы выбора, ведь извращенное поведение противоречит их природе?

Отвечая на этот, вопрос Бейт а-Леви объясняет фундаментальный принцип устройства нашего мира. Всевышний, создавая этот мир, устроил его таким образом, что всё, существующее в нем, зависит от поведения человека. Когда человек, например, совершает какие-либо нарушения, это влияет на окружающих его людей. Они постепенно привыкают к нарушениям, и в их глазах это, в конце концов, становится нормой. И с этого момента они также начинают вести себя подобным образом.

Это верно не только в отношении людей, но и в отношении животных, и в отношении всего окружающего мира. Получается, что перед Потопом человек своими действиями «изменил» природу, животных и «привил» им противоестественное извращенное поведение.

Теперь мы можем по-новому понять «суд» и «отчет». Получается, что кроме самого суда и наказания за нарушения, человеку предстоит дать ответ за то влияние, которое он своими действиями оказал на окружающий мир.

Мы видим, что действия человека обладают огромной силой, в них заложен огромный потенциал влияния не только на самого человека, но и на весь окружающий мир. При правильном использовании этого потенциала, человек может очень многого добиться в самосовершенствовании и совершенствовании мира. Верно и обратное: неправильные действия человека могут вести в разрушению нашего мира.

Поэтому период перед Рош а-Шана — это хорошее время взвесить и оценить свое поведение, чтобы успешно пройти Суд и дать отчет за свои действия.

Ктива вэ-хатима това (желаю Вам быть записанным на счастливый год в Книге Жизни, и чтобы запись эта была скреплена печатью).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Поколение Потопа нарушало все, но решение об их конце не было подписано, пока не провинились в воровстве. Ноах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.

Запрет кражи

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.

Йом акипурим

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Йом-Кипур

Ноах бен Лемех

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше