Темы: Предназначение, Тора и наука, Грех, Дарование Торы, Духовность, Праведники, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДоброго здравия вам. У меня родилась теория, касающаяся нравственной деградации человечества. Мне кажется, что, чем сильнее мы (современный социум) отходим от Творца, больше полагаясь на себя и свой разум, тем сильнее мы деградируем, приближаемся к точке падения. Древние люди (ну, многие из них, особенно евреи) были близки к Нему, в результате чего были нравственно чище, но со временем отдалились и начали усиленно разлагаться. А что вы думаете по этому поводу?
Здравствуйте!
Похожую идею находим в еврейских источниках, и называется это явление йеридат а-дорот — «снижение (духовного уровня) поколений». Суть явления: чем больше мы отдаляемся от дарования Торы, тем более ограниченными становятся наши возможности духовного развития.
Безусловно, абсолютная уверенность в собственных силах противоречит вере и отдаляет нас от Творца. Это следует из стиха в книге Дварим (8:17, 18) «И скажешь ты в сердце своем: “сила моя и крепость руки моей доставили мне богатство это”, То помни Господа, Б-га твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство…». Тем не менее, не эта самоуверенность является главной причиной «снижения поколений». Духовный уровень поколений снижался и до научно-технической революции, и снижался бы и без нее. Главным фактором духовной деградации является постепенное отдаление от точки Б-жественного откровения.
Вообще, технологический прогресс не является абсолютным злом, точно так же, как не является и абсолютным добром. Этическая оценка любого открытия или изобретения неотделима от его предназначения. Например, ядерные технологии можно использовать в мирных целях, а можно и не в мирных. Точно так же одни и те же «прорывы» можно использовать как для духовного роста, так и для духовной деградации. Все зависит от того, на каком направлении человек их использует.
Также не могу согласиться с Вашим утверждением, что раньше люди по умолчанию были ближе к Б-гу или более нравственны и этичны. Да и вообще, о каких именно временах Вы говорите? Тора нам рассказывает о многих грешниках Древнего мира, которые не только были моральными уродами, но и ставили перед собой цель «свергнуть» Творца. Если почитать, что Мидраш рассказывает о поколении Потопа, о Сдоме и Аморе и о Древнем Египте, то сегодняшнее нравственное падение покажется не таким уж и страшным. Еще можно вспомнить древние цивилизации, такие, как Вавилон, Ассирия, Греция и Рим, где физические наслаждения были главным «национальным интересом». А вспомните средневековье, инквизицию, аутодафе и погромы! Или варварские обычаи язычников. Да какая там нравственность! Сегодня, слава Б-гу, этого всего нет.
Как же это сочетается с постоянным снижением духовного уровня поколений? Мне это видится так: раньше у людей был более высокий потенциал для приближения к Творцу, если человек ставил перед собой такую цель. Но, если этот потенциал не использовать, была вероятность пасть очень низко, даже ниже, чем современный человек. Сегодня нет того духовного потенциала, но при этом у современного человека меньше стремления совершать те грехи, которыми «увлекались» люди древности.
Иными словами, точка выбора современного общества переместилась в другую область, где риск совершить преступления «в стиле» Древнего мира ниже, чем был раньше. Но при этом утрачена и возможность достичь высокого духовного уровня, который был доступен людям прошлых поколений.
В любом случае, мы верим, что с помощью Торы и заповедей каждый человек может выполнить свое духовное предназначение в любом месте и в любое время и получить награду, не уступающую награде самых великих праведников.
С уважением, Моше Сытин
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Замир Коэн
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?
Рав Ефим Свирский
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его