Темы: Воскрешение из мертвых, Машиах, Душа, Ноах, Рамбам, Рамбан, Пророки, Будущий мир, Праведники, Праведники народов мира
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые раввины! Возможно, это уже спрашивали много раз и было дано много ответов, но моя фантазия настолько разыгралась, что лучше я зарегистрируюсь и спрошу. Извините, пожалуйста, если отнимаю много времени.
Воскрешение из мёртвых и мир грядущий. Как это воспринимать? Как аллегорию или буквально? Если как аллегорию, то многое понятно. Но понимается в Торе это слишком буквально (а в Торе я не сомневаюсь). Я изучил много материалов, и возникло много вопросов:
Воскрешение будет всем жившим людям (кроме допотопных). Но это же слишком огромное количество: все жившие евреи и неевреи, праведники и мудрецы, различные народы и племена. Буквально, конечно, это чудо, но где они все будут жить?
Я уверен, что в высших мирах нет терминала с выдачей номерков в очередь на воскрешение в нашем мире, а квартиры в Израиле стоят дорого. Моше и Аврааму выделят жильё, но что со всеми остальными?:(
Я очень даже не против после воскрешения выпить пива на лавочке с Ноем и поговорить с ним о жизни, но будет ли это? А Ишмаэль, который был изгнан из дома Авраама, его потомки стреляют по евреям, и их он не увидит? А Ишмаэль точно не разозлится? Ассимилированные евреи, 10 колен, дети всех бывших евреев и много-много-много разных людей (надеюсь, вы поняли).
Что будет со злодеями? (Например, Гитлер) Или со злодеями, у которых не было возможности знать даже о семи законах? Которые родились и выросли в ужасных местах (стране, семье, народе и т. д.) и стали такими. Ну, вы поняли, с очень сложными персонажами.
Это всё буквально, если, надеюсь, вы поняли, как меня фантазия достаёт. Если аллегория, то мне всё понятно более чем. Но всё же, ответьте, пожалуйста. Спасибо большое! Очень надеюсь на Вашу мудрость! Иван
Здравствуйте, Иван!
Большинство комментаторов считает, что воскрешение состоится не в этом мире, а уже в начале существования Будущего мира. Тогда воскреснут все — а не только праведники — для того, чтобы получить по заслугам: кто награду, а кто наказание. И воскреснут люди «целиком»: душа воссоединится с телом, которое будет очищено от пагубного эффекта, вызванного грехом Адама, и станет таким, каким было тело Адама до греха.
Такой сценарий, вроде бы, отвечает на Ваш вопрос о злодеях: воскреснут и они, и все «очень сложные персонажи» — для того, чтобы получить в точности то, что им полагается. Б-г всех рассудит по справедливости, для Него и вопрос «очень сложных» персонажей весьма прост.
Люди, которые в силу своего образования и воспитания не имели возможности знать даже о семи законах Ноаха или о тех или иных моральных принципах, разумеется, тоже будут судимы в соответствии с тем, что знали и могли. В каждом обществе, включая самые неблагополучные, есть свои моральные принципы, и на своем уровне у каждого человека есть та или иная степень выбора. Никто полностью не зомбирован, каждому внушены какие-то понятия добра и зла и дана возможность выбора. Опять же, нам может быть трудно судить, но у Б-га проблем не будет.
Кстати, Ишмаэль, хотя его потомки стреляют по евреям, сам в конечном итоге раскаялся и умер праведным. Так что выходки его потомков еще не опускают его самого на уровень Гитлера. Как и поступки Гитлера и его команды, потомков Эйсава, не означают в точности аналогичный вердикт для самого Эйсава: у него же все-таки были и другие потомки, целая Западная цивилизация, есть в ней немало ценного. Так что все это действительно непростые вопросы, и только Б-г может всех рассудить. И злиться никто не будет, ибо тогда будет очевидной истина и справедливость суда Б-га.
Особое мнение — у Рамбама: по его словам, Будущий мир — это мир душ, где они, не скованные больше ограниченным телом, смогут получить истинное, бесконечное благо. А как же воскрешение мертвых? На это отвечают, в основном, уже другие комментаторы, анализирующие мнение Рамбама, в том числе Рамбан (в книге «Шаар а-Гмуль») и автор книги «Сефер а-Икарим».
По их мнению, Рамбам считает, что воскрешение мертвых будет все-таки в этом мире, на каком-то этапе до или после прихода Машиаха. Воскреснут при этом только праведники, их душа соединится с телом, но потом они снова умрут, ибо конечная цель для всех — Будущий мир, где будут только души всех людей. Кто именно подойдет под определение «праведник»? Опять же, нам сложно определить, персонажи действительно бывают «очень сложными», но Б-г знает.
Есть и другие мнения, являющиеся уже скорее сочетаниями двух упомянутых.
Что касается поднятого Вами «квартирного вопроса», то, согласно Рамбаму, по мнению которого в этом мире оживут только праведники, их будет не так уж много, так что большой проблемы, вроде бы, не будет. А в Будущем мире вообще будут только души, так что там и «пространство» будет иное.
Согласно же большинству других комментариев, по которым в Будущем мире оживут все души вместе с телами, тот мир всё равно будет настолько отличаться от нынешнего, что в любом случае невозможно точно сказать, как все будет устроено. Где все уместятся? Не видел, чтобы об этом кто-то говорил, но, само собой разумеется, в том чудесном мире найдется место всем, кто заслужит пропуск. Да и в этом мире нашлось когда-то место всем животным, которых надо было спасти от Потопа, в Ноевом ковчеге, а ведь это был целый зоопарк, и без чуда не обошлось. Так что, когда и где надо, Б-г всех разместит, либо чудесным образом, либо каким-то новым, неизвестным нам путем.
Кстати, кто сказал, что вообще понадобятся «квартиры»? Ведь, согласно большинству мнений, жизнь в Будущем мире будет подобна состоянию Адама в Эденском саду до совершения греха. А он, вроде бы, жил в самом саду, без всякого дома.
Ведь зачем людям дома? Во-первых, для защиты от разных угроз: непогоды, диких зверей, злых людей, воров, убийц. Но ведь в Будущем мире всех этих угроз уже не будет (включая, думается, и непогоду: ведь условия будут идеальными).
Кроме того, дома нужны для приватности. Но ведь эта потребность возникла только после греха Адама, до этого скрывать ему было совершенно нечего. Все было естественным и благим. Не было никаких конфликтов и непонимания между людьми, из-за которых человеку стало необходимым свое пространство, где никто не будет ему мешать, неправильно понимать его действия, осуждать.
Так что в том мире, возможно, «квартиры» будут и не нужны. При этом у каждого будет «свой удел», по словам мудрецов, «свой балдахин», но в какой степени все это будет физическим, мы не знаем.
Можно ли будет «выпить пива на лавочке с Ноем и поговорить с ним о жизни»? Опять же, возможно, но точно неизвестно. С одной стороны, Мидраш (Шмот Рабба 52:3) приводит целую историю, мораль которой такова: все достояние человека в Будущем мире должно быть заготовлено в этом мире (благими делами), ибо, если потом будет чего-то недоставать, никто помочь не сможет. «Разве человек будет видеться с другими в Будущем мире? Ведь у каждого праведника будет свой мир, как сказано (Коэлет 12:5): “Ибо уходит человек в вечный дом свой”» (буквально: «в вечный мир свой»).
С другой стороны, по словам Талмуда (Таанит 31а), в будущем «Всевышний устроит хоровод праведников, а Он будет сидеть посередине, и каждый праведник будет указывать на Него: вот наш Б-г!» Получается, люди будут вместе танцевать. Значит, видеться они все-таки будут, только «материально» помогать друг другу не смогут?
Возможно. Как возможно и то, что в целом будет найдено идеальное совмещение индивидуализма и коллективизма, которого так трудно достичь в этом мире. В идеале надо быть уникальным и незаменимым — членом команды. Но на практике, даже когда какой-то баланс достигнут, ни индивидуализм, ни коллективизм все-таки не является полным и совершенным. Не может человек, живущий в обществе и работающий в коллективе, быть до конца независимым и свободным. Но и полностью слиться с обществом не может, оставаясь собой.
Но в Будущем мире, возможно, подобных противоречий и ограничений не будет. То, что несовместимо в этом мире, там можно будет совместить. Каждый человек ощутит себя в полной мере уникальным и единственным в мире — и в то же время ощутит полное слияние с другими людьми в одном хороводе. Испытает близость к Б-гу и лично, и как часть общества.
И если это так, то и с Ноем, и со всеми праведниками тот, кто этого удостоится, сможет «посидеть» — и «потанцевать».
Но, конечно, все это лишь догадки. С точностью сказать, каким будет Будущий мир, сейчас невозможно, поскольку никто из ныне живущих людей там еще не был и не видел его. По словам мудрецов (Брахот 34 б), все предсказания пророков о прекрасном будущем касаются только эпохи Машиаха, в этом мире, но в отношении Будущего мира можно сказать лишь словами пророка Йешаяу (64:3): «Никто [этого] не видел, Б-же, кроме Тебя».
И даже о том, что будет во времена Машиаха в этом мире, по словам Рамбама, Тора специально не говорит четко, а дает лишь отдельные намеки, которые поддаются разным интерпретациям. Т. к. главное для нас — жить достойно в нашем мире, здесь и сейчас. Совершенствовать себя и этот мир и зарабатывать награду, которая позволит нам удостоиться вечного блага в Будущем мире. Благом оно точно будет; можем не сомневаться, что Б-г все устроит хорошо. А что и как именно — поживем (или воскреснем), увидим, дай Б-г.
С уважением, Меир Мучник
Читайте: Воскрешение из мертвых
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Реувен Куклин
Я думаю, это может только Б-г…
Рав Берл Набутовский
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Один из величайших еврейских мудрецов всех времен, глава своего поколения
Рав Реувен Пятигорский
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Батшева Эскин
Три женщины, о которых пойдет речь, были награждены израильским мемориалом Холокоста «Яд Вашем» званием «Праведник народов мира» — в числе десятков тысяч праведников, спасавших евреев в разных странах мира в годы Катастрофы.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»