Темы: Конец времен, Конец света, Награда и наказание, Война, Тора и наука, Свобода выбора, Гог и Магог
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Допустит ли Б-г войну с применением оружия, действующего на мозг человека, на его психику с помощью биологической радиосвязи, которую исследовали Бехтерев, Дуров, Кажинский и другие? Говорят, такое оружие уже используется одной страной против граждан. Противоречит ли это Б-гу и Его закону? N.
Здравствуйте, N.!
Если я правильно понимаю, Вы имеете в виду психотронное оружие, излучающее волны, которые используются для управления толпой, временной парализации деятельности противника и создания сбоев в работе вражеской техники. Насколько реальна сама возможность разработки такого оружия — вопрос.
Биологическая радиосвязь, воздействия на человеческий мозг и внушение мыслей на расстоянии действительно исследовались упомянутыми Вами учеными в первой половине прошлого века. Конечно, и нацистский, и сталинский режим пытались на этой основе что-то разработать, а после победы над нацистами это пытались сделать обе стороны-участницы холодной войны. Эксперименты обеими сторонами были признаны в целом неудачными, и формально это направление было закрыто. Но, по слухам, некоторые усилия продолжают предприниматься. Сколько в этих слухах правды, как водится, неясно. Во многих энциклопедиях психотронное оружие напрямую называется вымыслом, а рассказы о его создании и применении выглядят порождением теории заговора. Но вдруг в этом что-то все-таки есть?
Противоречит ли это Б-гу и Его закону? Если под «законом Б-га» в данном случае понимать законы природы, то эти разработки их нарушают не в большей степени, чем, например, уже успешно осуществленная разработка ядерного оружия, тоже очень «страшного», но явно допущенного Б-гом. Ведь ученые и разработчики только открывают законы, уже существующие в природе и созданные Самим Б-гом. Он дал человеку возможность использовать их, по выбору, либо в мирных целях, либо как оружие, за применение которого, разумеется, человек несет ответственность.
Но о манипуляции психикой человека действительно можно было бы спросить: не нарушает ли это волю Б-га, Который дал человеку свободу выбора, чтобы тот сам принимал решения и нес за них ответственность, зарабатывал награду или наказание?
Однако возможно, подобный, хотя и значительно менее действенный, инструмент уже существует: влияние на мысли и действия людей с помощью пропаганды. «Промывка мозгов». Этот прием широко применялся не только Гитлером и Сталиным и продолжает применяться сегодня чуть ли не всеми общественными и политическими силами. Не только диктатурами, но и демократиями, разными партиями и движениями в самых, казалось бы, свободных странах. Любая предвыборная агитация — по сути, пропаганда. (Как, кстати, и реклама товаров). Трудно найти СМИ, которые этим не занимаются. Манипулируют людскими мнениями и настроениями, толкают людей на действия, на которые те не пошли бы, если бы объективно взвешивали аргументы за и против, думали своей головой.
Но, похоже, и это Б-г делать позволяет. Иначе трудно было бы вести любые войны, да и вообще всякую борьбу, даже мирными средствами. Люди должны верить, что они борются за добро против зла, иначе не будет мотивации. Да и вообще жизнь теряет смысл, если ты не на стороне того, что считаешь добром, и не против того, что считаешь злом. И, если на то пошло, то и любое воспитание является своего рода «промывкой мозгов»: ведь ребенка с детства воспитывают в том или ином духе, прививают какую-то систему ценностей со своими определениями добра и зла. Некоторые из этих определений более-менее одинаковы для всех обществ и народов, а некоторые весьма специфичны…
И существует каждый человек в такой системе координат, в результате чего его свобода выбора ограничена этими ориентирами. Ведь трудно обвинять человека в том, что не выбрал такое-то добро, если ему и в голову не могло прийти, что это добро, или если ему давно было внушено, что это точно не добро… Так что в определенной степени свобода выбора большинства людей ограничена, но ее остается достаточно, чтобы они могли что-то выбирать и жизнь их имела смысл. (Это в целом непростой вопрос и, по правде говоря, требует отдельного изучения).
Понятно, что прямое, «физическое» манипулирование человеческой психикой представляется более устрашающим, чем «непрямая» пропаганда и «промывка мозгов», где все-таки формально человек решает сам. Но ведь существует в мире и более «прямой» обман: человека банально вводят в заблуждение и он принимает решение, базируясь на ложных данных. Причем, как свидетельствует Тора, рассказывая о жизни нашего праотца Яакова, даже праведнику может быть дозволено прибегнутть к хитрости, если в противном случае обманут его: «С кривым криви». То есть получается, что здесь тоже, как на войне: любой хороший человек, если его призвали в армию и послали на фронт, должен стрелять в противника, хотя он вообще-то не убийца: тут либо ты убьешь, либо тебя.
Хотя при этом существуют принятые в мире договоры о правилах ведения войны, запрещающие применение определенных видов оружия. Не всегда понятно, почему одним оружием убивать плохо, а другим — не так уж плохо, но, так или иначе, есть у людей ощущение, что некоторые типы оружия «особенно ужасны». И разумно ожидать, что в их числе и окажется психотронное, если его существование будет признано официально и встанет вопрос о его практическом применении.
Вероятно, мы можем понять, откуда у людей это ощущение «ужасности» и «запретности»: Оно специально дано нам Б-гом. Ведь в целом о мишпатим — заповедях, понятных человеческому разуму, таких как «не убий» или «не укради», — мудрецы говорят, что даже если бы они не были даны Торой, человеческий разум диктовал бы так поступать. Б-г дал людям ряд общих ощущений добра и зла, следуя которым, они могут вести нормальную жизнь.
Вот и подобные типы оружия, возможно, окажутся под запретом потому, что Б-г даст людям ощущение: это уже за гранью, так жить будет невозможно; такое ощущение у нас уже есть в отношении ядерного оружия. И тогда целью создания подобных вооружений окажется не практическое применение, а, наоборот, испытание для воюющих сторон: воздержатся ли от их применения, даже когда, с точки зрения военной необходимости, будет «очень нужно»?
Такие вот соображения.
С уважением, Меир Мучник
Журнал «Мир Торы»
Йонатан Бен Узиэль не смог завершить свой труд и оставить нам свой перевод Ктувим. Почему? Потому что часть его сочинений не может стать всеобщим достоянием. Ведь они содержат книгу Даниэля, пророческие видения которого раскрывают время наступления и протекание мессианских времён. Значит бат коль (глас небес), как говорит нам Талмуд, сообщил Йонатану: « Дайеха! Остановись!»
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Овадья Климовский
Кто из них царь, а кто — страна?
Рав Замир Коэн
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Овадья Климовский
Я запуталась в истории Гога и Магога!
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Последние пророки Иудеи»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ