Темы: Машиах, Душа, Чудеса, Рамбам, Пророки, Сатан, Будущий мир, Духовность, Искупление, Смерть, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. Читаю материалы на Вашем сайте, слушаю видео — и аудиолекции. Очень познавательные и духовно глубокие. Спасибо за Вашу работу! Но заметил одно противоречие, которое как бы сквозной нитью прослеживается в материалах сайта.
Вы везде делаете акцент, что главное — это будущий мир, и наша жизнь — это только путь к нему, награда и вся полнота жизни, полнота бытия будет в грядущем духовном мире. Одновременно с этим, когда дело заходит о Машиахе, для вас грядущего духовного мира как будто нет, вы знаете только наш мир. Машиах не решает у Вас духовных метаисторических задач, не решает самую главную проблему — смерти, не освобождает от власти дьявола, он дает только «политическую свободу» еврейскому народу.
Но ведь политическая свобода может соединяться с духовным рабством, с духовной смертью. Израильтяне сейчас имеют «политическую свободу» (и само еврейское государство, собственно, уже возникло без Машиаха), но при этом «политически свободные» граждане могут быть духовными рабами, по своему духовному состоянию могут быть мертвы, могут находиться во власти йецер-ара и не иметь части в мире грядущем.
Выходит, «политическая свобода» вообще нейтральна к настоящей духовной свободе, они — как две параллельные прямые. Праведник не нуждается в «политической свободе», которую ему должен дать Машиах. Почему тогда такой акцент в миссии Машиаха делается на столь бренных и недуховных вещах, как политика и иже с ней? Может, Машиах должен, все-таки, спасать душу человека для грядущего мира? Спасибо. Илья
Здравствуйте, Илья!
Вы задаете хороший вопрос.
Попробуем разобраться, что именно должен дать Машиах.
Отсутствие конфликтов и сотрудничество
Об этом пишет Рамбам в конце «Законов о царях и о войне» (гл. 12). Он действительно подчеркивает, что не следует думать о мире после прихода Машиаха как о каком-то рае, где не будет больше никаких проблем и наступит полная идиллия. И он следует тому мнению в Талмуде, согласно которому «различие между этим миром и эпохой Машиаха только в угнетении [еврейского народа нееврейскими] царствами». На первый взгляд, это похоже, как Вы говорите, всего лишь на «политическую свободу». И Вы спрашиваете: но такую свободу израильтяне имеют уже сейчас, а в духовном плане могут быть мертвы, подвержены дурному началу?
Ну, хотя это действительно не главное, начнем все-таки с того, что настоящая свобода даже в чисто политическом смысле не означает одну формальную независимость и существование своего государства. Ведь свобода — это отсутствие ограничений, когда можно самому решать, что и как делать. В полной мере такой свободой не обладает в мире никто: ведь люди друг от друга зависят, и страны тоже. Даже самые мощные державы ограничены друг другом и рядом других факторов, а остальные ещё больше зависят от сильных мира сего. Конкретно Израиль сильно зависит от Америки, а также от окружающих его противников, которые в целом слабее его, но не перестают представлять угрозу, а потому определяют его действия: на их угрозы и действия приходится реагировать.
Так что даже политически Израиль сейчас настоящей свободы не имеет. Но Вы также правы в том, что и от Машиаха мы ждем не только такую свободу.
Ведь «изгнание» и угнетение евреев другими царствами — это не только и не столько физическое господство, сколько духовное влияние. У каждого народа свой характер, со своими достоинствами и недостатками, и достоинства и недостатки могут быть переняты теми, кто находится под влиянием этого народа. Испытание изгнания в том и заключается, чтобы перенимать только положительные черты господствующего народа, но не отрицательные, а это может быть непросто.
Более того, поскольку страны отличаются друг от друга по характеру, то евреев, попадающих под влияние народов разных стран, «тянет» в разных направлениях. В результате, например, не только Америка отличается от России, но и американские евреи от российских — а есть еще и иракские, и йеменские евреи! И когда все они встречаются, например, в современном Израиле, то не всегда легко стыкуются друг с другом. Более того, многие евреи из-за условий в тех странах, где они жили, в разной степени отошли от своей религии, а другие ее сохранили, и это тоже не способствует взаимопониманию.
В результате всех этих различий между людьми видим мир, полный конфликтов и взаимной неприязни. Полюбуйтесь на конфликты между великими державами, на гражданские войны, да и на политические внутренние расколы во многих странах — и на Израиль тоже, с его многочисленными группами и расколами. Все это очень неприятно и мешает людям сотрудничать и добиваться многих важных целей. Вместо того чтобы быть единомышленниками и помогать друг другу, люди видят друг в друге врагов и ставят палки в колеса, наносят вред, а то и убивают. Тратят силы и деньги на вооружение, работу спецслужб, пропаганду в СМИ и т. д. вместо каких-то позитивных достижений.
Поэтому неслучайно есть у людей мечта об «объединенных нациях», об отсутствии всей этой вражды и о всеобщем разоружении. Вот только попытки достичь этого на практике пока что большим успехом не увенчались.
Но именно этого должен добиться Машиах, как пишет Рамбам (там же). Мир без конфликтов и войн, в котором царит единство между столь разными людьми и силами и в котором все объединены стремлением познать Б-га и истину. Как говорит в своем знаменитом пророчестве Йешаяу (11:6): «И волк будет жить вместе с ягненком…» Часть комментаторов полагает, что это надо понимать буквально: весь мир изменится и не будет больше хищников. Но, даже если не буквально, то хотя бы в переносном смысле: все люди будут жить мирно. И, как мы говорим в молитве на Рош а-Шана, «объединятся они все вместе, чтобы исполнять волю Твою от всего сердца». Объединенные такой целью, люди смогут направить свои силы на позитивные достижения — как материальные, так и духовные. Ведь войны и конфликты и физически отвлекают, и морально подавляют дух. А тогда можно будет заниматься строительством — физическим, интеллектуальным и духовным — без всех этих помех, и возможности кардинально расширятся.
Вот какого типа блага мы ждем от Машиаха. Достаточно глобальная задача?
Меньше заработка, но больше жизни
А как же «решение проблемы смерти»?
Его действительно не будет. Люди продолжат умирать. Только жить, как сказано, будут более приятным и продуктивным образом. Будущий вечный мир, о котором мы говорим как о месте получения награды за праведную жизнь, — это не эпоха Машиаха, это другое.
«Освобождение от власти дьявола»? Вообще-то, и сейчас нет такого существа, властвует над нами только Б-г. Есть лишь ецер а-ра — «дурное начало», которое на самом деле является нашими же собственными недостатками и слабостями. Они над нами не властвуют — в наших силах их преодолеть, и в этой борьбе заключается наша главная цель в этой жизни.
И в этом плане, надо сказать, после прихода Машиаха действительно произойдут изменения. Ведь его приход все-таки будет сопровождаться открытыми чудесами, которые сделают более очевидным существование и присутствие Б-га — и ослабят соблазн нарушать Его заповеди, развеют иллюзию отсутствия награды и наказания. Станет естественным стремление познать Б-га и Его истину, и ослабнет соблазн лениться и отлынивать от этого. А также станет очевидной иллюзорность взаимных образов врагов и беспочвенность расколов, будут устранены все недоразумения и развеяны подозрения — что ослабит соблазн конфликтовать и воевать друг с другом, наносить другим вред. По словам Рамбана (Дварим 30:6), соблазны в целом сойдут на нет, ибо человек вернется на духовный уровень Адама до греха, когда в его душе не было примести зла и ему естественным образом хотелось делать только добро, заниматься позитивным строительством и приближаться к Б-гу.
Но ведь, если нет соблазнов, которые приходится преодолевать, нет и награды за преодоление. А сейчас, преодолевая соблазны, мы зарабатываем награду, и она нас ждет в Будущем мире. Получается, что после прихода Машиаха мы перестанем столь интенсивно пополнять свои «сбережения» на Будущий мир, но начнем более полноценно жить в этом мире — в том числе и в духовном плане.
И, получается, есть определенная истина в Ваших словах, что праведник не нуждается в той свободе, которую ему должен дать Машиах (хотя, как сказано, она не будет чисто политической). То есть, если определить праведника как человека, который готов и желает бороться со своими соблазнами и зарабатывать награду для Будущего мира, то ему таких возможностей предоставляется больше именно сейчас, до прихода Машиаха. Поэтому, согласно толкованию мудрецов (Шабат 151 б), говоря в книге Коэлет (12:1) о «годах, о которых скажешь: нет мне в них проку», царь Шломо намекает на эпоху Машиаха. Да, тогда много на будущее не заработаешь, больше насладишься жизнью в этом мире.
И не Машиах спасет душу человека для Грядущего мира — спасти свою душу каждый человек должен сам, здесь и сейчас. Сам ее выковать, своими поступками, своим использованием свободы выбора во благо.
Но тогда, вроде бы, возвращается наш вопрос: почему мы все-таки мечтаем о Машиахе? То есть, конечно, жить будет приятнее, но как разумные и трезвые люди мы должны понимать, что «выгоднее» жить сейчас, зарабатывая вечное благо в Будущем мире. Почему же мы мечтаем об ином?
Если бы и «знала», и «могла»!
История — это не просто чередование разных эпох. Это цикл. Параллельный циклу жизни: сначала «молодость», потом «старость». Именно так определяют мудрецы соответственно прошлый и современный этапы еврейской истории.
В чем основное различие между этими этапами? Как известно: «Если бы молодость знала, если бы старость могла…» Старость ностальгирует о молодости, когда «могла». И мечтает об обновлении, омоложении. Которое в данном случае действительно было обещано: «И дам вам сердце новое, и дух новый вложу в вас» (Йехезкель 36:26). В «молодости» мы могли достигать высоких уровней духовности, у нас были пророки и Храм, место объединения и сближения с высшими мирами, с Б-гом. О восстановлении того уровня мы и мечтаем.
Но не просто о возвращении той «молодости» — ведь сама по себе она многого «не знала». В свое время «нарубила много дров» и в результате грехов получила цикл изгнаний, в последнем из которых мы до сих пор находимся. Ее былые силы ушли, пришлось ей трудиться уже в более тяжелых условиях, «спуститься на землю», умудряться опытом. Всё это мы сделали, отработали сполна и теперь уже мечтаем о неком подобии «пенсии» и «покоя». Когда, набравшись опыта и избавившись от изначальных соблазнов, мы уже не будем поступать опрометчиво, мы будем «знать».
В обычной жизни человека речь на «пенсионном» этапе шла бы об активном и полезном отдыхе: теперь будет возможность саморазвития в других направлениях, можно уделить время разным увлечениям, больше почитать, посмотреть, узнать. И с людьми говорить не только по делу, и не конфликтовать вынужденно, в процессе выполнения своей работы, а общаться с друзьями, «вместе весело шагать по просторам». Да и делать вместе что-нибудь полезное, не ради заработка, а ради самой пользы и наслаждения, которое это дело всем доставит.
Но поскольку это цикл жизни еврейского народа, которому было обещано омоложение, речь идет о большем — о возвращении былых сил, возможностей и желания заняться реальной продуктивной деятельностью. Как сказано, всем вместе, объединенными усилиями, не препятствуя друг другу беспочвенной враждой.
Так что это мечта о сочетании достоинств молодости и старости, когда и будем «знать», и «сможем». Достаточно заманчивая мечта?
Желаю всем нам ее осуществления.
С уважением, Меир Мучник
Рав Берл Набутовский
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Толдот Йешурун
Обзор
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его