Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какая мотивация должна быть для того, чтобы зарабатывать деньги?

Темы: Иштадлут, Деньги, Чудеса, Заработок, Парнаса, Ман, Заслуги

Отложить Отложено

Скажите, пожалуйста, какая мотивация должна быть для того, чтобы зарабатывать деньги?

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Я не знаю, изнутри какой ситуации Вы задаете свой вопрос, поскольку обычно зарабатывать деньги, чтобы прокормить себя и свою семью, является естественным человеческим желанием и даже «инстинктом».

Возможно, Вы находитесь в фазе некоего кризиса или духовного поиска, из-за чего обычные бытовые действия потеряли для Вас ценность и стали безразличны. Или же Вы достаточно обеспечены и у Вас хватает средств, чтобы отказаться от работы и жить на комфортном уровне, не прилагая для этого больших усилий. В последнем случае, возможно, действительно стоит меньше времени уделять работе и сосредоточиться на более высоких целях. Ведь работа — не самоцель, а лишь средство заработка…

В любом случае, в каком бы финансовом положении Вы ни находились, работу всегда можно тоже превратить в мицву (выполнение заповеди).

Рамбам пишет, что все наши повседневные действия могут стать выполнением заповеди, если будем совершать их во имя Небес. Поэтому, если Вы будете «держать в голове», что работаете ради того, чтобы прокормить себя или семью, или — чтобы служить Творцу в радости, то эти действия станут такими же духовными как, например, молитва.

Еще одним важным фактором мотивации может стать желание помогать другим. И, если Творец благословил Вас достатком и Вы используете его для поддержки неимущих или изучающих Тору, это будет самым лучшим способом превратить зарабатывание денег в духовное действие.

И, чтобы серьезно рассмотреть вопрос заработка и почему мы должны этим заниматься, необходимо упомянуть такое понятие, как «иштадлут».

«Иштадлутом» на языке мудрецов называются физические действия, направленные на получение пропитания. Как ни странно, без «иштадлута» человек не может получить даже то, что ему полагается по его заслугам. Т.е. может быть так, что человек является полным праведником и по решению Небесного суда ему полагается получить некое благо, но он его не получит, если не совершит некие действия для его достижения. Условно «иштадлут» можно назвать «кнопкой», которая «приводит в действие» духовные механизмы, приводящие благо, которое полагается человеку по праву.

Еврейские мудрецы дают несколько объяснений, почему Творец устроил именно так, что ради пропитания человек должен прилагать усилия. Причины, которые они приводят, можно условно разделить на «позитивные» и «негативные». К «негативным» я бы отнес проклятие за грех Адама. Рамхаль пишет, что обязанность прилагать усилия — это результат проклятия «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Берешит 3:19).

Другого, более «позитивного» мнения придерживается автор книги Ховот а-Левавот. Рабейну Бахье считает, что основная причина, по которой Творец возложил на нас обязанность «иштадлута», — это желание спасти нас от греха. Ведь, как сказано в Талмуде, «бездействие приводит к скуке, скука — к прегрешению» (Ктубот 59 б). Именно поэтому желание Творца заключается в том, чтобы люди занимались зарабатыванием денег, иначе от безделья и скуки они больше грешили бы. Подобно этому сказано в Пиркей Авот: «Хорошо сочетать изучение Торы с каким-либо ремеслом, ибо оба этих дела требуют напряженного труда, что отвлекает от греха» (2:2).

Еще одно объяснение обязанности «иштадлута» принадлежит Рамбану. Согласно Рамбану, усилия нужны для того, чтобы скрыть явное чудо. Если человек не совершает действий, направленных на получение материальных благ, это как бы «вынуждает» Творца совершать для него явные чудеса, наподобие дарования мана. А такая форма управления миром не входит в Его «планы». В результате человек, который недостоин явного чуда, рискует остаться без пропитания.

Как бы то ни было, по всем мнениям «иштадлут» является прямой обязанностью каждого человека, вне зависимости от его духовного уровня. Тем не менее, уровень усилий, которые нужно приложить для получения того или иного результата, меняется от человека к человеку. И здесь важным фактором является уровень праведности и уровень упования на Творца.

С уважением, Моше Сытин


Читайте также: тема Деньги и денежные отношения в иудаизме

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше