Темы: Запреты, Смысл жизни, Заповеди, Наслаждения, Субботы и праздники, Рав Меир Мучник, Материальные блага
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, ув. раввины. Недавно на уроке Торы услышала вопрос от одной из соучениц, но вразумительного ответа от ведущего урок мы так и не дождались. По правде говоря, этот вопрос я слышала не раз, и видимо пришло время разобраться. Если коротко: в чём цель или смысл жизни религиозного человека (еврея)? Более дословно, как прозвучало на уроке: вот мы знаем, что человек рождается и умирает не по своей воле. Кроме того, в Торе предписывается человеку отказываться от многих или даже от всех вещей, дающих удовольствие от жизни. Т.е. с одной стороны «заставляют» жить, с другой — «жить не дают». Простите, но со стороны выглядит как форменное издевательство! (Именно так и было сказано). Иногда говорят «жить ради высшего Блага». Причём, в чём это самое благо состоит, никто сказать толком не может. Что это — мир во всём мире? Свобода, равенство и братство? А если меня не интересует мир во всём мире? Что каждый человек находит в этом лично для себя? Объясните, пожалуйста. Мария
Здравствуйте, Мария!
Я вполне могу спокойно и коротко сформулировать, в чем цель и смысл жизни религиозного человека (еврея) и, может быть, еще сделаю это — в конце ответа. Но, судя по тону Вашего вопроса и употребленным выражениям, для начала следует отметить, что лучше всех теорий практика и лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Вам когда-либо доводилось быть в религиозной еврейской общине, в семье религиозных евреев? Отмечать с ними субботу и праздники? Или посещать религиозную свадьбу? Попробуйте и потом сообщите, в какой мере Вам действительно «не давали жить» и занимались «форменным издевательством». Так выглядит со стороны? Ну, не знаю, что там выглядит, но Вы и не смотрИте со стороны, а зайдите внутрь, соприкоснитесь. Если Вы в Израиле или Вам доведется здесь побывать, приезжайте, хотя бы и к нам в семью, побудьте, попробуйте на вкус и, если будут какие-либо вопросы, с удовольствием их обсудим.
А пока что все-таки немного теории. Итак, какие в жизни главные удовольствия? Нет, не духовные, а самые что ни на есть материальные и физические.
Ну, скажем, еда. В субботу, помимо молитв, есть заповедь устраивать три трапезы. Сначала рыба, потом (в пятницу вечером) суп, потом мясо или курица, потом что-нибудь на десерт, часто мороженое. Еврейские домохозяйки изощряются в рецептах. Приезжайте и попробуйте, не пожалеете.
И в праздники тоже заповедано устраивать трапезы, по крайней мере, две. Повеление Торы «радоваться празднику» (Дварим 16:14) мудрецы трактуют так: «радость» — это мясо и вино.
Впрочем, в чем-то, возможно, Ваши опасения можно понять. Как раз сейчас надвигается целая череда праздников: Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот, Симхат Тора. Из них только Йом Кипур — пост, но в день перед его наступлением, опять же, заповедано есть как можно больше — и по его окончании тоже принято устраивать трапезу. В этом году все эти праздники выпадают посередине недели, получается суббота-праздник-суббота-праздник и т. д., четыре недели подряд. Это ж сколько надо есть! Форменное издевательство над желудком!
Кстати, я упомянул, что еврейские домохозяйки изощряются в рецептах. А как же законы кашрута: того нельзя, этого? Да, много есть законов. Но, повторяю, приезжайте и попируйте у нас, и если потом у Вас будут какие-то замечания по поводу обилия и разнообразия еды, то терпеливо их выслушаем.
Ну, а в праздник Пурим есть заповедь… напиваться! Издевательство, да и только. А там еще и посылать друзьям сладости, и наряжаться в костюмы, ну не стыдно ли так мучить людей?
Какие еще есть в жизни удовольствия? Не будем стесняться: интимные отношения. Что говорит Тора? Что супруги должны вступать в интимные отношения. Они обязаны давать друг другу это удовольствие. А если один из них систематически «отлынивает», то это считается жестокостью и решительно осуждается.
Да, есть запреты. Например, вступать в такие отношения с чужой женой. И с матерью, и с сестрой, и еще целый список ближайших родственниц. Вот беда! А еще нельзя — мужчине с мужчиной! Ну, жизнь некоторых современных и продвинутых людей это уже действительно лишает всякого смысла, что тут скажешь…
Какие еще удовольствия? Перейдем к несколько более духовным. Скажем, музыка. Не все, что есть в нееврейском мире, нам можно или рекомендуется слушать, но большая часть вполне приемлема, а также есть в еврейском религиозном мире своя музыка, неизвестная за его пределами, которая по-своему красива. Музыка играет важную роль в нашей жизни. Приезжайте на еврейскую свадьбу и посмотрите, как религиозные евреи танцуют. Как поют на тех же трапезах в субботу и в праздники.
Литература? Евреи — народ Книги, у каждого уважающего себя религиозного еврея имеется в доме библиотека основных книг, составляющих Письменную и Устную Тору. Тут буквально век живи — век учись, достаточно материала для чтения на всю жизнь. Да, мировую классическую литературу средний еврей, выросший в религиозной общине, знать не будет, ибо здесь ее изучение не считается важным. Тут заняты освоением своего огромного культурного наследия, содержащегося в Торе. Но, если лично Вы скучаете по Ильфу и Петрову, никто Вам не запрещает их перечитать.
Как и изучать и познавать этот чудесный мир, его историю и географию, наслаждаться красотой созданной Б-гом природы, да и архитектуры, которую Он помог создать человеку. И швейцарскими Альпами, и нью-йоркскими небоскребами, и московским метро.
Короче, не знаю, кто Вам там читал лекцию, что именно сказал и что именно услышали присутствующие, но истина в том, что от всех удовольствий в жизни религиозному еврею отказываться никак не приходится. Наоборот, многие из них ему предписаны.
От некоторых удовольствий — да, приходится отказываться. Но, знаете ли, от некоторых — или даже многих — удовольствий приходится отказываться очень многим в мире людям, необязательно евреям и необязательно религиозным.
Например, когда президента Обаму спросили в интервью, чего ему недостает, он ответил: возможности просто прогуляться с семьей в парке без всех этих охранников и т. д. Пришлось ему отказаться от такого вот элементарного удовольствия. Знаменитостям приходится жертвовать возможностью жить своей частной жизнью, не попадая каждую секунду под прицелы камер: попробуй что-то не так скажи или на кого-то не так посмотри, весь мир будет судачить. Вас восхищают музыканты или спортсмены? А знаете, какой у них график? Целый день постоянные упражнения и репетиции/тренировки и соревнования, вряд ли там можно найти достаточно времени для каких-то развлечений и удовольствий. А диета — знаете, какая у спортсменов она жестокая? Какой там кашрут!
И у «обычных» людей в жизни тоже полно лишений, даже у тех, кто, вроде бы, мог бы себе ни в чем не отказывать. Одна наша богатая родственница, живущая в Америке, жаловалась, что не может, когда захочет, приехать к нам в гости в Израиль, потому что не отпускает с работы начальник. И дома у нее половина комнат изыскано обставлены, в соответствии с ее возможностями, а половина представляет собой голые деревянные доски, потому что все не находится времени как следует заняться обустройством, слишком занята работой. Встречались также люди, помешанные на здоровой пище, наши требовании кашрута отдыхали рядом с их заморочками. Нам-то хоть Б-г приказал, а они — добровольно! И почему-то не считают это мазохизмом и издевательством над самими собой.
Так что у кого на практике больше в жизни удовольствий и за какую долю лишений ответственна религия — это еще вопрос…
Итак, религиозные евреи — нормальные люди, жизнь которых состоит из сочетания обязанностей и вполне удовлетворительного количества наслаждений. Встаем утром, завтракаем, собираем детей в школу, идем на работу (или изучать Тору — изучение Торы на практике является научно-исследовательской деятельностью, это отдельный разговор). При этом ведем нормальные беседы, обсуждаем проблемы, шутим, смеемся, помогаем друг другу. В субботу, как сказано, на работу не ходим: больше молимся, но и больше пируем — и больше проводим время с семьей, беседуем, обсуждаем жизнь, шутим и смеемся. В современном-то мире с его телефонами и прочими средствами связи отказ от всего этого на один день и время, проведенное с семьей, — это не лишение, а наоборот, необходимый глоток кислорода, иначе семья в опасности!
Ах, да, совсем забыл упомянуть о смысле и цели жизни. Вам все еще интересно?
Конечно, свобода, равенство и братство, мир на земле — это, наверное, хорошо. И аист на крыше тоже. Но на практике, помимо аиста и прочих голубей, все это на данный момент во многом утопия. Мечтать и молиться об этом не вредно, но пока что действительно надо заниматься собой. Да, стремиться к высшему благу — лично для себя.
В чем же оно заключается?
В том, чтобы на этом свете трудиться, совершенствовать себя и, насколько возможно, окружающий мир, делать добро (в определение которого включено соблюдение заповедей Торы) — и заработать награду в Будущем мире.
А как же все перечисленные удовольствия этого мира? Еда, интимные отношения, музыка, природные и архитектурные красоты и т. д.? Конечно, они есть, но если жить ради них, то эта жизнь нас разочарует — вне зависимости от того, соблюдаем ли мы законы какой-либо религии. Ведь все-таки огромную часть жизни занимают не удовольствия, а проблемы и тяжкий труд. А если и получим все желанные наслаждения, все равно удовлетворения не будет, а будет — либо жажда новых наслаждений, либо пустота и бессмысленность существования.
Так что, не отказываясь от наслаждений в принципе, поймем в то же время, что истинное удовлетворение дает стремление к цели и ее достижение. То, что человек строит и создает какое-то благо — а потом делится им с другими. Именно такого рода деятельностью занимается Б-г — творит мир, поддерживает его существование и дает пользоваться и наслаждаться им Своим созданиям. И Он заповедал нам «идти Его путями» — на доступном нам уровне. У каждого свои способности, каждый может созидать какие-то блага, материальные или духовные, и каждому надо реализовать свой потенциал — и одарить созданными благами других. К этому человек, собственно, и стремится, Б-г заложил в нем этот инстинкт. И так он зарабатывает награду в Будущем мире.
Хотя истинную природу этой награды нам здесь и сейчас действительно не понять, можно предположить, что и она будет заключаться не в особо крупной порции мороженого, а в какого-то рода чувстве достижения и полноценности. Ибо даже то чувство достижения, которое доступно в этом мире, недостаточно велико для того, чтобы им и ограничивалась та награда и то благо, которым Б-г хочет нас наделить. Тем более недостаточны для этого какие угодно материальные наслаждения. Так что главная награда будет потом, когда будем действительно «отдыхать».
А жизнь в этом мире — это «работа», на которую нас Б-г посылает. И те удовольствия, что доступны сейчас, — это лишь удобства, которые Он любезно предоставил нам на время нахождения «на работе» в этом мире. Он создал для нас комфортный и красивый «офис», чтобы эта работа, пусть и трудная, была также и приятной.
Так мы подходим к ответу на Ваш вопрос: с одной стороны, «заставляют жить», но, с другой, «жить не дают», как же так? А вот как: жизнь — это работа. Нас заставляют идти на работу — и работать дают! Только Начальник попался очень добрый и создал на этой работе столько красоты и столько удобств и наслаждений, что у кого-то может возникнуть впечатление, что ради них его сюда и послали. Но понятно, что тот, кто ходит на работу исключительно ради этих наслаждений, на самом деле не понимает смысл нахождения на работе и будет разочарован.
Зато тот, кто идет ради того, чтобы работать и достигать, строить и делать добро, найдет основное удовлетворение в этом — а также будет приятно удивлен обилием дополнительных наслаждений, которые Начальник ему милостиво предоставит. А если как следует поблагодарит Начальника за эти удовольствия и выразит восхищение прекрасным офисом, то бишь миром, который Он для нас создал, то этим тоже будет Ему служить, приблизится к Нему и так превратит материальные наслаждения в духовность.
Итак, работаем! С уважением, Меир Мучник
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Меир Мучник
Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его