Темы: Речь, Чистота речи, Гнев, Проклятие, Святость, Чувства и разум
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШавуа тов (хорошей недели)! Вопрос о матах и ругани с точки зрения иудаизма. Откуда берется ругань? Источник?
Министр здравоохранения Украины говорит научно, что маты — то полезно для здоровья. Вот даже исследования приводит она (министр здравоохранения Украины) и пишет в фейсбуке: «Часом буває так, що деякі народні депутати почуваються геть забутими та нікому не потрібними. Тож аби хоч якось привернути до себе увагу, вони пишуть законопроекти, які пасують радше Північній Кореї, аніж сучасній європейській державі. До прикладу, пропонують заборонити матюкатися». Андрей
Здравствуйте, Андрей!
На вопрос, откуда берется ругань, ответ, похоже, такой: в своей основе многие из ругательств — проклятья. Это особенно очевидно в тех выражениях, где адресата «посылают». Согласно некоторым исследованиям, в корне это означает — «в преисподнюю», «в могилу» и т.п. Но и в других случаях в переводе на цензурный язык ругань означает: «Проклятье!», «Черт побери!» — обидчика или просто «ситуацию». Неслучайно слово «клясть» означает и «ругать», и «проклинать» — как и английское слово «curse», как и слово святого языка клала.
Особенно сильную эмоционально-экспрессивную окраску матерным словам придает не только и не столько их формальное значение (обычно — связанное с известной деликатной областью), сколько сама их табуированность. В нормальных ситуациях их не принято употреблять, поэтому тот, кто все-таки употребил, выражает с их помощью эмоции и «пожелания» за гранью нормы.
Поэтому также понятно, почему их использование может и облегчить боль или помочь выпустить пар при раздражении, или просто послужить эквивалентом восклицательного знака. Т.к. эти слова «прорывают» границу, они воспринимаются как «сильные», «пассионарные», «пробивные». Человек не просто выразился — взорвал, выплеснул. И, таким образом, выпустил пар. Иногда так больно или так несправедливо, что очень хочется как-то «ответить», наказать виновного, «дать» ему. Но физически побить нельзя, невозможно или просто некого, тут не человек виноват, а «ситуация». Ну, так хотя бы не совсем стерпеть и проглотить, а «побить словами». (А если и можно физически побить, слова помогут). Тогда приходит чувство, что хоть как-то «восстановлена справедливость», и можно успокоиться.
Другой вопрос — разрешать или запрещать эти слова официально.
О самом проклятье Тора говорит: «…начальника в народе твоем не проклинай» (Шмот 22:27). «Не проклинай глухого» (Ваикра 19:14). «Тот, кто будет проклинать отца своего или мать свою, смерти должен быть предан» (Ваикра 20:9). Мудрецы поясняют: на самом деле запрещено проклинать любого еврея, а этих конкретных людей Тора упоминает, потому что неуважение к ним особенно страшно. Есть и другие причины. Как объясняет Сефер а-Хинух (заповедь 231), среди этих причин — тот факт, что проклятья могут сбываться. Но — и стремление Торы в целом отучить евреев от гнева и мстительности, уменьшить раздоры и взаимную неприязнь, установить мир и дружбу.
Но, хотя любые проклятья запрещены, бичеванию (или, если злословил родителей, смертной казни) нарушитель подвергается, только если проклял именем Б-га. Похоже, потому, что это считается проклятьем «за гранью» — злоупотреблением Его именем.
Матерные слова, разумеется, именами Б-га не являются, и по Торе такого наказания за них не будет. Тем не менее, понятно: от их употребления раздражения, злобы и взаимной неприязни станет больше, а мира и дружбы меньше. Поэтому их использование явно противоречит духу запрета проклятий, а также таких заповедей, как «возлюби ближнего как самого себя», «не храни ненависти» и т. п.
А если эти слова не направлены против других людей, а используются просто как эквивалент воплей и восклицательных знаков?
Возможно, это уже становится вопросом культуры и интеллигентности каждого человека. Если он находится на определенном «уровне развития», то сам осознает, что это непристойно, не подобает, «это не он». Но простыми запретами воспитать такое чувство трудно. Хороший пример, тоже из практики законодательства — антиалкогольный закон. Его пробовали в таких разных странах, как Америка (в 20-ых годах) и Россия (в 80-ых), и результат был примерно одинаковым: алкоголизма не убавилось, зато расцвели контрабанда и самогоноварение. Если люди к чему-то привыкли, даже определенно вредному, трудно отучить их одними запретами. Дело тут не только и не столько в конкретных действиях, сколько в общем уровне культуры и образе жизни, а это трудно переделать, когда речь идет о взрослом человеке.
Но, с другой стороны, открыто разрешать брань и провозглашать, что она полезна, тоже не представляется правильным. Запреты могут не действовать, но официальное признание брани полезной может быть воспринято как полноценный зеленый свет. И те, кто еще как-то пытался быть в этом плане сдержаннее, с радостью бросят эти попытки и помчатся делать всё, что пожелают. А ведь, даже если есть в произнесении этих слов польза, то именно в их «пробивной» силе, в том, что они «прорывают границу» и помогают выплеснуть желчь. Но, если формально разрешить, исчезнет сама эта граница! И останется просто словесная грязь и бескультурье. Поэтому, даже если не пытаться законодательно запретить эти слова, официальное разрешение тоже давать не следует, они должны восприниматься как запретные.
Таким образом, представляется, что политикам лучше в это дело просто не вмешиваться: ни запреты, ни провозглашения полезности во благо не пойдут. Похоже, люди сами выработали адекватное отношение к этим словам: формально не запрещено, но «некультурно», вульгарно и на практике зависит от уровня человека.
Ну, а для евреев, возможно, воздержание от ругани все-таки является частью заповеди «будьте святыми». Сама эта заповедь, интересным образом, четко не определена: она призывает к сдержанности, но не обязательно чисто количественно, к ограничению удовольствий. Ведь на большой трапезе в честь субботы или праздника, где подают много блюд, вполне можно отведать каждое. Да и Тора прямо говорит: «Когда… ты скажешь: “поел бы я мяса”, потому что душа твоя пожелает мяса, то сколько угодно душе твоей ешь мяса» (Дварим 12:20). Так что заповедь «святости», скорее, предписывает не то, сколько есть, а то, как есть. Не набрасываться, есть с достоинством, аккуратно, «как человек, а не как животное».
И, если имеется в виду достоинство и интеллигентность в целом, это же должно относиться и к области речи в частности, по идее. За исключением конкретных запретов, например, проклинать кого-то именем Б-га или сплетничать, о манере речи, тоже четких указаний нет. Но есть намеки. Тора не говорит напрямую: «некашерные» или «нечистые» животные, а «животные, которые не являются чистыми» (Берешит 7:8). По мнению мудрецов (Псахим 3а), так Тора показывает: лучше потратить больше слов, но сказать обтекаемо, а не грубо, напрямую. Хотя в других местах Тора достаточно много употребляет слово «нечистый» (тамэ), здесь она показывает, что, в принципе, чем деликатнее, тем лучше.
Похоже, что «святость» и интеллигентность может быть на разных уровнях. Каждому человеку на его уровне невозможно приказать одним махом подняться на несколько ступеней вверх и воздерживаться от того, к чему он привык. Даже, если он подчинится, это будет неестественным и долго он так не продержится. Скорее, каждый должен работать над собой и стараться постепенно повышать свой уровень, как получится. Воспитывать себя.
Это и предписывает евреям Тора. Ну а другие народы пускай сами для себя решают, какого уровня чистоты речи они желают достичь. Но, как сказано, ни формальные запреты, ни формальные разрешения, похоже, во благо не пойдут. Это дело каждого человека, насколько он культурен и интеллигентен, к какому уровню стремится.
Остается пожелать каждому успехов в самовоспитании и продвижения в своем темпе.
С уважением, Меир Мучник
Хава Куперман
Молитва о защите от проклятия
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».
Рав Авраам Елин
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Рав Бенцион Зильбер
В каких случаях проклятье имеет силу?
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ашер Кушнир
Знаю, что запрещено, но как от этого избавиться?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его