Зачем людям суд, если Всевышний Сам вершит правосудие?6 сентября, отвечает Рав Яков Гельфман Зачем людям суд? Если Всевышний Сам вершит правосудие, зачем ещё тот суд, в котором люди имеют полномочия Всевышнего? ОH справедлив, но люди не всегда. И в этот суд придут истцы с желанием мести, но не всегда правосудия, и кто-то вынесет решение УБИТЬ убийц и пр. Спасибо. С уважением, N. Читать дальше |
|
Кому служат евреи?14 августа, отвечает Рав Эльяким Залкинд Что такое Б-г? Этот вопрос мне задал знакомый, не еврей. Я стал ему объяснять, что Его нельзя охарактеризовать… А он мне: у нас он характеризуется… грубо говоря, человеком, а у вас это кто? Вы не знаете, кому служите. Этот человек неверующий, но я хочу помочь ему выйти из тьмы, в которой он находится, помогите, пожалуйста. С. Читать дальше |
|
Расскажите о понятии Шхина — Божественного присутствия в мире21 июня, отвечает Рав Натан Агрес Меня интересует понятие Шхина (Божественного присутствия), что именно имеется в виду под этим термином? Не могли бы Вы осветить эту тему. Заранее спасибо, Николай. Читать дальше |
|
Что главное в заповедях — действие или намерение?28 июля 2023 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Здравствуйте. Что главное в заповедях — действие или намерение? Нэфеш а-Хаим и Михтав мэ-Элияу — это два разных подхода? Если попрошу объяснить. Спасибо большое. А. Читать дальше |
|
Как с помощью веры в Б-га заставить экзаменатора принять экзамен?16 июля 2023 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Как с помощью веры в Б-га заставить экзаменатора принять экзамен? Моя жена сдавала на права и с молитвой и усердием прекрасно справилась с теоретической частью экзамена. Здесь вера сработала. Но в практической части экзамена Б-га и веры хватило только благословить жену, машину, дорожные ситуации, но вот экзаменатора Творец не потянул!.. Можно ли называть Б-гом того, кто не справился с каким-то молодым парнем-экзаменатором, или что-то я делал не так? Молился весь экзамен, уповал на обетования, например, на завет с Авраамом, на благословение народа и т.д. Б-г и раньше справлялся только с теми обстоятельствами в моей жизни, где на пути не вставал другой человек, у которого был выбор. Например, судья в суде или, вот как сейчас, экзаменатор… Жена проехала безупречно! Но он сказал, что слишком осторожно, и не принял. И. Читать дальше |
|
Какова цель Всевышнего в сотворении мира?20 июня 2023 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Я бы хотел узнать, коротко и с вашей ЛИЧНОЙ точки зрения, какова цель Всевышнего в создании Творения в целом и в пребывании людей на планете Земля в частности. Я имею в виду не детальное описание конкретных событий или явлений, а общую идею. И как это связано с тем, что мы каждую неделю из года в год читаем главы Торы? Это не пустой вопрос, а мое стремление к доступному пониманию Творца. И, конечно, я хотел бы дополнить моё нынешнее понимание этого вопроса (а мое понимание все время изменяется и расширяется) и вашим мнением. С уважением, Юрий Читать дальше |
|
Евреев вывел из Египта Метатрон?18 января 2023 года, отвечает Рав Яков Гельфман Здравствуйте! Помогите разобраться со следующим вопросом, пожалуйста. Недавно прочитал про ангела Метатрона. Было написано, что это он вел евреев в вихре огня и пыли при выходе из Египта. Также там было написано, что «и голос Б-жий, слышанный людьми, иногда воплощается в Метатроне». Но тут мне непонятно. Выходит, Б-г не лично говорил с евреями? Еще где-то читал, что именно ангел обучал Моше Торе 40 дней. Так ли это? Получается, Сам Б-г с Моше никогда не говорил? А если говорил, то почему в одних случаях Он Сам говорил с Моше, а в других — через ангела? Помогите. Заранее благодарен. Читать дальше |
|
Вот говорится, высший смысл — уподобиться Творцу. Но как воспринимать жестокость в Писании?..25 ноября 2022 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте! У меня такой вопрос. Вот говорится, что высший смысл — уподобиться Творцу. Что есть инструкция — Священное Писание. Но есть вещи в Священном Писании, которые (по крайней мере, на первый — возможно, обывательский — взгляд) трудно понять. Например, по указанию Б-га: «И взяли в плен сыны Израиля жен Мидьяна и детей их, и весь их скот, и все стада их, и все имущество их взяли в добычу. И все города их в местах поселения их, и все станы их сожгли огнем» (В пустыне 31, 9-10). И таких эпизодов много. Как воспринимать такую жестокость и такие эпизоды? Спасибо. Алексей Читать дальше |
|
Творец нематериален, у него нет образа и подобия. Как же Он создал человека по Своему образу?21 октября 2022 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Помогите, пожалуйста, разобраться. В тринадцати принципах веры Рамбама говорится, что Творец — нематериален и Ему не свойственны присущие материи качества и нет никакого подобия. Тогда как понимать слова (Берешит 1:26): «И сказал Б-г, создадим человека в образе нашем…»? И комментирует Раши: «Нашей формой (для оттиска, придания очертаний)». Большое спасибо. N. Читать дальше |
|
Почему Б-га называют «Небесным»? Он же не зависит от неба…9 февраля 2022 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте. Почему, говоря о Б-ге, называют его «Б-гом Небесным»? Ведь Пятикнижие начинается со слов: «В начале сотворил Бог небо и землю». То есть Б-г самодостаточен и не зависит от неба. Почему именно «Небесным»? Федор Читать дальше |
|
Нет ли противоречия между Торой и постулатом Рамбама?1 октября 2021 года, отвечает Рав Арье Гальчук Здравствуйте уважаемый рав. Только недавно начала изучать иудаизм, учить иврит и возникло несколько вопросов. 1.Как понять слова из Берешит: «Создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему»? — «И сказал Б-г: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да властвует над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (1:26). «И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-жию сотворил его; мужчину и женщину — сотворил Он их» (1:27). И постулат из 13 принципов Рамбама: «Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, бестелесен, что Его не представить ни в каком облике и что у Него вообще нет никакого подобия». Разве в этом нет противоречия? Разве человек не создан по подобию Творца? 2. В Десяти Речениях есть указание не создавать себе других богов. Но почему Творец повелел изобразить керувим на Ковчеге Завета? Разве это не идолопоклонство? Заранее благодарю за ответ. Елена Читать дальше |
|
Есть ли чувство юмора у Всевышнего?26 июля 2021 года, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом, уважаемый раввин! Я слышал в одной лекции по Иудаизму, что смех — это Б-жественная черта, которая есть только у человека и отсутствует у животных. Поэтому у меня возник вопрос: есть ли чувство юмора у Всевышнего? Спасибо и извините, если вопрос глупый. Авраам Читать дальше |
|
Как среднестатистический человек может понять, что его любит Всевышний?21 апреля 2021 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Мое почтение уважаемому сообществу. Каким образом среднестатистический человек может понять, что его любит Всевышний? Дмитрий Читать дальше |
|
Как Б-г может гневаться, если всё, что происходит, — происходит по Его воле?2 марта 2021 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! В связи с недельной главой Шмот возник вопрос: написано, что Всевышний разгневался. Значит, Он был недоволен чьими-то действиями. Но как такое возможно, ведь всё происходит по Его же плану и Он знает всё, что будет! Более того, как может Б-г гневаться: мы же знаем, что Он соблюдает заповеди, как и мы, евреи, а нам сказано, что гнев подобен идолопоклонству? Рафаэль Читать дальше |
|
Разве у евреев есть свой Б-г? Как Его зовут?12 февраля 2021 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Шалом! Хотела бы узнать по поводу имени Бога. Имеет ли Бог имя? Много говорят про имя Яхве и что он еврейский бог. Так ли это? Разве евреи имеют своего Бога? Яна Читать дальше |
|
Почему имя человек «Адам» связано с происхождением его тела (от адама — земля), а не с его душой?16 октября 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес «И создал Господь Б-г человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Берешит 2:7). Если я правильно понимаю имя первого человека Адам (а отсюда и общее название всего человеческого рода) происходит от корня адама — земля, из которой было сотворено его тело. Но тогда возникает вопрос: почему имя человека связано с его телом, а не с душой (той самой, что Творец вдохнул в его ноздри), ведь человек по сути, это душа, а тело — лишь временное материальное одеяние? И еще, как это имя выделяло его среди всех остальных животных, ведь они тоже были созданы из земли, как сказано: «И создал Господь Б-г из земли всякое животное полевое и всякую птицу небесную» (там же 2:19)? И последний вопрос, красный цвет на иврите «адом» тоже однокоренное с адама — земля, исходя из этого, можем ли мы утверждать, что кожа у Адама была красного цвета. Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Что на самом деле следует понимать под терминами Б-г, Всевышний, Творец?28 июня 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, что на самом деле с точки зрения Торы и еврейского взгляда следует понимать под понятиями Б-г, Всевышний, Творец? Как правильно об этом думать? Некоторые раввины утверждают, что это не есть некто или нечто в смысле общепринятого представления о каком-то персональном объекте (пусть даже трансцендентном), а это всеобъемлющая единая сущность, в которой проявляется всё существующее в мире — Вы, я, другие люди, животные, растения, предметы и т. п. А некоторые сторонники Каббалы говорят, что ближе всего к этому понятию подходит понятие Природа, то есть всепроникающая высшая сила, которая называется «Ацмуто» — «Сам по Себе». Читать дальше |
|
В Торе много раз встречаются слова «И вспомнил Б-г». Неужели Б-гу свойственно забывать?18 марта 2020 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Шалом. В Торе много раз встречается фраза «И вспомнил Бог». Неужели Богу свойственно забывать? Как это можете прокомментировать? Читать дальше |
|
Почему суть Творца — добро, а, например, не опыт или справедливость?17 февраля 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! У меня такой вопрос. Во многих источниках сказано, что суть Творца — добро. А его цель — дать добро другим. Из чего следует такое заключение, что Его суть — именно добро? Не многообразие опыта, не справедливость, а именно добро? Спасибо. Лев Читать дальше |
|
Можно подробнее услышать о мистическом значении бороды?18 ноября 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Можно подробнее услышать о мистическом значении бороды? И почему многие евреи мажут определённой мазью, чтобы борода не могла расти, и допустимо ли это с точки зрения Иудаизма? Артем Читать дальше |
|
Если доказательств реальности Творца нет, значит, иудаизм — тоже слепая вера?7 ноября 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом! Иудаизм утверждает: то, что Б-г существует, нужно в первую очередь знать. Тогда как уже у нескольких раввинов прочел, что доказательств реальности Творца нет, да это и не нужно. Б-г — вне всех наших систем восприятия. «Недоказуемость» Б-га нужна для свободы выбора человека. Скажите, пожалуйста, о каком «бездоказательном» знании идет речь? Не получается ли в итоге, что иудаизм — это тоже слепая вера? Сергей Читать дальше |
|
Что значит быть смирённым перед Всевышним?21 ноября 2017 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Уважаемый Рав! Объясните, пожалуйста, что значит быть смирённым перед Всевышним? Какими качествами нужно обладать, и как их развивать? Спасибо. N. Читать дальше |
|
Всевышний признал свой поступок ошибочным, опрометчивым?27 марта 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемые равы! Очень странный пасук (стих) в Шмуэль I (15, 11) «Сожалею Я, что поставил Шаула царем…» Как Всевышний может сожалеть? Ведь сожаление — это признание своего поступка ошибочным, опрометчивым. Но если Б-г всеведущ, то Он не может ошибаться. Этот же вопрос относится ко всем местам, где упомянуто сожаление Всевышнего. Спасибо. Читать дальше |
|
В главе «Ноах» сказано: «И вспомнил Б-г…» Как Он вспомнил, если Он и так знал?30 ноября 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. У меня к Вам такой вопрос. В главе Ноах есть стих (8, 1), который начинается со слов «И вспомнил Б-г». Как Б-г вспомнил, если Он и так знал, как понимать эти слова? Заранее спасибо за ответ. N. Читать дальше |
|
Какой толк Б-гу от создания человека?9 ноября 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд С какой целью для Себя Б-г создал человека? Возможно, это за рамками нашего понимания, но всё же. Было ли Творцу одиноко? Хотел ли Всевышний найти ответ на какой-то вопрос для Себя? Предположим, человеку дана жизнь, чтобы он стал лучше, ближе к Творцу. Но какой толк от жизни человека Б-гу? Давид Читать дальше |
|
Мы с товарищем поспорили насчет того, каков Творец...15 августа 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Мы с товарищем поспорили насчет того, каков Творец. Он утверждает, что Творец — это очень строгий Царь, имеющий право навязать нам Свою волю (так как Он создал нас и постоянно поддерживает наше существование) и строго спрашивающий с нас за каждое прегрешение, не пропуская даже самой маленькой греховной мысли, и никакие смягчающие обстоятельства не учитываются. Я же утверждаю, что Творец — не только Царь, но и любящий милосердный Отец, и не ставит целью наказать каждого, кто хоть немного провинился. Рассудите нас, пожалуйста. И еще хочу спросить, можно ли рассматривать действия Творца с точки зрения нашего понимания морали? Или всё, что бы Творец ни совершил, автоматически является моральным? Или есть какие-то рамки (к примеру, рамки Торы) за которые Творец не выйдет, потому что это аморально? Заранее благодарю за ответ. О. Читать дальше |
|
Разве мы можем говорить о Б-ге как о мужчине или об Отце?6 июля 2016 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Шалом Алейхем! Я совсем недавно начал изучать Тору. У меня очень много вопросов, но сейчас я хотел бы задать один самый важный для меня вопрос. Не знаю, как в других религиях, но евреи верят в единого Б-га, во Всевышнего. Правильно я задаю вопрос или нет, но почему во многих религиозных текстах или многие раввины говорят: «Отец Небесный»? Разве мы можем говорить о Б-ге как о мужчине или как об Отце Небесном? Как это можно понять? Спасибо большое. С уважением, Марк Читать дальше |
|
Трудится ли Б-г? И если да, то в чем Его труд?28 апреля 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Сразу замечу, что я необразован в плане изучения Торы и никогда ее не читал полностью, а лишь отрывками. Я хотел бы прояснить для себя неясное. Мой вопрос в том, что делал Б-г на 8-ой день? Понимаю, что разница в ДНЯХ важна, поэтому перефразирую: есть ли ответ на то, чем занимается Б-г после последнего творения? Откуда мысль: учитывая, что у нас дни повторяются и после 7-го го дня начинается, грубо говоря, ПЕРВЫЙ… я имею в виду, что после отдыха мы опять начинаем трудиться… трудится ли Б-г, и если да, то в чем Его труд? Читать дальше |
|
Всевышнему «трудно»?26 апреля 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте Рабби! Есть такая фраза в Торе где-то "Тяжело достаётся пропитание наше Творцу, как рассечение красного моря". Есть такое или я ошибся? Из слов "счастье" и "участь" тоже видно, что Творец даёт какую-то часть нам, а не бесконечность, то есть получается, что Творец ограничен, и если ему чего-то тяжело сделать, значит, это уже философия нехватки. Это значит, что в мире всего всем не хватает, и если Творцу что-то тяжело, значит, надо экономить и т.п. Есть ещё такая притча про Рабби Шимона: Один из учеников Рабби Шимона бар Йохая поехал однажды за границу. Там он занимался торговлей, преуспел и заработал много денег. Когда он вернулся в Израиль, то прослыл богатым человеком. Некоторые из учеников Рабби Шимона, узнав об этом, позавидовали его удачливости. И тоже пожелали поехать за границу, чтобы вернуться богачами. Они думали, что тогда сумеют сидеть и учить Тору целыми днями, не имея забот о пропитании. Рабби Шимон, почувствовав настроение своих учеников, собрал их и привёл в одну из долин Мирона. Там он сказал: "Долина, долина, наполнись золотыми монетами". Сразу же долина начала наполняться тысячами золотых монет. Рабби Шимон обратился к ученикам и сказал: "Если вы желаете золота, зачем вам уезжать за границу и тяжело работать? Вы можете взять здесь столько золота, что хватит вам на всю жизнь. Кто хочет – пусть берёт. Но помните", - продолжил он, – Все, что вы берёте сейчас, уменьшает вашу долю в Будущем мире. Ведь известно, что вознаграждение за изучение Торы не в этом мире, а в Будущем". Тогда ученики поняли свою ошибку и больше не помышляли оставлять землю Израиля ради богатства чужбины. Проясните этот вопрос пожалуйста! Levi Michael Holon , Israel Читать дальше |
|
От Всевышнего можно скрыться?10 февраля 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте! В Торе (Бытие) говорится: «…и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле» (Брейшит 4, 14). Разве это не противоречит догмату иудаизма о том, что Всевышний вездесущ и невозможно скрыться от глаз Его, и что слышит Он мысли наши? Мария Читать дальше |
|
Что значит «Печать Всевышнего — Истина»?6 июля 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом. Несколько раз приходилось слышать выражение «Печать Всевышнего — Истина». Если можно, поясните, что имеется в виду. Большое спасибо. Читать дальше |
|
Зачем Б-г сотворил этот мир?18 марта 2015 года, отвечает Рав Моше Пантелят Мой вопрос может показаться странным и адресованным не по адресу, но, тем не менее, я задам его… Зачем Б-г сотворил этот мир, какова цель всего этого? Читать дальше |
|
Я спрашивал многих равов и других священнослужителей, в чем подобие человека Б-гу...26 августа 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Меня много лет интересует сложный вопрос. В главе «Берешит» сказано, что дух бога летал над бездной и он сотворил человека по своему подобию. За свою долгую жизнь я спрашивал многих равов и других священнослужителей, в чем подобие человека богу. Ведь человек существо, а бог дух. Пока я не получил четкого ответа на этот вопрос, хотя этот ответ четко написан в Торе. Хочется знать Ваше мнение. Биньямин Читать дальше |
|
Всевышний — Один или Един?24 января 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом! В первом стихе криат Шма одна из главных идей — это признание Единства Творца. Почему используется слово «Один», а не слово «Един»? Шавуа тов, с уважением, Аарон Читать дальше |
|
Кому предлагалось «сотворить человека»?4 декабря 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Можно ли задать два вопроса по Священному Писанию? 1. В первой книге Быт. в начале пишется, что Бог все творил как бы кратко. И слово Бог используется под Благословенным Именем Элохим (в оригинале). Во второй главе, когда описывается творение более подробно, используются два слова Господь Бог, Под Святым и Благословенным именем Иегова Элохим. Как это? И также сказано под этими двумя Именами «Сотворим человека…» (множественное число). Александр Читать дальше |
|
Почему Рамбам использует частный случай для доказательства милости законов Торы?10 октября 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом квод ха-рабаним. Особое огромное Спасибо Раву Бенциону Зильберу, что он уделил свое время на «У молодой женщины муж в коме. Врачи говорят, не очнется никогда. Развод невозможен…». К сожалению, я не смог сформулировать вопрос достаточно точно, и я попытаюсь уточнить его по возможности. Может быть, для понимания вопроса приведу пример: один врач-хирург принимает пациентов, это врач, которому нет равных, никто не знаком с его методиками и не в состоянии понять их. К нему приходят пациенты с проблемами, некоторым он наносит мазь, они говорят об улучшении, улыбаются и с радостью уходят. Других же пациентов он завозит в операционную, оттуда слышны крики боли, льется кровь, и затем врач выходит, а пациент больше не возвращается, никто с ним не разговаривает, он исчезает. И вот мы спрашиваем совета: пойти ли нам к этому врачу? На что советчик дает ответ: конечно, видно же — он хороший врач, у всех, кому он наносит мазь, боль проходит. Вопрос: правильно ли так говорить, ведь мы не знаем, что происходит с прооперированными пациентами? И как раз с точки зрения логики и видимого у нас есть причины для волнений и сомнений. Таким образом, я не смог понять слова Рамбама на тему «некама» (месть). Процитирую снова: «Итак, ты узнал, [изучающий,] что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире. Правда, Рамбам ограничивает применимость этого принципа. Рассматривая ситуацию, когда необходимо нарушить субботу ради спасения человеческой жизни, он пишет, что Тора по сути своей не мстительна: И запрещено мешкать нарушить субботу ради больного, жизни которого угрожает опасность, как сказано (Ваикра 18, 5): “Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек ЖИВ БУДЕТ ИМИ” — а не умрёт из-за них. Итак, ты узнал, что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире». То есть он берет частный случай, когда это так, но… Я привел другой пример. Я подозревал, что это только мой ограниченный ум не видит здесь ни ШАЛОМ, ни ХЕСЕД, ни РАХАМИМ (ни милосердия, ни благодеяния, ни спокойствия), а РАМБАМ и квод ха-рабаним видят, и хотел объяснения. Если же речь идет о слепой вере, что так оно есть на самом деле, то непонятно, насколько корректно брать подходящий случай, чтобы указать что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире? Огромное Спасибо за ответ. Надеюсь, я смог прояснить свой вопрос. Зеев Читать дальше |
|
Меня спрашивают: как Б-г может быть везде? Ведь не подобает Ему быть в местах нечистот?30 августа 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Мне задаёт один человек такой вопрос: «Как Б-г может быть везде, если Он пречист и не подобает Ему быть в местах нечистот и т.п.». Как ответить? Разиэль-Нахман Читать дальше |
|
Всевышний не может ликовать, гневаться — изменяться. Не значит ли это, что мы Его ограничиваем?7 августа 2013 года, отвечает Рав Моше Абрамович Здравствуйте, уважаемый рав. Очень хотел бы получить ответ на следующий вопрос. Я читал еврейского философа Маймонида, он в книге Мишнэ Тора написал следующее: «И поскольку это так, то все эти понятия и подобные им, которые упоминаются в Торе и у пророков, используются как иносказания или поэтические метафоры. Как сказано: “Восседающий в небесах будет смеяться” (Тегилим, 2:4); “Они гневили Меня суетой своею” (Дварим, 32:21); “как ликовал Господь” (Дварим, 28:63) и тому подобное. По этому поводу сказали мудрецы: “Тора говорит на языке, понятном человеку” (Брахот, 316). Он говорит: “Разве они Меня сердят?” (Ирмеягу, 7:19). Ведь сказано: “Я, Господь, не изменился” (Малахи, 3:6). А если бы Он временами гневался, а временами радовался, — это означало бы, что Он меняется. И все упомянутые выше понятия свойственны лишь материальным телам — бренным и грубым, “обитателям лачуг из тростника, построенных на прахе” (Ийов, 4:19), — а Он, Благословенный, неизмеримо выше всего этого». Но со мной не согласился один христианин, к-рый сказал, что если Бог не может ни гневаться, ни радоваться, то это означает, что мы ограничиваем Бога, а Бог не может быть ограничен. Как разрешить это противоречие, основываясь на ТаНаХе? Как совместить вездесущность Бога с его неизменностью, постоянством? Здесь действительно есть противоречие? Или это просто кажимое противоречие? Буду очень признателен за ваш ответ! С. Читать дальше |
|
О парадоксе свободы выбора и предопределённости24 апреля 2013 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Где можно почитать подробней и простым языком о свободе выбора и предопределённости? Читать дальше |
|
Есть ли в иудаизме какое-нибудь представление, как выглядит Б-г?11 сентября 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый рав, в Торе написано, что Б-г создал человека по подобию Своему. Недавно нашла, что в 13 принципах иудаизма по Рамбаму говорится, что Б-г не имеет вообще никакого подобия. Как разобраться? Может, я не так поняла текст. И есть ли вообще в иудаизме какое-нибудь представление, как выглядит Б-г? Анна Читать дальше |
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?