Темы: Достаток, Вера и упование, Рав Овадья Климовский, Качества Творца, Материальные блага, Рассечение моря, Нахшон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте Рабби! Есть такая фраза в Торе где-то "Тяжело достаётся пропитание наше Творцу, как рассечение красного моря". Есть такое или я ошибся? Из слов "счастье" и "участь" тоже видно, что Творец даёт какую-то часть нам, а не бесконечность, то есть получается, что Творец ограничен, и если ему чего-то тяжело сделать, значит, это уже философия нехватки. Это значит, что в мире всего всем не хватает, и если Творцу что-то тяжело, значит, надо экономить и т.п. Есть ещё такая притча про Рабби Шимона: Один из учеников Рабби Шимона бар Йохая поехал однажды за границу. Там он занимался торговлей, преуспел и заработал много денег. Когда он вернулся в Израиль, то прослыл богатым человеком. Некоторые из учеников Рабби Шимона, узнав об этом, позавидовали его удачливости. И тоже пожелали поехать за границу, чтобы вернуться богачами. Они думали, что тогда сумеют сидеть и учить Тору целыми днями, не имея забот о пропитании. Рабби Шимон, почувствовав настроение своих учеников, собрал их и привёл в одну из долин Мирона. Там он сказал: "Долина, долина, наполнись золотыми монетами". Сразу же долина начала наполняться тысячами золотых монет. Рабби Шимон обратился к ученикам и сказал: "Если вы желаете золота, зачем вам уезжать за границу и тяжело работать? Вы можете взять здесь столько золота, что хватит вам на всю жизнь. Кто хочет – пусть берёт. Но помните", - продолжил он, – Все, что вы берёте сейчас, уменьшает вашу долю в Будущем мире. Ведь известно, что вознаграждение за изучение Торы не в этом мире, а в Будущем". Тогда ученики поняли свою ошибку и больше не помышляли оставлять землю Израиля ради богатства чужбины. Проясните этот вопрос пожалуйста!
Levi Michael
Holon , Israel
Здравствуйте, уважаемый Михаэль!
Ваш вопрос состоит из трех частей и затрагивает одну из основ еврейского мировоззрения. Попробуем коснуться этой темы вкратце.
1. В Талмуде (трактат Псахим, 118а) написано: «Трудно (достается человеку) пропитание, так же как (трудно было) совершить рассечение Красного моря». В скобках – слова, которые не написаны, но так, на первый взгляд, следует понимать высказывание Гмары. На самом же деле, как следует из объяснений, первая половина сентенции тоже говорит о Всевышнем. Разумеется, говоря об Абсолютном и Всемогущем Творце, мы не можем допустить, что ему «трудно» что-либо сделать. Тем более, прокормить человека, ведь животные все получают пропитания вдоволь, как говорил еще рабби Шимон бен Элазар (Кидушин 82б): «Никогда еще я не видел ни лани, высушивающей фрукты, ни льва-грузчика, ни лиса-лавочника, и тем не менее, все они получают пропитание». Рабби Шимон объясняет, что человек сам виноват в том, что его парнаса не так легка, как у животных. Действительно, уже в начале книги Берешит Адам получил проклятие: «в поте лица будешь добывать свой хлеб».
Так почему же тогда Гмара говорит о какой-то «трудности»? Раши, известнейший комментатор Торы и Талмуда, разъясняет – и рассечение вод Красного моря, и обеспечение человеку парнасы – и то, и другое требует слишком явного Высшего вмешательства в законы природы, то есть чуда. И все равно не ясно, почему же именно эти две вещи сравнивает Талмуд?
Объясняет рабби Хаим Шмулевич, глава ешивы «Мир», известный гаон и бааль мусар (то есть, знаток этического учения, применяющий принципы этого учения в жизни): Вс-вышний устроил мир так, что чем больше человек полагается на Б-га, тем больше есть возможность помочь этому человеку. Не потому, что Всевышний «не может» помочь просто так, а потому что в этом смысл человеческой жизни – приблизиться к Б-гу, понять, что именно от Него зависит все. Для этого Творец свое вмешательство в естественный ход дел (который тоже, естественно, осуществляется Им) обусловил упованием на Него. Получается, что чем больше у человека уровень битахона (упования на Б-га), чем больше он доверяет Создателю, тем большее чудо Он готов совершить для этого человека.
Когда евреи, преследуемые египтянами, оказались в ловушке у моря, то от отчаяния они перешли к упованию на Творца, когда им было сказано: «Стойте и наблюдайте, как Вс-вышний спасет вас!» Моше убедил их, что Всемогущий спасет их. Первым вошел в воду Нахшон бен Аминадав, а за ним – остальные. Ведь некуда больше было идти, а спасение было обещано. Когда вода дошла первым рядам до горла, море расступилось.
Так же, как и в той истории, обстоит дело с парнасой. Всевышний хочет, чтобы мы полагались на Него, а не на собственные силы. Это очень трудно – для человека! Получается, что трудно как будто Всевышнему дать нам парнасу. На самом деле, как было объяснено: чем больше будет наш битахон – тем меньше нам надо будет трудиться для пропитания, тем больше «возможностей» дать нам парнасу (пропитание) с Небес.
2. Про счастье и участь, признаться, непонятно, что Вы имели в виду. Безусловно, как ограниченные создания, мы может принять только часть благ, имеющихся у Творца, но в грядущем бесконечном мире, быть может, те, кто удостоятся, будут получать все новые и новые райские наслаждения. Бесконечно…
3. В приведенной Вами истории про учеников рабби Шимона все представляется довольно ясным. Единственное, что требует разъяснения, так это, почему существует два подхода – одни мудрецы Торы предпочитают ничего не брать в этом мире, а другие живут в достатке. Дело в том, что не только то, что получено чудом, как в случае с рабби Шимоном, а все, что мы берем от этого, материального мира, дается нам не просто так, а чтобы мы использовали это во благо. Если мы потратим то, что получили, впустую, нам будет не хватать чего-то в грядущем мире. Как говорили баалей мусар: «Этот мир – очень дорогая гостиница». Стоит брать только то, что мы используем на служение Вс-вышнему, тогда это «окупит» себя, награда в будущем мире возместит нам то, что мы использовали в этом. Есть мудрецы, которые знают, что их путь служения таков, что им необходимы материальные блага. С ними «аводат Ашем» будет удачнее – стоит их брать. А другие чувствуют, что для них это – лишнее. Служить Творцу у них получается и без особых материальных благ. Наоборот, иногда это мешает.
Рассказывают, что Хафец Хаим (рабби Исраэль Меир Каанэ, один из самых известных мудрецов и праведников, живших около 100 лет назад), видя обои на стенах у людей, говаривал: «Я вижу квартиры, обклеенные листами Талмуда…». То есть, жаль потраченного людьми времени на приобретение достатка, они бы могли выучить за это время еще несколько листов Гмары, и обеспечить себе Вечное блаженство, а они разменяли это на материальное, преходящее. Возразили ему: «А вот же, у рабби Хаима Гродзенского (один из великих законоучителей, современников Хафец Хаима) есть занавески на окнах!» Это считалось признаком роскоши. Ответил рабби Исраэль – «Рав Гродзенский – другое дело, он – лидер поколения. Ему нужна приятная обстановка, (чтобы он мог спокойно размышлять)».
Читайте: О Творце
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
176 стихов
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Ашер Кушнир
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Натан Агрес
Раби Авраам Йешаяу Карелиц Хазон Иш,
из цикла «Вера и упование (Эмуна увитахон)»
Душа жаждет проникнуть в тайну свою и корни свои познать, — но заперты ворота…
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Овадья Климовский
Где упоминается о происхождении царя Давида?
Рав Бенцион Зильбер
Проклинать нельзя, а подзаработать можно?
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?
Рав Меир Мучник
Разве так ортодоксальные евреи понимают предназначение женщины и ее роль в семье?
Рав Овадья Климовский
Вы ответите, что это относится только к продаже еды и воды...