Темы: Цель творения, Смысл жизни, Рав Эльяким Залкинд, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныС какой целью для Себя Б-г создал человека? Возможно, это за рамками нашего понимания, но всё же. Было ли Творцу одиноко? Хотел ли Всевышний найти ответ на какой-то вопрос для Себя? Предположим, человеку дана жизнь, чтобы он стал лучше, ближе к Творцу. Но какой толк от жизни человека Б-гу? Давид
Уважаемый Давид,
Вы задали глубокий вопрос.
Однако Вы сами уже дали на него настоящий ответ: такие предметы, действительно, за рамками нашего понимания. По той простой причине, что Всевышний беспределен, а мы ограничены. И поэтому всё, что касается Самого Всевышнего, не вписывается ни в какие наши определения, неминуемо конечные. Так и замысел Творения, и глубина этого замысла — не поддаются определению ограниченного человеческого разума.
Приведу Вам образный пример: точка не способна «понять» и даже «представить» себе, что такое прямая. Ведь для точки не существует понятие протяженности. А прямая не может «представить» себе плоскость или пространство, находящиеся вне ее измерения. При этом все они — ограничены, и, хотя им присуще понятие бесконечности, они «постигают» его лишь в конкретных для каждого параметрах. Бесконечность же Всевышнего, если допустимо использовать подобные термины, — абсолютна, какого бы Его проявления в мире мы не коснулись. (И только о Его проявлениях в мире нам дано говорить, не о Нем Самом, Запредельном вовсе). И все соединяется в бесконечное единство, «глубине» которого нет конца.
«Ибо не как Мои мысли — мысли ваши, и не как ваши пути — пути Мои, — сказал Всевышний» (Йешайа 55, 8). Что может знать, например, муравей о мыслях и замыслах человека, на чьей ладони он оказался? А о закономерностях движения всего сонма светил и их влияния? Хотя в чем-то и муравей, и человек, и светила подобны: у них есть границы. Но их нет у Того, Кто их сотворил.
И всё же, если мы попробуем в рамках наших ограниченных понятий прикоснуться с какой-то стороны к «пониманию» Замысла… То есть представить, как бы Всевышний ответил нам на этот «простодушный» вопрос: мы видим в мире, что каждый, создающий изделие, преследует какую-то цель для себя. А Всевышний? Зачем Ему понадобилось создавать Творение? Ведь Он, Благословенный, совершенен и у Него «есть всё», и ничто не дополнит Его совершенства и цельности.
Сказано в Пиркей Авот (1,3) «Не будьте как слуги, работающие на господина, чтобы получить награду (подарок), а будьте как слуги, работающие на господина не ради награды, и пусть будет у вас трепет перед Небесами». То есть: служите Всевышнему не ради вознаграждения или даже подарка, знака расположения, а просто из любви и желания отдать Ему все свои силы… И — в трепете перед Его величием). Для Него, перед Ним, а не для какой-либо своей выгоды.
И если это то, что Всевышний хочет от нас, то, конечно, таково и одно из Его проявлений. Как известно, нам предписано работать над своим характером и поведением в стихе «И ходи Его путями» (Дварим 28, 9 и др.). То есть: постарайся уподобить свои качества и пути тем качествам и путям, которыми Всевышний проявляет Себя в мире. Как Он милостив, так ты будь милостив и т.д. Поэтому мы можем сделать вывод, что, создавая мир, Он, Благословенный, Обладающий абсолютно всем, хотел наделить нас благом — для нас, не для Себя, не для Своей «пользы и выгоды». (Как известно из многих книг, Всевышний создал мир, чтобы наделить Свои творения благом).
Наши мудрецы говорят: есть люди, у которых даже благодеяние оказывается грехом, так как конечная цель их благих поступков — собственная выгода: прибыль, почет, возможность гордиться собой и т.д. Идеал же — делать благо ради помощи другому, следовать справедливости и истине только потому, что это истина и справедливость. Не думая ни о какой выгоде для себя вовсе.
Итак Всевышний создал мир для нас. И это с необходимостью так, ведь Он совершенен и миру нечего дать своему Творцу.
То благо, которым Всевышний хотел наделить Творение, — это близость к Нему, Который является абсолютным благом. Близость же предполагает подобие. Потому, если мы научимся строить свое поведение и характер на способности давать другим, помощи, служении — ради того, кому отдаем и служим, — мы уподобимся в этом нашему Создателю. Исполнив, к тому же, Его заповедь, Его желание — для Него. И тогда приблизимся к Нему. И, так как действия человека, тем более — заповеди, которые он исполняет, всегда оказывают влияние на его характер, его внутренний мир, помогают ему понять связанные с этими действиями истины, мы сможем немного приблизиться и к ответу на этот «запредельный» вопрос: для чего Всевышний создал человека?
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Натан Агрес
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Тора является целью создания этого мира. Исполнение ее заповедей влечет за собой высшую награду.
Журнал «Мир Торы»
Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему
Рав Эльхонон-Буним Вассерман
Рав Эльхонон Вассерман об отношении иудаизма к вере и безверию
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Журнал «Мир Торы»
Грех первого человека — одно из самых грандиозных событий в истории человечества
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его