Темы: Запреты, Свобода выбора, Идолопоклонство, Заповеди, Ангел, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте уважаемый рав. Только недавно начала изучать иудаизм, учить иврит и возникло несколько вопросов.
1.Как понять слова из Берешит: «Создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему»? — «И сказал Б-г: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да властвует над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (1:26).
«И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-жию сотворил его; мужчину и женщину — сотворил Он их» (1:27).
И постулат из 13 принципов Рамбама: «Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, бестелесен, что Его не представить ни в каком облике и что у Него вообще нет никакого подобия». Разве в этом нет противоречия? Разве человек не создан по подобию Творца?
2. В Десяти Речениях есть указание не создавать себе других богов. Но почему Творец повелел изобразить керувим на Ковчеге Завета? Разве это не идолопоклонство? Заранее благодарю за ответ. Елена
Здравствуйте, Елена!
Спасибо Вам за вопросы.
Конечно же, слова «по образу Б-га» нельзя понимать буквально. Ведь пророк однозначно заявляет (Йешая 40:18-19): «Кому же уподобите вы Б-га? И какой образ сопоставите с Ним?» Да и в Торе самой сказано (Дварим 4:15): «Берегите же души ваши, так как никакого образа вы не видели, когда говорил вам Господь у Хорэва из среды огня».
И в святой книге Зоар читаем (предисловие к «Тикунэй Зоар»): «Никакая мысль не может Тебя постичь».
Кроме того, эта идея интуитивно понятна и проста, ведь Творец есть предельное совершенство, а сказать, что у Него есть какой-то образ, означало бы изначально Его ограничить. Именно потому, что идея эта столь проста и очевидна, она стала одной из основ нашей веры, сформулированных Рамбамом. Ведь отрицать ее может только человек, склонный «отрицать всё», или такой, которому с детства заморочили голову.
Слова же Торы о том, что человек создан по образу Б-га, означают, что существует некое подобие между строением человеческого тела и тем, как Творец управляет Своим творением и раскрывает Себя в нем.
Например, Б-г дал человеку глаза, чтобы тот мог понять, что Б-г видит наши поступки. Дал ему уши, чтобы мог понять, что Б-г слышит наши молитвы. Дал язык, чтобы он мог понять, что Б-г «говорит» с людьми. Он «встроил» в человека любовь, стремление к справедливости и милосердие, чтобы человек мог осознать, что значит Б-жественная любовь, Б-жественная справедливость, Б-жественное милосердие. Об этом сказано (Ийов 19:26): «...и в плоти моей я вижу Б-га».
Кроме того, Б-г наделил человека разумом и свободой выбора, и в этом он тоже подобен Творцу, никак не ограниченному в Своих поступках. Более того, поступки человека зачастую могут повлиять и на этот мир, и на все духовные миры. Б-г словно передал ему часть Своей власти, и в этом также проявляется наше подобие Творцу (см. об этом аспекте подобия в начале книги «Нэфеш а-Хаим».) В любом случае, речь идет о подобии Его поступкам, а не Ему Самому.
Изготовление крувим не являлось идолопоклонством, поскольку им никто не поклонялся и не возводил в ранг «божества». Это были всего лишь скульптурные изображения двух крылатых существ с детскими лицами — мальчика и девочки. Тем не менее, помещать такие фигуры разрешалось (и было предписано) только в Храме. Существуют еще некоторые изображения, создавать которые нам не позволено, например, скульптурное или рельефное изображение человека, и некоторые другие.
С уважением, Арье Гальчук
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Натан Агрес
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Натан Агрес
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Овадья Климовский
Когда были сотворены ангелы?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ