Темы: Рав Эльяким Залкинд, Вера, Поиск истины, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Иудаизм утверждает: то, что Б-г существует, нужно в первую очередь знать. Тогда как уже у нескольких раввинов прочел, что доказательств реальности Творца нет, да это и не нужно. Б-г — вне всех наших систем восприятия. «Недоказуемость» Б-га нужна для свободы выбора человека.
Скажите, пожалуйста, о каком «бездоказательном» знании идет речь? Не получается ли в итоге, что иудаизм — это тоже слепая вера? Сергей
Уважаемый Сергей,
Необходимо упорядочить понятия, и тогда все прояснится. Действительно, Всевышний непостижим. Ни мы, ни самые высокие ангелы и силы в высших мирах не могут постичь Всевышнего, Его истинности. Ведь всё сотворённое конечно и ограничено в своем постижении, а Всевышний беспределен и потому — запределен.
И, тем не менее, Он создал мир для раскрытия знания о Себе, о Своем существовании и Провидении, о Своих деяниях и качествах. И здесь нет противоречия. Ведь, хотя, как было сказано, Его истинная сущность непостижима, знание о Его проявлении в сотворенном Им мире возможно.
Попробуем понять это с помощью такого образа. Представим, что некой страной правит царь. Все жители будут знать об этом: из того, что налажен порядок, законы точно исполняются, из столицы приходят известия от многих приближенных царя. Люди будут знать, что страной правит царь, потому, что он путешествует по стране в окружении свиты и ему оказывают надлежащий почет. Потому, что он появляется перед собраниями жителей страны, говорит с ними. Потому, что каждый может обратиться к царю с прошением и за поддержкой.
А если законы, установленные царем, свидетельствуют о его мудрости и заботе о жителях страны и каждый, кто обращается к нему с просьбой, получает помощь и участие, и страна, управляемая справедливыми законами, процветает материально и возвышается духовно, — то становится ясно, что царь мудр, добр и справедлив. И он будет любим подданными. Хотя при всем этом возможно, что народ не будет посвящен во внутренний мир царя, не будет ничего знать о его мыслях, духовных поисках, глубоких личных качествах.
А если царь, действительно, большой мудрец и праведник, погруженный в глубины мудрости и духовной работы, то даже самые близкие к нему люди не будут подозревать о его истинном уровне, намного превосходящем всё, что они могли бы представить.
Это поможет понять ответ и на наш вопрос. Ведь само существование глубоко упорядоченного мира свидетельствует о его Творце. А необычайная мудрость, заложенная в каждом объекте и явлении, в сложных связях внутри мироздания (что ощущает каждый, кто ищет настоящего понимания), свидетельствует о глубочайшей мудрости Создателя всего.
Если же еще человек привыкнет вдумываться в ход событий жизни, своей и других людей, обращать внимание на закономерности в ходе истории, — ему откроется также несомненное существование Провидения, скрытого глубинного управления происходящим, осуществления планов, заложенных во всем. Знаки мудрости и всеведения Творца и Царя мира. Хотя при этом очевидно, что всей глубины мудрости, заложенной в Творении и Провидении, мы не сможем постичь, тем более — истинной мудрости Всевышнего, не ограниченной рамками созданного мира. И так — не только с мудростью, но и с другими «качествами» Всевышнего, то есть проявлениями Его в мире. Этими проявлениями он раскрывает нам некоторое знание о Себе — о Своем величии, добре, милости, справедливости, всеведении и др. О Своем единстве.
Однако эти вопросы очень глубоки и требуют серьезного изучения и постижения.
Но вернемся к вопросу знания о «реальности» Творца с позиции нашей Торы.
Ведь вся Тора только об этом и говорит. Так, первый человек, Адам, говорил с Всевышним, знал с очевидностью, что создан Им, он и Хава (о чем сказано подробно в Торе). Праотцы Авраам, Ицхак, Яаков были пророками и говорили с Творцом, постигали глубины сотворенного Им мира, Его законов, предназначения человека. Вся жизнь их была отдана служению Творцу, присутствие и провидение Которого в их жизни, в их домах, во всем, что происходило с ними, было абсолютной, проявленной реальностью. (Так, например, говорят наши мудрецы, что в шатрах Сары и Ривки свеча горела от кануна одной субботы до кануна другой, на их тесте пребывало благословение и облако Шхины находилось над их шатрами).
Моше и весь народ Израиля, несколько миллионов человек, стоявших у горы Синай, слышали (глубинным пророческим постижением) слова Всевышнего, обращенные к ним. И постигали с полной ясностью откровения Самого Творца, Владыки, Создающего всё и Управляющего всеми событиями. А потом, на протяжении многих поколений, все пророки, которых, как сообщают наши мудрецы, было сотни тысяч, снова и снова удостаивались великой близости к Царю, принимали Его слово и передавали его.
Очевидцы передавали то, что постигли сами, и то, что узнали от предыдущих поколений, последующим поколениям. Это подтверждалось жившими тогда пророками и мудрецами. Так передавались все откровения и знания о Творце, о законах, установленных Им в мире, о нас самих — всё, что сообщается в Торе, Письменной и Устной, до наших дней. Учение, приближающее к Источнику жизни, Его благословению, раскрывающее Его присутствие и провидение в этом мире, чтобы поддержать существование этого материального и духовного мира и привести к Будущему миру.
С уважением, Эльяким Залкинд
Читайте: тема Вера и Знание в иудаизме
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Реувен Куклин
У меня были вопросы, на которые мне не могли дать ответ, а если давали, то ничем не обоснованный…
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Вера»
Рав Моше Пантелят
Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Реувен Куклин
Весь мир свидетельствует о своём Создателе...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его