Темы: Моше, Скромность, Еврейская молитва, Еврейские качества, Рав Эльяким Залкинд, Смирение, Богобоязненность, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Рав! Объясните, пожалуйста, что значит быть смирённым перед Всевышним? Какими качествами нужно обладать, и как их развивать? Спасибо. N.
Уважаемая N.,
Что значит быть смирённым перед Всевышним?
Вы очень верно сформулировали свой вопрос о смирении именно как смирении перед Всевышним. Не перед событиями и обстоятельствами, в которых мы оказались не по своей воле, и не перед людьми, обладателями силы или власти, а перед Творцом мира. Ведь именно такое смирение является корнем этого качества души — способности (и даже потребности) покоряться чему-то высшему. И именно это проявление смирения не принижает человека, а, напротив, приводит к его росту, углубляет, выводит на настоящий его уровень и место.
Попробуем коротко объяснить сказанное, дать только общий подход. Всё же, что заинтересует Вас, о практической работе над этим качеством можно найти в известной книге, написанной около 800 лет назад Рабейну Бехайе (или Бахье) «Обязанности сердец», в шестой ее части, «Врата смирения» (Шаар а-Книа). (Вся книга переведена на русский язык, в двух томах, и эта глава — во втором томе).
Суть же смирения перед Всевышним — понимать и ощущать, что мы не хозяева в этом Доме — мире, в который приведены, но только гости. И, как гости принимают порядок, установленный в доме по желанию хозяина, и вписываются в жизнь дома вместе с членами семьи, — так и мы, если сумеем принять от Того, Кто нас создал и пригласил в Свое владение, всё, что Он посылает нам в жизни (не забывая и благодарить за всё), — почувствуем себя настоящими домочадцами в «доме» Царя мира.
И еще: ведь мы ученики великого Учителя и, если чутко и бережно прислушаемся к каждому «слову», намеку, наставлению Учителя и Господина, то умножим мудрость и поймем, насколько глубоки Его замыслы, и исполнимся трепета и благоговения перед Его величием.
Вот, собственно, и всё. А остальное — исполнение этого — занятие на всю жизнь. И, хотя работа над этим качеством — не самое начало роста человека (и в книге «Обязанности сердец» о смирении речь идет лишь в середине, после описания нескольких предварительных уровней), если присмотреться — и точка отсчета, и цель пути находятся здесь.
_______
Попытаемся объяснить (хотя можно и опустить всё, сказанное ниже, и обратиться к «Обязанностям сердец»).
Всевышний наделил человека самостоятельностью в понимании мира, принятии решений. И ощущением значимости собственного мнения — как части себя, так, что когда человек должен поступиться своими взглядами и привычками, это кажется ему невероятно трудным, кажется разрушением всего, что он построил.
И таким он создан для того, чтобы (как известно из книг Рамхаля) быть «хозяином» своих поступков и, таким образом, заслуженно получить воздаяние за них. А также для того, чтобы иметь возможность приближения к Всевышнему — этого можно достичь, «подражая» Его качествам, а Он, благословенный, не зависит ни от кого.
А еще для того, чтобы считаться «полноценным» участником «диалога» с Творцом, достойным учеником, получающим знание о Самом Всевышнем. «Но хвалящийся пусть хвалится лишь тем, что он разумеет и знает Меня… ибо лишь это желанно Мне, — сказал Господь» (Ирмеяу 9, 23).
Однако это ощущение собственной самостоятельности и значимости заставляет человека вступать в конфликт с истиной. Полагаться на себя, гордиться своими возможностями. В то время как в действительности он — лишь малое и мимолетное творение из несметного множества творений Всевышнего, среди который есть великие и незыблемые. И все они существуют лишь по воле Творца, благодаря тому, что Он каждое мгновение дает всему мирозданию возможность существовать — от малых частиц до великих светил, ангелов и высших сил. И все они практически равны и бесконечно малы перед Его неограниченным могуществом, мудростью, милостью… И все они подвластны Ему в каждое мгновение своего существования. Среди них — человек, не по своей воле приходящий в мир, не знающий, что принесет следующий миг, и не властный над этим, уходящий из мира порой в мгновение ока.
Это несоответствие между ощущением своей значимости и реальной бесконечной малостью и беспомощностью человека, существующего только по милости и замыслу Всевышнего, — коренное противоречие, заложенное в человеке, связанное с его предназначением в мире. Ведь для выполнения возложенной на него задачи — постижения величия Творца и приближения к Нему, — он должен быть исполнен достоинства и возвышен. Но, с другой стороны, близость к Творцу невозможна без осознания собственной малости, полного отказа от своей значимости; человеку необходимо полностью отдаться на волю Творца. Подобно жителям страны великого царя: пока они далеко от столицы, позволяют себе жить, как заблагорассудится, и мало понимают, кто такой царь. Но по мере приближения к городу и дворцу, а дальше — в самом дворце, тем более — во внутренних покоях их все больше охватывает трепет, они полностью склоняются перед волей царя. Тем более — пред волей Царя царей, Святого, благословен Он…
Ведь чем ближе к Единому, тем яснее истина, в обычном мире скрытая, — что «нет никого кроме Него». Нет иного вершителя событий, ни силы, ни мудрости, ни знания, ни самого существования — всё лишь по Его замыслу и Провидению… И, ощутив это, человек испытает и поймет, что такое настоящий трепет перед Б-гом, и ощутит благодарность к Царю, Задумавшему, Знающему и Дарующему всё.
И так разрешается противоречие человеческого существования — обретением, вернее, раскрытием глубоко укорененного в его сути смирения. Оно возвращает мир в душу человека и устанавливает мир между ним и его Создателем. Так как это великое предназначение — узнать своего Творца и приблизиться к Нему, — может быть исполнено только через смирение и отказ от собственной значимости. Это происходит именно благодаря растущему постижению и близости — чем больше близость, тем, естественным образом, глубже смирение.
Определение Рабейну Бехайе: «Смиренность — это качество приниженности души, ее преклоненность, сознание своей малой значимости».
Таким образом, это качество — ключевое во всем существовании человека, в его отношении к себе, в его отношении к Творцу и истине. Ведь если смирение перед Всевышним, принятие Его царства и воли не лежит в основе всех человеческих действий, будь то даже добрые дела, заповеди, приобретение мудрости, — вся жизнь оказывается не жизнью перед Б-гом, упованием и служением Ему, а «работой на себя» и противостоянием истине. Человек же, смиренный перед Всевышним, будет жить в согласии с собой, с Творцом и с происходящим, радоваться близости своего любящего Царя и «Друга души».
***
Дополним только. Мы молимся Всевышнему в смирении (ахнаа — הכנעה). И Земля Израиля называется в Торе землей Кнаан (כנען). Одно из объяснений: здесь, как нигде, можно научиться смирению. Учат мудрецы, что все молитвы, со всех концов земли «поднимаются» через Землю Израиля, там, где стоял Храм.
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Реувен Куклин
Меня этому никто никогда не учил?..
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его