Темы: Иврит, Истина, Суд, Натан Агрес, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Несколько раз приходилось слышать выражение «Печать Всевышнего — Истина». Если можно, поясните, что имеется в виду. Большое спасибо.
Спасибо за Ваш вопрос.
Действительно, в Талмуде говорится, что печать Всевышнего, которой Он скрепляет различные постановления, связанные с управлением этого мира, — Эмет, Истина (см. Шаббат 55а, Йома 69б, Санедрин 64а).
Устная Тора сообщает: «Малхута де-ара кеэйн малхута де-рекия», т. е. форма правления, которую используют люди в царстве земном, идентична форме правления Небес (см. Брахот 58а и др.). В частности, имеется в виду тот факт, что несмотря на то, что Всевышний не нуждается в свидетелях, судебных процессах и других элементах судопроизводства, тем не менее, Его мудрость постановила, что все мирские вопросы будут решаться именно через систему так называемого Небесного Суда (Бейт Дин шель Маала), включая показания свидетелей, обвинения прокуроров и защиту адвокатов. Разумеется, речь идет о духовных понятиях: так, например, обвинения выдвигают особые ангелы — духовные субстанции, сотворенные грехами человека, и наоборот — в его оправдание выступают ангелы, сотворенные его добрыми делами, и т. д. Поэтому имеет место и скрепление приговора или постановления печатью. Именно о ней и сказали мудрецы, что печать Творца — Эмет, Истина.
Используя вышеуказанное подобие, несложно сделать заключение, что так же, как земной царь подписывается собственным именем, так и в царстве Небесном печать Всевышнего являет собой одно из Его имен. Только в отличие от царя земного, обладающего только одним именем, у Всевышнего их много. Ведь сама сущность Творца абсолютно непостижима для человека, и только способы Его влияния на мир в какой-то степени доступны нашему пониманию; именно их мы и называем именами Творца. Так, Всевышний называется Рахум — Милосердный, когда Он проявляет милость к людям, и наоборот, Он называется Элоим — судьей, когда судит мир строго, и т. п.
В свете этого следует понять: почему в качестве печати используется именно имя Эмет (истина), а не какое-нибудь другое?
Как будет разъяснено ниже, именно это имя более, чем какое-то другое, отражает истинность и справедливость деяний Творца: все Его приговоры и постановления представляют собой истину в последней инстанции.
Какие условия должен соблюсти судья, чтобы его приговор был истинным? Для этого необходимо: а) доскональное знание закона во всех его деталях и тонкостях, б) отчетливое представление о том случае, что предстал пред судом: кто сделал, что сделал, зачем, какие это влечет последствия, и т. д. Только совокупность двух этих параметров гарантирует верность и истинность вынесенного приговора.
И именно о них говорит Имя Всевышнего Эмет.
Торат-Эмет — Истинная Тора
Творец даровал Тору народу Израиля. Тора — это свод законов, определяющих практическое руководство к действию, и сам Всевышний также придерживается этих законов (разумеется, согласно их духовным корням, регулирующим все процессы управления миром). Тора неоднократно называется Писанием Торат-Эмет (Истинная Тора) или просто Эмет. Так, пророк Малахи говорит (2:6): «Торат-Эмет была в устах его», в Теилим царя Давида (85:12): «Эмет произрастет из земли», т. е. после дарования Торы ее законы устанавливаются согласно решению мудрецов на земле. В Мишлей царя Шломо сказано (23:23): «Приобрети Эмет (Истину — знание Торы) и (ни за что) не продавай», и др.
Печать Всевышнего «Истина» выражает тот факт, что суд происходил согласно истинным и справедливым законам Торы, учитывающим все «за» и «против», уравновешивающие меру милосердия и меру суда.
Истинное знание о происходящем
Но одного только знания закона недостаточно. Необходимо также достоверно установить, что конкретно произошло и какова мера виновности участников инцидента. Человек устанавливает эти параметры либо с помощью свидетелей-очевидцев, либо на основе косвенных улик. Но совершенно иначе обстоит дело со знанием Всевышнего.
Эмет — реальность
Рамбам в начале раздела «Основ Торы» объясняет, что понятие «истина» по отношению к Творцу следует понимать как «реальность». Любая истина отражает какую-то реальность, что-то, что существует. Ложь, в свою очередь — это то, чего в реальности не существует. И Рамбам поясняет, что в самой истине также следует различать между истиной абсолютной и истиной относительной. К примеру: то, что земля круглая — истина абсолютная, поскольку это не зависит от каких-либо внешних факторов, но то, что свеча горит — истинно только в промежуток времени горения, а затем перестанет быть реальностью, и т. п.
Согласно этой же логике, все мироздание в целом истинно только относительно, поскольку его существование всецело зависит от Воли Творца. Без Его непрерывного влияния мир не смог бы продержаться даже кратчайший миг. Творец же, в свою очередь, существует сам по себе, только Он и есть абсолютная реальность, не зависящая ни от каких других сил или факторов. Это то, что имел в виду пророк Ирмеяу (10:10), говоря: «И Г-сподь Всесильный — Истина», только Он — абсолютная реальность, и нет никого и ничего, что существовало бы так же истинно, как Он.
Эмет — был, есть и будет
Та же идея раскрыта и в Иерусалимском Талмуде (Санедрин 1:1). Там обращается внимание на написание слова «эмет» — א-מ-ת (алеф-мем-тав).
Алеф — первая буква еврейского алфавита, тав — последняя, а мем находится точно посередине. Как известно, творение мира было осуществлено Всевышним при помощи речи: «И сказал Всесильный, да будет свет…» и т. д. Речь — это набор звуков, которые можно определить и как буквы. Каждая из двадцати двух букв алфавита представляет собой особую силу (вид энергии), синтез которых и породил мироздание, а также постоянно поддерживает его. Поэтому слово «эмет», включающее в себя три ключевых буквы алфавита, как раз и выражает тот факт, что Всевышний породил всю реальность, как говорится, от А до Я.
Более того, это намекает также на слова пророка от имени Творца (Ишаяу 44:6, 41:4) «Я первый и Я последний, и кроме Меня, нет никаких сил». «Я первый» — в прошлом, до творения мира и времени, «и Я последний» — после окончания мира и времени, «и кроме Меня, нет никаких сил» — в настоящем! Даже сейчас, когда, казалось бы, в мире действует множество разнообразных сил, на самом деле нет ничего, кроме простого единства Творца, но только в наших глазах оно воспринимается как множество.
Исходя из всего вышесказанного, можно понять, что знание Творца о происходящем в мире принципиально отличается от знания человека. У Творца нет необходимости в какой-либо внешней информации, поскольку все, что существует, включая людей, их мысли, желания и действия, существует только по причине постоянной Воли Творца на их существование. Как в первый миг творения было необходимо вывести все сущее из небытия к реальности, точно так же это продолжается и сейчас, но только совершенно незаметно для человека.
Поэтому и знание Всевышнего охватывает абсолютно все! Это включает не только настоящее, но и прошлое, и будущее, т. е. помимо самих действий или мыслей, учитывается и их воздействие на дальнейший ход событий. А также та мера, в которой человек реализовал или растратил заложенный в нем потенциал.
Это то, что мы сказали вначале: печать Творца «Истина» отображает Его абсолютную справедливость во всех Его решениях и воздействиях. Так сказали наши мудрецы (Таанит 11 а): «Сам человек после вынесения приговора оправдывает и подтверждает его, говоря: верно и справедливо судили вы меня».
Тора скреплена печатью Истины
И напоследок еще один момент, связанный с печатью Всевышнего.
Царь Давид говорит в своих псалмах (119:160): «Заглавье речи Твоей — Истина». Мудрецы (Берешит Рабба 1:7) пояснили, что Давид имел в виду начало Торы, первую часть главы Берешит, описывающую семь дней творения. Первые три слова Торы «Вначале сотворил Всесильный», в источнике בראשית ברא אלוקים, заканчиваются на буквы тав, алеф, мем, из которых состоит слово «эмет». А три последних слова этой главы, завершающие повествование о Субботе: «создал Всесильный, (чтобы) производить» — ברא אלוקים לשעות, тоже заканчиваются на буквы «эмет».
Мы видим, что Торат-Эмет (Истинная Тора) подкреплена печатью Творца — Истиной.
Цель всего — раскрытие Истины
Но важно обратить внимание на одно существенное различие! В трех первых словах буквы, составляющие слово «эмет», идут не по порядку, каждая из них находится не на своем месте (тав, алеф, мем), и только в последних трех словах они становятся на свои места (конечные буквы — алеф, мем, тав). О чем это говорит?
Дело в том, что все предназначение нашего материального мира — скрыть истинную реальность Творца, Его постоянное присутствие и провидение. А цель человека — несмотря на сокрытие, обнаружить Первопричину и преданно соблюдать Его Волю. Именно поэтому в самом начале, при описании акта творения, Истина находится в сокрытии (каждая из букв слова «эмет» сдвинута со своего законного места)[1].
Но конечная цель всего — преодолеть тьму и искушения этого мира и достигнуть Мира Грядущего, где, напротив, реальность Творца будет полностью раскрыта и доступна для постижения. Аналогом и своего рода «щелью» в Грядущий Мир является Суббота, день святости и духовного возвышения. Поэтому в конце главы, при описании Субботы, намек на Истину дан в открытой форме (все буквы на своих местах), поскольку именно благодаря Субботе у человека есть возможность приоткрыть «железный занавес», приподняться над материальностью и достигнуть желаемой цели!
С уважением, Натан Агрес
[1] Интересно добавить, что если начать отсчет букв не с первого, а со второго слова Торы (т.е. взять слова ברא אלוקים את ), мы снова получим конечные буквы алеф, мем, тав по порядку в слове «эмет»! Это говорит о том, что основное сокрытие реальности Творца связано с раздроблением Его единства (в восприятии человека), на что и намекает первое слово «Берешит» — Вн,ачале. Согласно комментарию Рамбама, в этом слове содержатся понятия пространства и времени, которые являются частью творения и создают иллюзию независимости творения от своего Творца. Поэтому начиная с первого слова, «эмет» исчезает, но если бы можно было отбросить множество, то Истина сразу же вышла бы на свет, что и произойдет в мире Грядущем.
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Куклин
Почему на иврите «лицо» — во множественном числе?
Рав Натан Агрес
Создается впечатление, что Потоп индейцев не коснулся... Ответ раввина на вопрос о предках Китайцев. Кем были предки Китайцев? Как это связано с иудаизмом?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его