Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Храм, Ковчег Завета, Скрижали Завета, Реувен Пятигорский
Что собой представлял Ковчег Завета в Храме? Почему Ковчег? Какого Завета?
Арон Абрит. Так назывался святой ларь, ящик (арон), в котором хранились Скрижали Завета (Лухот Абрит), два каменных блока с выбитыми на них Десятью заповедями, врученными евреям при заключении союза (брита) со Всевышним на Синае. Центральная часть Переносного Храма (Мишкана), а затем и Храма в Иерусалиме. Сделан был вместе со всем Мишканом по точным указаниям Б-га. Размеры в локтях (локоть — примерно полметра):2,5 в длину, 1,5 в ширину и высоту. Материал — дерево шитим, внутри и снаружи обит золотом. По углам — четыре золотых кольца, куда вставлялись два шеста для переноски. Наверху — массивная золотая крышка (капорет) с двумя изображениями крылатых ангелов (керувим) по бокам. Согласно тексту Хумаша, Всевышний открывался Моше «в облаке над капорет» (Ваикра 16:2) и «говорил с ним поверх капорет между двумя херувим» (Шмот 25:22).
Во время переходов Арон несли священники (коаним) или левиты (левиим) из рода Кеата. При вступлении в землю Кенаан Ковчег сначала стоял в еврейском стане у горы Эваль, затем в Бейт-Эле. В битве у города Мицпе (надел Биньямина) был захвачен филистимлянами (плиштим). После бедствий, которые с ними произошли, враги вернули его евреям, доставив под Бейт-Шемеш. Окончательно перевезен в Иерусалим в годы правления царя Давида. Затем помещен в Храме, выстроенном царем Шломо. Агадические источники утверждают, что он был сокрыт в скале под Храмом (где хранится поныне), как только стали известны пророчества о близком уничтожении врагами Первого храма.
БлОготворительность рава Реувена Пятигорского
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Иерусалим, Сион, Бейт а-Микдаш. Здесь встречаются миры; здесь высший духовный мир перетекает в мир низший, физический. Именно здесь началось Творение, формирование самого пространства, распространившегося до масштабов вселенной, и в этой же точке был создан человек.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы о клятвах
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»
Что на самом деле произошло у горы Синай?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
Написано в книге «При эц хаим»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»
"Не произноси Имя Всевышнего, твоего Б-га, впустую, ибо не простит Всевышний того, кто произносит Имя Его впустую".
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»
Глава из книги «Дерех Ашем»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
Элоким — имя, обозначающее атрибут Гвура и ограничение [Цимцум]. Поэтому числовое значение его также совпадает со словом гатева [«природа»], ибо это имя скрывает свет, который наверху и который творит и оживляет мир, и кажется, будто все в мире существует и происходит естественным образом. Имя Элоким — щит и покров имени Гавайе, оно должно скрыть свет и жизненную силу, исходящие от имени Гавайе и творящие из ничего, дабы они не стали явны творениям, отчего последние перестали бы существовать