Темы: Каббала, Нечистота, Натан Агрес, Связь с Творцом, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Мне задаёт один человек такой вопрос: «Как Б-г может быть везде, если Он пречист и не подобает Ему быть в местах нечистот и т.п.». Как ответить? Разиэль-Нахман
Уважаемый Разиэль-Нахман,
Вы затронули очень глубокий и фундаментальный для иудаизма вопрос. Он широко обсуждается в древних каббалистических книгах, а на более доступном уровне — в книге рава Хаима Воложинера Нэфеш а-Хаим (часть 3). И сегодня, учитывая последние достижения науки и технологии, понять суть дела гораздо легче. Но начнём по порядку.
Одно из имён Творца, встречающихся в Торе (а ещё чаще — у наших мудрецов заль), это Моком — «Место» или «Пространство». Это Имя раскрывает нам истинную картину реальности: «Я (Творец) — Место для мира, а не мир — место для Меня». Иными словами, на вопрос, где пребывает Б-г в этом мире, ответ: не Он пребывает в мире, а, наоборот, весь мир, как бы находится внутри Него! Т.е. то, что существует само по себе, независимо от каких либо посторонних факторов, это — только Всевышний, а всё мироздание, включая и его духовные сферы, — не что иное, как результат Его воли. Творение мироздания продолжается, оно происходит постоянно, в каждый миг времени. И если бы Б-г хоть на мгновение «отменил» Своё желание поддерживать мир, тот бы попросту перестал существовать, как и было в самом начале. И в этом смысле Всевышний как бы наполняет весь мир и в равной степени находится в каждой его точке.
Но, с другой стороны, наши органы чувств воспринимают всё совершенно иначе. Мы видим и ощущаем разнообразный и колоссальный по своей сложности мир, воздействие различных сил, порой противоречащих друг другу. И именно так хотел Творец, чтобы мы этот мир воспринимали (это и есть тайна сокрытия Его единства). Поэтому с точки зрения человеческого восприятия, безусловно, не везде можно «воспринять» Б-га. И, в частности, в местах нечистоты — таких, как туалет, баня, свалка и т.д. — запрещено молиться и изучать Тору, т.к. эти действия призваны приблизить человека к Творцу, а место этого не позволяет.
Отсюда ясно, что и для получения пророчества — наивысшего уровня связи с Б-гом, и для молитвы надо находиться в определенных местах, лучшим из которых являлось и является место Иерусалимского Храма.
А теперь перейдём к науке. Если взглянуть на экран электронного микроскопа, действительно можно ощутить, что в принципе всё мироздание — лишь результат постоянно обновляющейся Воли Б-га. Ведь мы не увидим там ничего, кроме микрочастиц, мельчайшие из которых, в свою очередь, состоят из других, ещё более «элементарных». Все они находятся в постоянном сложном движении, которое, будучи воспринято через каналы наших чувств, и создает иллюзию реальности. Но, по сути, природа всего мира однородна, а беспрерывное движение свидетельствует о постоянной энергетической подпитке. Это как раз то, о чём мы говорили. Творец постоянно поддерживает существование мира и в равной степени находится в каждой его точке.
С уважением, Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Реувен Куклин
Почему некашерная пища вредит здоровью еврея?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Почему душа человека стремится к независимости, к утверждению своей свободы? Почему в нас заложена тяга к Творцу, но при этом мы боимся, что такое сближение лишит нас индивидуальности? Короче, почему мы так противоречиво устроены?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной нечистоты? Гармония как цель жизни.
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Рав Яков Шуб
И как это делать правильно?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его