Темы: Награда и наказание, Милосердие, Заповеди, Суд, Рав Эльяким Залкинд, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Мы с товарищем поспорили насчет того, каков Творец. Он утверждает, что Творец — это очень строгий Царь, имеющий право навязать нам Свою волю (так как Он создал нас и постоянно поддерживает наше существование) и строго спрашивающий с нас за каждое прегрешение, не пропуская даже самой маленькой греховной мысли, и никакие смягчающие обстоятельства не учитываются. Я же утверждаю, что Творец — не только Царь, но и любящий милосердный Отец, и не ставит целью наказать каждого, кто хоть немного провинился. Рассудите нас, пожалуйста.
И еще хочу спросить, можно ли рассматривать действия Творца с точки зрения нашего понимания морали? Или всё, что бы Творец ни совершил, автоматически является моральным? Или есть какие-то рамки (к примеру, рамки Торы) за которые Творец не выйдет, потому что это аморально? Заранее благодарю за ответ. О.
Здравствуйте, О.
Комментируя самый первый стих Торы, Раши приводит высказывание мудрецов из Мидраша: «Задумал Всевышний создать мир только на основе суда (бескомпромиссного действия Закона), но увидел, что мир не сможет так устоять (ведь при любом нарушении Воли Создателя у сотворенных не останется права на существование), и сделал основой Творения также милосердие, к тому же, поставив его перед судом».
Потому Вы оба правы. Было бы предпочтительнее, чтобы Творение выдержало самые строгие требования, ведь тогда его заслуга и награда были бы наибольшими. Но так как это чрезвычайно трудно, Всевышний, из любви к Творению, поставил Свое милосердие и снисхождение перед судом. И все же, чем точнее и чище будут действия сотворенных, тем больше они будут соответствовать изначальному замыслу Творца и тем полнее удовлетворят цели творения. Из этого следует также, что и «строгость Царя», в действительности, вызвана любовью и ее задача — помочь нам достичь максимально возможного совершенства и получить максимальную награду.
О втором вопросе. Всевышний создал мир и заложил в него все присущие миру законы, материальные и духовные. Создал и нас, сформировав наши чувства и сознание согласно заложенным Им законам, в том числе, законам морали. И еще, Всевышний призвал нас в Своих заповедях стремиться уподобиться Ему в наших действиях — настолько, насколько Он открывает нам понимание Своих путей. Нам передано в Традиции: «Как Он милостив, так и ты будь милостив» и т.д. И сказано в Торе (Дварим 28:9 и в других местах): «…и будешь ходить путями Его». Поэтому Его «пути» и «качества» (то, что Он раскрывает нашему пониманию) должны соответствовать тем представлениям, которые Он вложил в нашу природу и сознание. Ведь только в этом случае Он может заповедать нам «ходить Его путями», а мы можем исполнить эту заповедь. Значит и те «действия» Творца, которые доступны для нашего понимания, соответствуют заложенным Им же в нашу природу законам морали. И, действительно, как Вы сказали, эти законы переданы нам в Торе, Письменной и Устной. Но для того, чтобы разобраться в них по-настоящему, как и во всем, чему учит Тора, — недостаточно положиться на первое понимание. Требуется серьезное изучение — ведь мы хотим понять пути Всевышнего, прикоснуться к Его мудрости.
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Эльяким Залкинд
Ангел вступил в противоборство с Творцом?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Моше Пантелят
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его