Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Б-га называют «Небесным»? Он же не зависит от неба…

Темы: Авраам, Духовность, Качества Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте. Почему, говоря о Б-ге, называют его «Б-гом Небесным»?

Ведь Пятикнижие начинается со слов: «В начале сотворил Бог небо и землю». То есть Б-г самодостаточен и не зависит от неба. Почему именно «Небесным»? Федор

 

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Федор!

Насколько понимаю, Вы имеете в виду выражения вроде Элокейну ше-ба-шомаим — «Б-г наш, Который на небесах», или Авину ше-ба-шомаим — «Отец наш, Который на небесах». И тому подобные выражения, встречающиеся в наших молитвах.

Хотя, действительно, не только сказано, что Б-г сотворил небо и землю, но и подчеркивается во многих местах Его связь как с небом, так и с землей. Например, в Пасхальной Агаде, в известной песне: «Один — Б-г наш, Который на небесах и на земле».

А ключ к пониманию, представляется, находим в словах праотца Авраама. Наставляя своего слугу Элиэзера, он сказал (Берешит 24:3 и 7): «И я закляну тебя Господом, Б-гом небес и Б-гом земли, что не возьмешь сыну моему жены из дочерей кнаанейца… Господь, Б-г небес, Который взял меня из дома отца моего и из страны рождения моего… пошлет ангела Своего пред тобою».

Мудрецы спрашивают: почему вначале Авраам упоминает «Б-га небес и Б-га земли», а потом — только «Б-га небес»? И отвечают (Раши[i], комментарий к этому стиху): когда Б-г взял меня из дома отца моего и из страны рождения моего — то есть, в начале моего пути — Он был только «Б-гом небес», потому что на земле Его не знали. Но теперь, к концу моей жизни, после того, как Я всем о Нем поведал, Он — Б-г небес и Б-г земли».

То есть, хотя Б-г сотворил весь мир, а не только небеса, и находится повсюду, не всегда и не везде очевидно Его присутствие.

Здесь важно подчеркнуть, что «небеса» — это необязательно физическое небо. (Ведь оно, строго говоря, начинается прямо от земли, да и планета круглая, поэтому «верх» для одной ее части — это «низ» для антиподов). Нет, «небеса» — это духовные миры. По словам мудрецов, наш мир и все его объекты и явления — лишь нижний уровень системы, «оболочка» по отношению к более глубоким и возвышенным духовным мирам. В тех мирах всё чище и благороднее, там обитают ангелы. И в тех сферах присутствие Б-га очевидно всегда. Поэтому Он в полной мере «Б-г небес».

В отличие от «земли» — нашего с вами мира. Здесь далеко не всегда очевидно, что Он есть, что Он присутствует, что Он всем управляет. Многие здесь Его не знают. Поэтому в этом плане Он не всегда «Б-г земли», а только — когда такой человек, как Авраам, говорит людям о Нем. Показывает, как можно Его обнаружить в простом восходе и закате солнца, в других явлениях природы, в событиях истории и нашей жизни. Во всём, что нам кажется «естественным».

Мудрецы также говорят: изначально Б-г создал этот мир для того, чтобы в нем присутствовать так же, как и на Небесах. Но после греха Адама мир был осквернен и Б-жественное Присутствие покинуло его. Так земля была оторвана от Небес. Дело еврейского народа, начатое его праотцем Авраамом, — восстановить утраченную связь и вернуть Б-жественное Присутствие на землю. Это во многом удалось лично Аврааму, а потом и его потомкам после дарования Торы: Б-г пребывал в специально построенном для этой цели Храме в среде еврейского народа.

Наконец, хотя физическое небо — вовсе не обязательно «наверху», в человеческом восприятии оно именно там — и это не случайно. Ведь и духовные миры мы выше естественным образом назвали «возвышенными», хотя они тоже необязательно физически «выше». Просто в человеческом восприятии «высокий» — значит «лучший» в том или ином смысле. «Высокий уровень» — значит, хороший, желанный. Такой, к какому следует — и хочется — стремиться.

Вот и о Б-ге мы говорим как о Том, Кто «на небесах», имея в виду, что с Ним связано всё «возвышенное» — духовность, утонченность, благородство. Что к Нему и ко всему этому следует — и стоит — стремиться.

Чего нам всем и желаю.

С уважением, Меир Мучник

 

[i] Раби Шломо Ицхаки (Раши; 4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — выдающийся комментатор Танаха и Талмуда, один из величайших еврейских мудрецов всех времен.

 

Материалы по теме

Что такое Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Рав Йегуда Лейб Ашлаг

В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Зачем Б-г сотворил этот мир?

Рав Моше Пантелят

Kакова цель всего этого?

Почему имя человек «Адам» связано с происхождением его тела (от адама — земля), а не с его душой?

Рав Натан Агрес


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его