Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Всевышний не может ликовать, гневаться — изменяться. Не значит ли это, что мы Его ограничиваем?

Темы: Сотворение мира, Каббала, Рамбам, Моше Абрамович, Качества Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый рав. Очень хотел бы получить ответ на следующий вопрос. Я читал еврейского философа Маймонида, он в книге Мишнэ Тора написал следующее: «И поскольку это так, то все эти понятия и подобные им, которые упоминаются в Торе и у пророков, используются как иносказания или поэтические метафоры. Как сказано: “Восседающий в небесах будет смеяться” (Тегилим, 2:4); “Они гневили Меня суетой своею” (Дварим, 32:21); “как ликовал Господь” (Дварим, 28:63) и тому подобное. По этому поводу сказали мудрецы: “Тора говорит на языке, понятном человеку” (Брахот, 316). Он говорит: “Разве они Меня сердят?” (Ирмеягу, 7:19). Ведь сказано: “Я, Господь, не изменился” (Малахи, 3:6). А если бы Он временами гневался, а временами радовался, — это означало бы, что Он меняется. И все упомянутые выше понятия свойственны лишь материальным телам — бренным и грубым, “обитателям лачуг из тростника, построенных на прахе” (Ийов, 4:19), — а Он, Благословенный, неизмеримо выше всего этого».

Но со мной не согласился один христианин, к-рый сказал, что если Бог не может ни гневаться, ни радоваться, то это означает, что мы ограничиваем Бога, а Бог не может быть ограничен. Как разрешить это противоречие, основываясь на ТаНаХе? Как совместить вездесущность Бога с его неизменностью, постоянством? Здесь действительно есть противоречие? Или это просто кажимое противоречие? Буду очень признателен за ваш ответ! С.

Отвечает рав Моше Абрамович

Уважаемый С.!

Вопрос, который Вы задаёте, рассматривает Каббала — тайная Тора, поэтому его невозможно подробно обсудить в рамках «Ответов на вопросы». Но скажем несколько слов.

По определению творение не может постичь Творца. Всевышний сотворил время и пространство, а, значит, Его существование — вне времени и вне пространства — является тем, что разум человеческий неспособен постичь. Второй стих Торы гласит: «И земля была тоhу и боhу» (Бэрейшит 1, 2). Простой перевод: «и Земля была пуста и хаотична». Сказали мудрецы: тоhу — это материя без формы, поэтому тот, кто увидел бы это творение, тоhэ — удивился бы, не понимая, что он видит. А боhу — это форма без материи, что тоже недоступно человеческому разуму, который способен воспринимать только материю в определённой форме.

Поэтому всё, что мы знаем о Всевышнем, Который вне материи и вне формы, — это только то, что Он передал через Своих пророков. Сказал Всевышний Моше рабейну: «…человек не может видеть Меня и остаться в живых» (Шмот 33, 20) — и это известное определение как бы ограничивает Всевышнего: неужели Всевышний не может удовлетворить просьбу Моше рабейну и явиться ему при жизни его?

Как бы ограничивает — для человека, поскольку если не будет ограничений, человек не сможет понять сказанного. И в этом смысл слов Рамбама — Тора говорит на языке, понятном человеку.

И ещё сказано у царя Давида (Тэилим 104, 2): Всевышний «Окутан светом, как плащом». Комментирует Виленский гаон (Адэрет Элияу к Ваикра 23—44): «Всевышний облачился в свет первого дня творения и сотворил небеса. Мир как творение подобен одеянию, которое скрывает самого Всевышнего, поэтому мир называется олам — от слова нээлам — скрытый. Отсюда — не может человек, находясь в материальном мире, увидеть Всевышнего. И всё, что происходит с творением, как бы относится к одеянию, а не к сущности. И об этом слова Рамбама: “а Он, Всевышний, неизмеримо выше всего этого”. И это пример, который приводит Рамбам (Тэилим 2, 4): “Восседающий на небесах будет смеяться” — сказано в книге Зоар (глава Бешалах), что Всевышний “оденет” меру Суда и накажет пришедших на Иерусалим войной Гога и Магога — именно “оденет”». Великий комментатор Талмуда Мааршо добавляет к этому, цитируя мидраш (Нида 30а): при жизни нет возможности увидеть Всевышнего, но в качестве великой награды праведник в час своей смерти — выхода души его из этого материального мира — увидит Его.

С уважением, Моше Абрамович

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его