Темы: Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. В Торе много раз встречается фраза «И вспомнил Бог». Неужели Богу свойственно забывать? Как это можете прокомментировать?
Здравствуйте!
Действительно, при чтении Торы такой вопрос возникает.
Прежде всего, следует заметить, что Тора использует человеческий язык. Просто потому, что она предназначена для людей. Если бы Тора говорила «языком» Б-жественным, абсолютным, она бы не была доступна обычному человеку, живущему в мире, где его окружают конечные предметы и будничные дела.
С другой стороны, «человеческий» язык Торы может ввести в заблуждение неподготовленного читателя, «вульгаризировать» для него духовные понятия, создать у него представление о Творце как обладающем человеческими качествами и побуждениями, а то и побудить представить себе Всевышнего в антропоморфном — «человекообразном» — облике, что вообще несовместимо с понятиями иудаизма.
В тексте Торы мы встречаем и «руку» Б-га, и Его «глаза», и «голос». Творец «вспоминает», «гневается», «мстит», «ревнует», «радуется», «видит» и «слышит» и т.д. И мы поневоле, по неопытности, по ошибке решаем, что это те самые человеческие качества и чувства, что свойственны людям из плоти и крови. Но это вовсе не так.
Встречая такие слова, мы должны понимать, что применительно к Творцу все они имеют абсолютный смысл. Использование терминов «глаз» или «зрение» в отношении Творца означает не наличие физического органа, воспринимающего оптические волны в ограниченном диапазоне, но Его абсолютную способность воспринимать наши поступки во всей совокупности наших побуждений, причин и следствий.
То же можно сказать о «гневе» Творца. Это слово означает, что наши действия или слова противоречат абсолютной цели Творения, идут вразрез с замыслом Творца, нарушают равновесие и чреваты тяжёлыми последствиями для нас и для всего мира. И с такой мерой, в таком ключе следует принимать все «антропоморфизмы», которыми пользуется Тора.
Так же следует понимать и слово «помнить». «И вспомнил Творец…» — не подразумевает, что Всевышний что-либо «забыл». Этот термин означает обстоятельства, поступки, заслуги человека, позволяющие привести в действие тот или иной механизм, чтобы улучшить положение, показать выход из трудной ситуации.
Например, сказано (Берешит 8:1), что Всевышний «вспомнил Ноаха» после того, как тот в течение целого года самоотверженно ухаживал за живыми тварями в Ковчеге. То есть, Ноах своими действиями проложил путь окончанию Потопа, стал достойным спасения, и тогда Творец его «вспомнил». То есть постановил: пришёл час, чтобы воды Потопа пошли на убыль.
«И вспомнил Б-г Авраама» (Берешит 19:29) в Торе сказано тогда, когда наступило время спасти Лота из Сдома. Творец «вспомнил», что Лот, услышав, как Авраам называет Сару, свою жену, сестрой, не выдал его — т.е. спас. Теперь пришёл черёд самого Лота, и последствия его поступка «проявились» в нужный час в критических обстоятельствах.
«И вспомнил Б-г» (Шмот 2:25) сказано и о сыновьях Израиля, терпящих страдания и неимоверный гнёт в Египте. Занятые бесконечным рабским трудом, евреи не имели ни сил, ни времени обратиться к Творцу с просьбой о спасении. Но, получив передышку, они взмолились к Творцу, то есть вспомнили, от Кого, на самом деле, зависит спасение. И этим изменили ситуацию и создали необходимые условия, чтобы прекратилось Сокрытие лика Творца и Он «вспомнил» об обещании праотцам вызволить сыновей Израиля из-под гнёта «чужого народа».
Таким образом, слова «и вспомнил» означают осуществление первоначального замысла Творца, возвращение к основной программе бытия, нарушенной обстоятельствами, но возобновлённой праведными поступками человека. К «забывчивости» это не имеет никакого отношения.
С уважением, Александр Красильщиков
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Рав Натан Агрес
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир
Как Творец знает то, что мы сами ещё не решили? А если утверждать, что Творец обладает этим знанием, значит у нас нет свободы выбора!
Рав Натан Агрес
Как ответить?
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Почему душа человека стремится к независимости, к утверждению своей свободы? Почему в нас заложена тяга к Творцу, но при этом мы боимся, что такое сближение лишит нас индивидуальности? Короче, почему мы так противоречиво устроены?
Рав Эльяким Залкинд
В Танахе упоминаются случаи настоящего геноцида. Как относиться к этим эпизодам?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Тора не разрешает представлять Творца в виде Существа, обладающего какими-то человеческими или физическими свойствами. Но почему она сама так поступает?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его