Темы: Милосердие, Бней Ноах, Рав Эльяким Залкинд, Зло, Качества Творца, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! У меня такой вопрос. Вот говорится, что высший смысл — уподобиться Творцу. Что есть инструкция — Священное Писание. Но есть вещи в Священном Писании, которые (по крайней мере, на первый — возможно, обывательский — взгляд) трудно понять. Например, по указанию Б-га: «И взяли в плен сыны Израиля жен Мидьяна и детей их, и весь их скот, и все стада их, и все имущество их взяли в добычу. И все города их в местах поселения их, и все станы их сожгли огнем» (В пустыне 31, 9-10). И таких эпизодов много. Как воспринимать такую жестокость и такие эпизоды? Спасибо. Алексей
Уважаемый Алексей,
Вы спрашиваете о Мидьяне, но почему не спросили о потопе, произошедшем много раньше и много раньше описанном в Торе? Которым было сметено с лица земли ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (за исключением одной семьи). Ведь и там были женщины и дети, города и скот. Но сама Тора говорит о причине (Берешит 6, 11-12): «И растлилась земля перед Б-гом, и наполнилась земля злодеянием… ибо извратила всякая плоть свой путь на земле».
Нельзя забывать, что мы говорим о ТВОРЦЕ мира. Который создал всё. И даёт существование всему. И как Он беспредельно велик, так велики Его замысел, мудрость и провидение, заложенные в Творении.
И Он, заботясь о нас, дал нам правила поведения — указания, как действовать, чтобы не разрушить мир, а исправить. Эти правила — заповеди — Творец дал сначала Адаму, потом, после потопа, Ноаху (Ною) и всем народам, произошедшим от него, потом народу Израиля. Всем народам — 7 основных заповедей, евреям — 613.
Вот основные заповеди для народов (7 заповедей потомков Ноаха): 1. Запрет идолопоклонства, служения любым силам, кроме Творца. 2. Запрет произносить недостойное о Творце. 3. Запрет убийства (за исключением смертного приговора по закону). 4. Запрет разврата, определенных связей. 5. Запрет грабежа и кражи. 6. Запрет есть куски от живого животного. 7. Предписание создать справедливые суды и добиться исполнения предыдущих 6 заповедей.
Всевышний управляет миром двумя основными путями: милостью и законом (судом). И оба эти пути необходимы. Так как без закона не может существовать справедливость, истина, нравственность, любое благо. Пример пути суда — воздаяние «мера за меру». А также наказание за нарушение заповедей — законов, соблюдение которых позволяет мирозданию существовать. А пример пути милости — возможность замены наказания глубоким раскаянием. А также то, что Всевышний ожидает такого раскаяния от людей, пока мера допустимого не превышена. И многое другое. Но и путь суда, в действительности, — путь милости. Врач, когда должен оперировать больного и доставить ему боль, — наказывает или спасает? Иногда и наказание, даже смерть, может быть излечением, искуплением, и только Всевышнему известны все расчеты, истинная цена наказаний и исправлений в мире.
У мидьянитян была особая вина. Они, по совету Билама, изыскали способ нанести удар народу Израиля. По наставлению своих старейшин и судей они посылали жен и дочерей (включая дочь одного из царей Мидьяна) совращать мужчин из стана Израиля, чтобы потом привлечь их к служению своему идолу. Всё это для того, чтобы увести евреев от служения Творцу и добиться для них кары Всевышнего. И это удалось, в стане Израиля вспыхнул мор, от него умерло 24 тысячи человек. Когда происходящему был положен конец, Всевышний повелел воздать мидьянитянам за все их грехи (сколько заповедей потомков Ноаха они нарушили?). А были и прошлые грехи мидьянитян, и идолопоклонство, так что мера допустимого была превышена. К тому же они с новой силой продолжали готовить козни против евреев. Слова Всевышнего (Бемидбар 25,18): «Ибо враждебны они вам в своих кознях, которые они замышляли против вас в деле Пэора и в деле Козби, дочери правителя Мидьяна, сестры их, пораженной в день мора из-за Пэора». (См. подробнее в комментариях Рамбана, Кли Якар и Мальбима в конце раздела Балак и в начале раздела Пинхас). И обратите внимание: из слов Торы следует, что в этом «проекте» участвовали и моавитяне, они посылали своих дочерей (Бемидбар 25, 1; о мидьянитянах см. Бемидбар 31, 16), но спаслись от воздаяния. Почему? Одно из объяснений — ради Рут, праведницы, которая должна была родиться в этом народе более чем через двести лет (см. Раши к стиху 25, 18). Это тоже один из путей милости Всевышнего.
С уважением, Эльяким Залкинд
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Сказано в Торе: «Люби ближнего своего, как самого себя», — но всякий, в ком есть свойство жестокости, весьма далек от этого.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Власть рабов. Ирод и потомки Хашмонеев.
З. Рубашев
Движение украинских крестьян XVIII века против польской шляхты и католического духовенства сильнее всего обрушилось на еврейское население.
Рав Реувен Пятигорский
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
На короткий срок Иудея освободилась от власти эдомитян.
Рав Бенцион Зильбер
За грех перед Б-гом просят прощения у Б-га, за грех перед человеком — у человека. А перед животным?
Неизвестный автор,
из цикла «Непогасшие искры. Пленные евреи и русские субботники»
Гайдамацкие отряды нападали на польские владения и еврейские местечки, успешно сражались с польскими войсками
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
«Не делай другому того,что ненавистно тебе. Все остальное — толкование. Иди и учись». Как этот принцип воплощается на практике?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Тридцатитрехлетнее правление Ирода принесло неисчислимые бедствия еврейскому народу
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Гади Поллак
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его