Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем Б-г сотворил этот мир?

Темы: Цель творения, Предназначение, Смысл жизни, Сотворение мира, РАМХАЛЬ, Моше Пантелят, Качества Творца, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Мой вопрос может показаться странным и адресованным не по адресу, но, тем не менее, я задам его… Зачем Б-г сотворил этот мир, какова цель всего этого?

Отвечает рав Моше Пантелят

Для чего Всевышний создал мир? Сразу придется отбросить предположение, будто он создал мир, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Всевышний — не физик-экспериментатор, проверяющий свои теории. Всевышний не проверяет теории, Он их создает. Будучи вне времени, Он знает наперед все, что случится.

Стало быть, «мотивы» акта создания мира нужно искать не в плоскости проявления Создателем своего любопытства, а в чем-то другом. Однако необходимо ограничить наш поиск. Как вы думаете, понимает ли обезьяна, которую время от времени колют для получения сыворотки, смысл и цель своих страданий? Внутри ее мира ответа на вопрос «зачем» нет. Ответ ей следует искать в мире человека, постичь который она не может. Так и нам никогда не понять смысла существования, сколько бы мы не изучали мир, в котором мы живем. Ответ может прийти только извне. Если Творец не раскрыл бы нам цель творения, сами мы ее никогда бы не познали, и на вопрос «а зачем все это», честно отвечали бы: «Не знаем». Но еврейский народ удостоился того, что Всевышний дал ему Тору, из которой мы можем понять, в чем же смысл нашей жизни.

Рамхаль утверждает в книге «Дерех Ашем», что по Торе, мир был создан первопричиной ради людей (доказательство, что Тора думает именно так, я позволю себе опустить). Не ради себя Творец создавал вселенную со всем разнообразием бытия, а ради нас, ее жителей. Для нашей пользы, но не для Своей. Ибо Его желание, чтобы мы существовали, не может быть эгоистическим. Создавая нас, Он не может исходить из собственных интересов, ведь поскольку Он безграничен и всемогущ, не нуждается ни в чем, а значит, создание Им людей было актом чистой любви, абсолютного альтруизма. Если бы у Него была хоть какая-то нужда в чем-то, Он не был бы бесконечным.

Последнее положение объясним на примере. Человек пьет чай, т.е. совершает какое-то определенное действие. Мы можем спросить его, зачем он это делает. Он может ответить коротким «хочу». Но почему он хочет? — Потому что испытывает жажду. — Почему он испытывает жажду? — Потому что день нынче жаркий, и его организм потерял много влаги. В нашем материалистическом мире после каждого «хочу» можно снова спросить «почему?» — «почему ты хочешь?» — т. к. любое наше желание происходит от недостатка чего-то, в данном случае — от недостатка воды в организме. И хотя мы пользуемся словами «желание», «хочу», на самом деле подразумевается, что мы испытываем какую-то нужду. Это уже нечто противоположное желанию, это скорее вынужденность. Мы вынуждены пить, потому что испытываем жажду. Однако о Всевышнем так сказать нельзя. Ведь Он, будучи безграничным, ни в чем не нуждается, ни в чем не испытывает недостатка. О Его желании нельзя спросить: почему Он так хочет? Смысл такого вопроса — выяснить, какой недостаток заставляет Его хотеть. У Него — чистое желание, не аргументируемое какой-либо причиной. Нет и не может быть ответа на вопрос: почему Всевышний хочет одарять благом? — это некорректно сформулированный вопрос, а потому он за пределами наших рассуждений.

Тогда спросим по-другому: одарять благом — это конечная цель, или есть предварительная цель у этой цели, пусть свободно выбранная Им, но все же более глубокая? Для чего Ему одарять благом? Ответ таков: мы можем рассуждать только о том, что раскрывается в Творении, в уже сотворенном мире, а не о том, что находится за рамками Творения. Ведь желание создать мир — предшествует самому созданию, а все наши рассуждения могут начинаться только с создания, вне его мы ничего не понимаем. Мы не рассуждаем о цели, которая существовала до творения. Будучи созданиями, мы не можем понять эту цель, она выше нашего познания (помните обезьяну?). Мы познаем только ту цель, которая раскрывается в уже созданном мире, а это желание одарять благом все сущее.

Итак, по Рамхалю, получается, что Всевышний «захотел» создать нас по Своей любви к нам, когда нас не было. На первый взгляд, странно: где это видано, что любят того, кого еще нет, и создают кого-то, чтобы о нем заботиться? Однако даже в нашей жизни можно найти пример чистой, бескорыстной любви, направленной к тому, кого еще нет. Да, это дети. Конечно, многие заводят детей, исходя из эгоистических побуждений. Один хочет продолжить себя в потомках, другой — получить наследников, чтобы было кому передать накопленные капиталы, третий мечтает в детях реализовать свои честолюбивые планы и т.д. Тем не менее, всегда есть такие, что заводят потомство для того, чтобы любить их, заботиться о них, одарять их. Но, говоря о Всевышнем и о людях, следует заметить, что наша любовь к тому, кого еще нет, существенно отличается от любви Всевышнего: у человека, в отличие от Творца, это все-таки потребность. Более возвышенная, чем остальные наши потребности, но все же нужда. Продолжим наше рассуждение. Всевышний создал нас для того, чтобы одарять благом. Ну а что такое благо, каково оно? Рамхаль поясняет, что Творец, будучи безграничным, явно хотел одарить человека максимальным благом, что в переводе на современные понятия значит — доставить ему бесконечное наслаждение. Меньшая цель Его не удовлетворила бы. Он совершенен, а потому хочет дать нам самый бесценный дар. Но что является максимальным благом? Предположим, нам его дадут, но открыть его мы должны сами. Добавим еще один вопрос: если цель Творения — в максимальном благе, почему мир полон страданий? Почему в жизни человека так много боли, откуда в нем самом столько зла? Непростое вопросы, и не будем сейчас углубляться в них. Отметим только, что каким бы ни было это благо, оно не может быть получено даром.

Почему? В другой своей книге, «Даат Твунот», Рамхаль поясняет что дармовой, не заслуженный подарок вызывает в нас не только удовольствие, связанное с обладанием им, но и неприятное ощущение собственной неполноценности. Ученые кабалисты назвали такой подарок «хлебом стыда». Бедняк, получающий пожертвование, прячет глаза… Мудрецы Талмуда говорили, что бедняк подобен мертвому, имея в виду это жуткое ощущение стыда, когда хочется провалиться сквозь землю и не быть, не существовать.

Сознание, что тебе вручают подачку, портит все удовольствие. Если Всевышний хочет дать человеку максимальное благо, то надо сделать так, чтобы у того была возможность заработать это благо самому, а не получать его даром. Иными словами, благо должно быть плодом усилий человека. А что нужно делать, как заслужить благо? Ничего особенного, нужно только усовершенствовать себя. Творец создал нас несовершенными и дал нам средства, при помощи которых мы можем улучшать себя — это заповеди Торы, посредством которых человек может совершенствовать себя, постоянно приближаясь к Всевышнему. Тем самым мы находим частичный ответ на заданный выше вопрос: если Б-г так хочет одарять нас благом, почему в нашей жизни его так мало?

Во-первых, его надо заслужить; во-вторых, зло исходит от нас самих, в силу нашего несовершенства, но и оно нам на благо, в конечном итоге. Ведь именно преодоление собственных недостатков и развитие достоинств является тем усилием, которое необходимо затратить для обретения максимального блага.

Уместен вопрос: стыд — не более, чем черта человеческой личности, разве трудно было создать человека так, чтобы он не ощущал стыда, принимая дармовую подачку, и тогда не нужно было рискованной жизни в этом мире, в которой всегда есть опасность, выбрав зло, навсегда потерять все уготованное человеку благо? Рассмотрение этого вопроса выходит за рамки нашего короткого и весьма схематичного ответа.

Читайте: «Даат Твунот»

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его