Темы: Философия, Каббала, Природа, Единство Б-га, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Объясните, пожалуйста, что на самом деле с точки зрения Торы и еврейского взгляда следует понимать под понятиями Б-г, Всевышний, Творец? Как правильно об этом думать?
Некоторые раввины утверждают, что это не есть некто или нечто в смысле общепринятого представления о каком-то персональном объекте (пусть даже трансцендентном), а это всеобъемлющая единая сущность, в которой проявляется всё существующее в мире — Вы, я, другие люди, животные, растения, предметы и т. п.
А некоторые сторонники Каббалы говорят, что ближе всего к этому понятию подходит понятие Природа, то есть всепроникающая высшая сила, которая называется «Ацмуто» — «Сам по Себе».
Здравствуйте!
Полностью постичь сущность Б-га нам не дано. Мы — люди, живущие в этом физическом мире и знакомые только с его понятиями, а Б-г — не физический. И даже духовные миры всё же отделены от Него, ибо Он их создал и Сам не может являться их частью. Но, так или иначе, в Торе Б-г четко дал нам понять, что мы, на своем уровне, должны относиться к Нему не как к какой-то безличной совокупности всего на свете или какой-то непонятной, неведомой нам силе, а как к определенной Личности. На простом человеческом языке Тора говорит: Б-г сказал, Б-г сделал, Б-г вывел нас из Египта, Б-г дал нам Тору, Его следует любить, Ему следует молиться. Тора даже употребляет такие выражения, как «рука Б-га», Его «глаза» или «нос», хотя физически этих атрибутов у Него быть не может, просто человеку легче так воспринимать.
Более того, Тора подчеркивает, что Б-г — Единый и Неделимый. Даже христианская «троица» для нас является ересью: Б-г один, Его нельзя рассматривать как совокупность каких-либо составляющих.
Вообще-то, упомянутое Вами выражение «всеобъемлющая единая сущность» не так уж противоречит этой идее. Да, можно так о Нем говорить — и при этом относиться и обращаться к Нему как к Личности.
Но что касается «всего существующего в мире — меня, Вас, других животных, растений, предметов», то правильно в соответствии с нашим мировоззрением сказать так: Б-г проявляется в мире через них; они сами не являются частью Него, но своим существованием и функционированием свидетельствуют о Его существовании и присутствии.
Хороший пример — режиссер или композитор. В самом фильме режиссера не видно, видно только актеров. Но все знают: они выполняют то, что велел им режиссер, и вся обстановка — декорации и др. — устроена по его указаниям. Таким образом, все они свидетельствуют о режиссере, являются воплощением его замысла. И этот фильм становится известным как картина такого-то режиссера. И композитора в музыке тоже не видно, играют исполнители, но при этом музыка выражает замысел композитора и называется его именем.
Что касается понятия «природа», то, если этим словом обозначается совокупность всех живых и неживых объектов в окружающем нас мире — животных, растений, предметов неживой природы, — то она, конечно, не может быть Б-гом. Ведь все эти объекты — не «боги», и вместе они тоже не могут составлять Б-га. Они, как сказано, — Его творения, которые своим существованием свидетельствуют о Его присутствии.
Если же словом «природа» обозначается некая «всепроникающая высшая сила», то это всего лишь другой способ выражения значения «Б-г». Да, Его можно рассматривать как «Всепроникающую Высшую Силу»; можете называть это «Природой», если не нравится слово «Б-г», но сути это не меняет.
Да, Он «Сам по Себе», именно в том плане, что Ему нельзя приписать ни один из атрибутов созданного Им мира или всю совокупность этих атрибутов. Этот мир со всеми его составляющими — творение, а Он — Творец. Творец по определению отделен от своего творения, оно свидетельствует о нем, но не является им. Так что в этом плане действительно неплохо отражает суть выражение «Всепроникающая Высшая Сила».
Но, так или иначе, Тора дает нам понять, что относиться к Б-гу нужно как к Личности, Творцу, Отцу, Царю. Служить Ему, принимать все события, происходящие в мире, как Его действия, благодарить Его за благо, молить о спасении. Выстраивать с Ним личные отношения. Для нас Он — Господь, Б-г наш, Который вывел нас из Египта, Который любит и воспитывает нас, как отец, и отношение к Нему должно быть соответствующим.
С уважением, Меир Мучник
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Иудаизм — монотеистическая религия. Она не только проповедует самосовершенствование, но и призывает помогать ближнему.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Яков Гельфман
А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?
Рав Бенцион Зильбер
Как может быть зло в мире, созданном источником добра — Б-гом?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Мирьям Климовская
Распространённое среди светской публики мнение, - что к вере в Б-га приходят люди, которым не везёт в жизни, - содержит в себе долю правды...
Рав Захария Матитьяу
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?