Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Трудится ли Б-г? И если да, то в чем Его труд?

Темы: Провидение, Еврейские знакомства, Шидух, Рав Натан Агрес, Качества Творца

Отложить Отложено

Сразу замечу, что я необразован в плане изучения Торы и никогда ее не читал полностью, а лишь отрывками. Я хотел бы прояснить для себя неясное. Мой вопрос в том, что делал Б-г на 8-ой день? Понимаю, что разница в ДНЯХ важна, поэтому перефразирую: есть ли ответ на то, чем занимается Б-г после последнего творения? Откуда мысль: учитывая, что у нас дни повторяются и после 7-го го дня начинается, грубо говоря, ПЕРВЫЙ… я имею в виду, что после отдыха мы опять начинаем трудиться… трудится ли Б-г, и если да, то в чем Его труд?

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за Ваш вопрос.

Надо сказать, что с этим вопросом Вас «немного» опередила одна Матрона, по-видимому, некая знатная римлянка, жившая во времена великого мудреца раби Йосэя бен-Халафта, около двух тысяч лет назад. Так приводится в Мидраше (Ваикра Рабба, гл. 8):

Спросила одна Матрона у раби Йосэя: сколько дней творил Б-г Свой мир? Сказал ей: шесть дней. Тогда спросила она: а с тех пор и доныне чем Он занимается?..

Но чтобы правильно и глубоко понять ответ раби Йосэя (см. ниже), сначала необходимо прояснить несколько основополагающих моментов.

А именно: сам вопрос, чем занимается Б-г после сотворения мира, на самом деле абсолютно нерелевантен! Он возникает у нас только потому, что Всевышний, создав мир, скрыл Своё присутствие от наших глаз (чтобы дать нам свободу выбора и возможность самим Его обнаружить). Необыкновенно сложный и гармоничный мир воспринимается невооружённым глазом как огромный механизм, работающий «на автопилоте». Неизменность законов природы, замкнутые циклы и системы создают иллюзию полной «независимости» мироздания от его Творца. Этому способствует и сама форма нашего мышления — по ассоциации. Любое творение человека теряет всякую связь с «творцом» и существует независимо от него по окончании творческого процесса. Поэтому и когда речь идёт о Б-ге, мы невольно спрашиваем себя: чем же Ему заняться после шести дней труда и дня отдыха?

Более того. Когда мы наблюдаем определённые явления в человеческом обществе (сильный использует слабого, зло торжествует, а справедливости совсем не видно), у нас создается ощущение, что мир предоставлен самому себе и Творцу нет до него дела.

Но, как было сказано, всё это не более чем «оптический обман», следствие гениальной маскировки, когда абсолютный контроль выглядит как бесхозность, абсолютная «причастность» — как безразличие.

На самом деле существует неразрывная связь между миром и его Творцом. Сразу оговоримся, о Самом Б-ге у человека нет ни малейшего представления. Его истинная сущность полностью непостижима для нашего разума. Но здесь мы говорим только о той «стороне» Его сущности, которую Он Сам пожелал открыть нам при сотворении мира.

Говоря в общем, эта связь проявляется в двух аспектах. Во-первых, поддержание самой реальности, т.е. постоянная энергетическая подпитка. Мироздание можно сравнить, например, с вентилятором, движение которого обусловлено присоединением к электросети (см. «Как Б-г может быть везде?»). Первые шесть (а точнее, семь) дней творения были лишь первым витком спирали времени. Как в начале Б-г созидал сущность этих дней, так и дальше: Он продолжает подпитывать и «оживлять» мир в каждый момент времени.

Во-вторых, и человеческая жизнь не оставлена на самотёк. Всевышний контролирует ход событий и изменяет его, направляя поток истории в нужное Ему русло. Но, опять же, это происходит незаметно для нас, как будто случайно: здесь кого-то встретили, там что-то услышали, вчера потеряли, сегодня нашли, иногда боль и утрата, а иногда наслаждение и довольство и т.д. Всё это — пристальное наблюдение и контроль Всевышнего, облачённые в маску случайности (об этом — лекция рава Кушнира «Знает и управляет»).

Более того, иногда Всевышний «вмешивается» даже в ход наших мыслей и решений. Как сказано (Мишлей 21:1): «Потоки вод — сердце царя в руке Б-га, по желанию Своему Он направляет его». Правитель решает какие-то важные, глобальные вопросы и полностью уверен, что он сам решил поступить именно так, а не иначе. Он даже не подозревает, что Всевышний склонил его сердце в нужную Ему сторону. И хотя в наибольшей степени это касается именно царей и владык, в руках которых судьбы народов и всего человечества, это верно и в отношении каждого отдельного человека, как сказано (там же 19:21) «Много замыслов в сердце человека, но сбудется решение Б-га». Т.е. из всех возможных вариантов в конечном итоге сам человек выберет именно тот путь, который угоден Б-гу.

Эти два аспекта выражены в двух основных именах Всевышнего, приведённых в Торе. Четырёхбуквенное непроизносимое имя Б-га (Тетраграмматон) означает «был, есть и будет» и определяет Б-га как Источник и постоянно действующую Причину существования мироздания (поэтому оно отражает также меру милосердия, т.к. именно благодаря ей Б-г продолжает «нести мир на Своих плечах», несмотря на многочисленные грехи человечества). А имя Элоким означает «правитель», «судья», т.е. говорит об управлении. Причем дословно Элоким это совокупность сил (эль означает «сила»), т.к. Он управляет абсолютно всеми силами, действующие во Вселенной.

Об этих же двух аспектах сказано у пророка Нехемии (9:6-7) «Ты, Б-же, един, Ты сотворил небеса (атмосферу), небеса небес и все воинство их (космос и бесчисленные звезды и т.п.), землю и всё, что на ней, моря и всё, что в них. И Ты даёшь им всем жизнь, и воинство небесное преклоняется пред Тобою». «…даёшь им всем жизнь…» — постоянная энергетическая подпитка, а «воинство небесное преклоняется пред Тобою» — контроль и управление, т.к. различные воздействия Всевышнего «проводятся» в наш мир именно посредством звёзд (отсюда и астрология). Но все они — не более чем «связующие каналы» Всевышнего.

А теперь давайте вернемся к полемике Матроны и раби Йосэя. Наиболее неприемлемым для других религий испокон веков является не первое утверждение, а именно второе! Утверждение, что Всевышний сотворил мир и поддерживает его существование, никогда не вызывало особого протеста у мудрецов-неевреев. Но вот утверждение о причастности Б-га к тому, что происходит на земле, и Его управлении судьбами людей всегда вызывало ожесточённые споры, тотальное неприятие. Об этом свидетельствует само Писание (Тэилим 113:4) «Возвышен над всеми народами Б-г, над небесами слава Его». Поясняет Мальбим, что народы считают унизительным для Б-га заниматься делами «мирскими»: всемогущему Б-гу подобает пребывать на небесах в окружении чистых ангелов, а не «опускаться» до грешных людей.

На самом же деле за этой высокой философией кроется желание освободиться от всякой ответственности за свои поступки: ведь в любом случае Б-гу не до нас, и что уж мы можем прибавить или убавить своими делами?

Разоблачение этой концепции следует незамедлительно (там же, 5. 6): «Кто как Господь Б-г наш, Восседающий высоко, Склоняющийся, чтобы видеть, — в небесах и на земле!» Действительно, Б-г непостижим и непостижимо возвышен, но именно поэтому для Него не существует никакого различия между небесами и землёй, и то, и другое далеко от Него в равной степени (как в математике: любое число по сравнению с бесконечностью стремится к нулю), и к ним обоим Он «склоняется». Поэтому нет никакой логики в предположении, что небеса интересуют Б-га больше, чем земля. Как раз наоборот, вся цель творения связана только с человеком, находящимся на «далёкой» земле, где во тьме сокрытия он должен открыть свет Б-га.

Теперь мы готовы к тому, чтобы ознакомиться с продолжением Мидраша. Задавая свой вопрос, Матрона имела в виду, что после сотворения мира Б-г оставил Своё творение и наверняка занимается какими-то другими грандиозными проектами. На что ответил ей раби Йосэй: с тех пор Б-г соединяет пары: «Жена такого-то(после развода или смерти мужа) — такому-то, дочь такого-то — такому-то». На что Матрона удивлённо воскликнула: и это всё?! Я тоже могу сделать так, у меня столько рабов и рабынь, поженю их зараз! Ответил ей раби Йосэй: если легко это в твоих глазах, трудно это пред Всевышним, как рассечение Красного моря (при выходе евреев из Египта).

Что сделала Матрона? Привела 1000 пар рабов и рабынь, построила их рядами и стала указывать: «Такой-то женится на такой-то», пока не поженила всех в одну ночь. Но наутро все пришли к ней — кто с разбитой головой, кто с подбитым глазом и т.п. — и стали жаловаться, что не хотят быть с тем, кого она дала им. Сразу же позвала она раби Йосэя и сказала ему: Раби! Истинна ваша Тора, хороша и похвальна, и правильно ответил ты мне!

Раби Йосэй сумел «наглядно» объяснить ей, что такое провидение Всевышнего. Люди встречаются и женятся, казалось бы, случайным путём, и, тем не менее, в большинстве случаев уживаются, несмотря на множество различий и противоречий. Другими словами, при создании семьи и вообще в семейной жизни легко ощутить присутствие Высшей руки.

И это подобно рассечению моря. Там Б-г также должен был совместить несовместимое. Море могло расступиться, только если бы еврейский народ был на высоком духовном уровне. Но на тот момент они на этом уровне не находились, и тем не менее Творец дал им возможность «уживаться» с морскими водами во всё время перехода.

И ещё раби Йосэй добавил, что Б-г занимается установкой лестниц — поднимает одного и опускает другого. Этим он хотел подчеркнуть, что и во всём, что касается заработка и карьеры, отчётливо видна рука Провидения.

Подводя итог, можно сказать, что наша задача — быть внимательными. Если хорошо смотреть, можно увидеть и ощутить постоянное присутствие Всевышнего и Его заботу о нас. А в этом — ключ к счастливой и осмысленной жизни, к которой все мы, несомненно, стремимся.

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его