Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как Б-г может гневаться, если всё, что происходит, — происходит по Его воле?

Темы: Цель творения, Награда и наказание, Предопределение, Свобода выбора, Гнев, Качества Творца

Отложить Отложено

Добрый день! В связи с недельной главой Шмот возник вопрос: написано, что Всевышний разгневался. Значит, Он был недоволен чьими-то действиями. Но как такое возможно, ведь всё происходит по Его же плану и Он знает всё, что будет!

Более того, как может Б-г гневаться: мы же знаем, что Он соблюдает заповеди, как и мы, евреи, а нам сказано, что гнев подобен идолопоклонству? Рафаэль

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Рафаэль!

Если я правильно понял, Вы, по сути, задаете два вопроса о гневе Б-га.

Первый вопрос. Гнев — это когда что-то не по-моему, что-то мне мешает, нарушает планы. Как может тогда гневаться Б-г? Ведь всё в мире происходит по Его воле, в соответствии с Его планом.

Особенное раздражение человека вызывают неожиданные неприятности и помехи: он думал, что всё будет хорошо, что достигнет, насладится, отдохнет, и уже на это настроился, и вдруг — нет! Но Б-г знает всё, что будет, поэтому для Него неприятных неожиданностей быть не может.

Второй вопрос. О гневе сказано, что он подобен идолопоклонству — настолько он плох и неприемлем. Как же может Б-г делать то, что так плохо?

Попробуем разобраться.

Уподобив гнев идолопоклонству, Талмуд (Шабат 105 б) поясняет: так действует дурное начало (йецер а-ра) — сначала говорит человеку: «сделай так», потом: «сделай этак», пока не доведет его до идолопоклонства.

То есть, проблема в том, что, впадая в гнев, человек теряет контроль над собой, теряет голову.

Поэтому мудрецы также говорят (Псахим 66 б): если гневается мудрец, его мудрость улетучивается, если гневается пророк, его пророчество улетучивается. И приводят в пример не кого-нибудь, а Моше Рабейну, величайшего праведника и мудреца в истории. Стоило ему на секунду разгневаться, у него из памяти тут же улетучился закон, который он собирался преподать, и пришлось это делать Элазару (Бемидбар 31:14-21).

Потеряв контроль над собой, человек способен на что угодно. Конечно, сразу самые тяжкие грехи он совершать не будет, но в результате может докатиться, ибо в гневе у него отказали тормоза, помутился разум.

Понятно, что у Б-га такого гнева быть не может: Он всегда всё контролирует.

Но есть и другой тип гнева, о котором говорит Рамбам (Дэот 2:7): иногда отцу приходится «наводить страх» на детей или начальнику на подчиненных. В таком случае он может прикрикнуть и продемонстрировать гнев, но внутри при этом следует оставаться спокойным.

Понятно, что именно такой тип гнева может «демонстрировать» Б-г — именно демонстрировать, но не впадать в него.

Теперь понятен ответ и на другой вопрос: как может Б-г испытывать гнев — раздражение происходящим, если всё происходящее запланировано Им Самим? Простой ответ — Б-г гнева не испытывает, Он его демонстрирует. Он заранее знает, что будет, но человек должен знать, что определенные его действия неугодны Б-гу. И гнев — демонстрация этого. Даже если наказания не последует, гнев сигнализирует, что «надо остановиться».

Всевышний сотворил мир и поместил в нем человека не просто для того, чтобы всё текло и было «хорошо». Зачем вообще что-либо создавать и запускать? Всё это делается для того, чтобы человек получил возможность совершенствовать себя и мир. Поэтому как Воспитатель Б-г может проявить гнев — с целью показать человеку, что тот или иной поступок недопустим, что надо исправиться, стать лучше. Это часть самого Плана.

С чем это можно сравнить? Цель строительства школы — воспитание детей. Но само это означает, что иногда директору и учителям придется этих детей ругать, совсем без этого обычно воспитание не бывает. Если случился конфликт, это не значит, что что-то пошло не по плану — в плане это заложено. В конечном счете, эти дети вырастут достойными взрослыми людьми, но пока что без такого рода педагогического воздействия не обойтись.

Другое дело, что этот вопрос «граничит» с другим, более фундаментальным: как у человека может быть свобода выбора (и, соответственно, как ему может полагаться награда или наказание за его поступки), если всё на свете происходит по Воле Б-га и Его плану?

Гнев Б-га, даже если это только демонстрация, подразумевает, что человек сделал что-то не так, что должен исправиться. Но если всё — по воле Б-га, то и поступки человека — тоже, он всего лишь Его марионетка и нет смысла на него гневаться, и не за что награждать или наказывать.

Исчерпывающее обсуждение этой темы выходит за рамки данного ответа — да и полностью нам этого не понять. Но скажем сейчас лишь вкратце то, что можно:

Поскольку мир и человек были сотворены, как сказано, чтобы человек усовершенствовал себя и получил за это награду, свобода выбора необходима по определению. Поэтому изначально Б-г заложил ее в творение: в своей ситуации человек все-таки имеет свободу выбора, Б-г дал ему такую автономию. Но в то же время Б-г предвидит выбор человека, поэтому изначально ставит его в ситуацию, где его поступки приведут именно к тому результату, который Б-г планировал.

Например, Он предвидел, что Гитлер решит уничтожить всех евреев, до которых дотянется. Поэтому поместил его в то время и в то место, где его решение привело к запланированному заранее результату: концу — к середине 20-го века — истории европейского еврейства и перемещению основных центров еврейской жизни в Америку и в Израиль. В этих местах еврейская жизнь была построена уже совсем по-другому, с другими достоинствами и недостатками. Это должно было произойти тогда и там. Но Гитлера это не освобождает от ответственности: сам он действовал по свободному выбору, никто его не заставлял.

А один знакомый раввин привел мне такое сравнение: когда на еврейской свадьбе танцуют, иногда становятся в ряды друг напротив друга и движутся взад-вперед: один ряд наступает, а тот, что напротив, — отступает (а потом наоборот). Вот и исторический процесс так: всё движется в одном направлении, туда, куда повернет Б-г. Но одни люди идут туда вперед лицом, а другие — вперед спиной. Процесс в любом случае приведет к запланированной ситуации, но человек придет к ней правильным или неправильным образом, либо продвигаясь в пути, либо деградируя.

Поэтому, если в такой ситуации человеку демонстрируется гнев Б-га, это означает: хотя результат действия человека был запланирован, выполняя само действие, человек сделал плохой выбор, ведущий к деградации. Поэтому он получает сигнал: это плохо, надо исправиться! И, если действительно исправится, Б-г поставит его в ситуацию, где запланирован уже результат, к которому приведет правильный выбор.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.