Темы: Провидение, Раскаяние, Шхина, Стыд, Тора, Рав Эльяким Залкинд, Каин, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! В Торе (Бытие) говорится: «…и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле» (Брейшит 4, 14). Разве это не противоречит догмату иудаизма о том, что Всевышний вездесущ и невозможно скрыться от глаз Его, и что слышит Он мысли наши? Мария
Уважаемая Мария,
Можно добавить к Вашему вопросу, что в тексте немного раньше сказано: «И сказал Всевышний Каину: где Эвель, брат твой? И сказал: не знаю, разве сторож я брату моему?» (там же, 4, 9). Этот ответ, да и само преступление, совершенное Каином раньше, доказывает: он полагал, что можно скрыться и скрыть. Но когда Всевышний показал, что Ему известно всё, и сообщил об ожидающих Каина изгнании и скитаниях, Каин воскликнул: «Вот, сгоняешь Ты меня сегодня с лица земли. И от лика Твоего я скроюсь. И стану скитающимся и изгнанным на земле. И будет: каждый, кто встретит меня, убьет…» (4, 14).
Объясняет Рамбан: «И от лика Твоего я скроюсь» — «Не смогу стоять пред Тобой в молитве или при жертвоприношении, ибо стыжусь и несу свой стыд. Но что же мне делать? Ведь тогда каждый сможет поразить меня… Ведь снята с меня защита Твоя. Ты же по великой милости Своей не осудил меня на смерть… — Признал (Каин), что человек не может защититься собственными силами, а только Всевышний хранит его». Здесь два объяснения: «от лика Твоего я скроюсь» — из-за стыда Каину придется отказаться от молитвы и служения Всевышнему. И еще — Каин скроется, «будет закрыт» от защиты Всевышнего. Во многих местах в Торе «ликом» Всевышнего называется Его близость, «Наблюдение» («Присмотр» — Ашгаха), раскрытие Его присутствия в мире. Как, например, в главе Тэилим 13, 2: «Доколе, Господи? (Неужели) забудешь меня навеки? Доколе скрывать будешь лицо Свое от меня?» Или в главе 27, 9: «Не скрывай лицо Твое от меня…»
Есть еще объяснение, которое приводится в Мидраше (Бэрешит Рабба 22, 11), Таргуме, в других комментариях: разумеется, речь не идет о возможности скрыться и скрыть что-либо от Всевышнего, Каину уже известно, что это невозможно. Напротив, этот стих говорит именно о невозможности скрыть и скрыться: «И от лика Твоего я скроюсь?!» Таргум: «И от Тебя разве можно скрыться?»
Как Вы верно сказали, Всевышний видит и знает всё. Наши дела, слова, мысли, даже глубинные желания, еще не оформившиеся в мысли и иногда нераспознанные даже нами самими. И, как не может быть предмета без места для него и существования без вызвавшей его причины и источника его силы, так не может быть мира без Творца. Он — «место» мира, вмещает мир, Он — источник всех сил. Однако степень осознания этого сильно различается у разных людей, как и степень влияния этого осознания на поступки. И называется это осознание — трепет перед Б-гом. Ир-ат а-Шем. Речь идет не только о страхе наказания или утраты чего-либо, но и о самом трепете перед Его беспредельным величием, благословен Он. И такой трепет очень дорог Всевышнему. Настолько, что, как учат наши мудрецы, нет у Святого, благословен Он, в Его мире ничего, кроме трепета пред Небесами.
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Ашер Кушнир
Не сочтите за неуважение, но иудеи «ДУХ СВЯТОЙ» никак не понимают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Натан Агрес
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Строительство Мишкана - переносного Храма
Рав Овадья Климовский
Знал ли Авраам, кто перед ним?
«Оцарот»
В дни, когда Тору зачитывали перед всем еврейским народом, в помещении Храма собирались миллионы евреев. Чудом было то, что всем хватало места, маленькие дети не мешали родителям, и была идеальная слышимость. История о праведнике рабби Йосеф-Хаиме из Багдада, который выступал перед четырьмя тысячами молящихся.
Рав Яков Шуб
Как еврейский день любви связан с Йом-Кипуром? Почему еврейские девушки водили хороводы в виноградниках в Йом-Кипур? Что Всевышний делал за 40 дней до создания мира? Какое время больше подходит для сближения между людьми и создания семьи?
Раби Йосеф Герц
Недельные главы Торы, которые начинают читать в эти дни полностью связаны с описанием Мишкана, о котором написана предлагаемая вам статья.
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
О пребывании Шхины в мирах и в творениях
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Облачный столп вместо охраны, толпы желающих получить ответ на жизненно важный вопрос. Хроника шатра, в котором Моше проводил долгие часы самоусовершенствования и помощи.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его