Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Рамбам использует частный случай для доказательства милости законов Торы?

Темы: Вера и упование, Рав Бенцион Зильбер, Добро и Зло, Качества Творца

Отложить Отложено

Шалом квод ха-рабаним. Особое огромное Спасибо Раву Бенциону Зильберу, что он уделил свое время на «У молодой женщины муж в коме. Врачи говорят, не очнется никогда. Развод невозможен…». К сожалению, я не смог сформулировать вопрос достаточно точно, и я попытаюсь уточнить его по возможности.

Может быть, для понимания вопроса приведу пример: один врач-хирург принимает пациентов, это врач, которому нет равных, никто не знаком с его методиками и не в состоянии понять их. К нему приходят пациенты с проблемами, некоторым он наносит мазь, они говорят об улучшении, улыбаются и с радостью уходят.

Других же пациентов он завозит в операционную, оттуда слышны крики боли, льется кровь, и затем врач выходит, а пациент больше не возвращается, никто с ним не разговаривает, он исчезает.

И вот мы спрашиваем совета: пойти ли нам к этому врачу? На что советчик дает ответ: конечно, видно же — он хороший врач, у всех, кому он наносит мазь, боль проходит.

Вопрос: правильно ли так говорить, ведь мы не знаем, что происходит с прооперированными пациентами? И как раз с точки зрения логики и видимого у нас есть причины для волнений и сомнений.

Таким образом, я не смог понять слова Рамбама на тему «некама» (месть). Процитирую снова:

«Итак, ты узнал, [изучающий,] что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире. Правда, Рамбам ограничивает применимость этого принципа. Рассматривая ситуацию, когда необходимо нарушить субботу ради спасения человеческой жизни, он пишет, что Тора по сути своей не мстительна: И запрещено мешкать нарушить субботу ради больного, жизни которого угрожает опасность, как сказано (Ваикра 18, 5): “Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек ЖИВ БУДЕТ ИМИ” — а не умрёт из-за них. Итак, ты узнал, что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире».

То есть он берет частный случай, когда это так, но… Я привел другой пример. Я подозревал, что это только мой ограниченный ум не видит здесь ни ШАЛОМ, ни ХЕСЕД, ни РАХАМИМ (ни милосердия, ни благодеяния, ни спокойствия), а РАМБАМ и квод ха-рабаним видят, и хотел объяснения.

Если же речь идет о слепой вере, что так оно есть на самом деле, то непонятно, насколько корректно брать подходящий случай, чтобы указать что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире? Огромное Спасибо за ответ. Надеюсь, я смог прояснить свой вопрос. Зеев

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Зеев!

Мы стараемся понять внутреннее содержание заповедей Торы. Рамбам рассматривает закон Торы: нарушать субботу строго запрещено, под угрозой смертной казни, а ради спасения жизни можно и надо нарушить субботу. И объясняет внутреннее содержание этого «противоречия»: здесь видна милость Б-га и Его жалость к жизни человека.

Мы не пытаемся что-то аргументировать и доказывать. Мы стараемся понять содержание законов Торы. Никто не сказал, что нет ситуаций, в которых человеку нелегко соблюдение заповедей Торы. Скажите, а нет ситуаций, когда человек страдает от определённых жизненных обстоятельств, совершенно не связанных с законами Торы?

А то, что есть много добра Б-га в мире, каждый из нас может прочувствовать, наблюдая за прекрасным Творением, разнообразным прекрасным миром природы, красотой природы. Мир мог бы существовать и при значительно меньшем разнообразии, без рыбы, которая парализует свою добычу электрическим разрядом, без совершенно особых органов и «химических лабораторий» у некоторых насекомых и т.д., и т.п., и без красоты.

Это не «слепая вера», мы можем в этом убедиться своими глазами.

А в том, что есть Рука Б-га в мире, мы можем убедиться, наблюдая за судьбой еврейского народа. Мы видим его особую судьбу, неистребимость, полную иррациональность его истории. И когда прочитаем предсказания Б-га, записанные тысячелетия назад, о судьбе еврейского народа и сопоставим их с судьбой народа — совершенно иррациональной и неестественной, мы ясно увидим: есть Рука Б-га, которая руководит событиями в мире.

Вы пишете о ситуации, когда есть несколько врачей, и мы выбираем, кто лучше.

А когда есть Один «Врач», Который действительно может вылечить, то, конечно, стоит с этим «Врачом» иметь самые лучшие отношения!

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Почему существует зло

Рав Ефим Свирский

Уроки по избранным недельным главам Торы

Рав Бенцион Зильбер

Вера и упование I, 1—3

Раби Авраам Йешаяу Карелиц Хазон Иш,
из цикла «Вера и упование (Эмуна увитахон)»

Душа жаждет проникнуть в тайну свою и корни свои познать, — но заперты ворота…


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше