Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Разве у евреев есть свой Б-г? Как Его зовут?

Темы: Избранность, Дарование Торы, Заповеди, Пророки, Праотцы, Свидетели, Имя Творца, Качества Творца

Отложить Отложено

Шалом! Хотела бы узнать по поводу имени Бога. Имеет ли Бог имя? Много говорят про имя Яхве и что он еврейский бог. Так ли это? Разве евреи имеют своего Бога? Яна

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, Яна!

Да, Б-г имеет Имя. Более того, у него много Имён, и каждое из них открывает одну из сущностей, одно из Его проявлений в этом мире. Имена, которыми человек определяет Б-га, например, Творец, Царь царей, Царь Вселенной, Создатель, — это Имена и Качества, которые Б-г Сам открыл нам через наших праотцев и пророков.

Одно из Имён можно перевести, как Сущий, то есть — Существующий вне известных нам понятий, таких, как время и пространство. Есть Имя, определяющее Его как Властителя всех природных сил, а также — как Судью. Более того, весь текст Пятикнижия, Торы — не что иное, как сплошная вязь Имен Б-га.

Как именно произносятся Имена? Зачастую это — тайна, известная лишь немногим. Это связано со строгим запретом произносить Имена вне рамок, которые Он Сам определил для этого. Произнесение этих Имён вне разрешённого контекста или, как это ещё называют, всуе, — одно из серьезнейших нарушений еврейского Закона.

Одно имя Всевышнего все-таки получило в священных книгах название Шем а-Эцем — «Собственное» имя, несмотря на то, что, конечно же, и это имя не говорит о сущности Всевышнего (ведь её невозможно определить). Это четырёхбуквенное Имя Йуд-Кей-Вав-Кей.

Несведущие люди, неверно передают его русскими буквами «Яхве». Однако по еврейской традиции из уважения к этому Имени мы не произносим его так, как оно написано — Йуд-Кей-Вав-Кей; мы произносим Адой-ной (Господь).

Еврейским — нашим — Б-гом мы называем Его потому, что Он Сам выбрал нас быть народом, который должен своей жизнью и исполнением заповедей Торы свидетельствовать о Его существовании, напоминать людям, что этот мир не бесхозен и существует Суд, и существует Судья.

Когда люди встречают еврея, соблюдающего заповеди, они, согласно замыслу Творца, должны вспоминать о Том, Кому он служит. И, соответственно, о том, что каждый человек несёт ответственность за свои поступки. И что за дурные дела неминуемо придёт расплата, а за добрые человек будет награждён.

Кстати, такое напоминание не всем приходится ко двору и не всегда по вкусу, и это — одна из причин антисемитизма.

Творец открыл Себя всему человечеству лишь однажды. Это случилось почти три с половиной тысячи лет назад, вскоре после исхода евреев из египетского рабства, у горы Синай. Именно там Б-г обратился к миллионам евреев и передал им Тору, как ее Письменную, так и ее Устную части.

Это обращение было слышно всему миру, но готовность принять на себя безусловное исполнение заповедей Торы выразили лишь евреи. Остальные народы, по тем или иным причинам, подчинить в полной мере свою жизнь Воле Творца, как она изложена в Торе, отказались.

С тех пор, то есть с Синайского Откровения, мы стали Его народом, а Он — нашим Б-гом. Тора — Учение, Наставление, — полученная непосредственно от Творца, навечно стала нашим уделом и зафиксировала особую, уникальную связь между Б-гом и еврейским народом.

С уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его