Темы: Испытание, Провидение, Смысл жизни, Свобода выбора, Молитва, Вера, Рав Меир Мучник, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Как с помощью веры в Б-га заставить экзаменатора принять экзамен? Моя жена сдавала на права и с молитвой и усердием прекрасно справилась с теоретической частью экзамена. Здесь вера сработала. Но в практической части экзамена Б-га и веры хватило только благословить жену, машину, дорожные ситуации, но вот экзаменатора Творец не потянул!.. Можно ли называть Б-гом того, кто не справился с каким-то молодым парнем-экзаменатором, или что-то я делал не так? Молился весь экзамен, уповал на обетования, например, на завет с Авраамом, на благословение народа и т.д. Б-г и раньше справлялся только с теми обстоятельствами в моей жизни, где на пути не вставал другой человек, у которого был выбор. Например, судья в суде или, вот как сейчас, экзаменатор… Жена проехала безупречно! Но он сказал, что слишком осторожно, и не принял. И.
Здравствуйте, И.!
Представьте себе, моя жена тоже первые два раза проваливала экзамен по вождению, но никому из нас и в голову не пришла мысль, что это Б-г что-то «недоделал». Хотя мы, конечно, тоже Ему молились, и да, экзаменаторы известны своей вредностью. А уж думать, что Всесильный Б-г «не потянул» экзаменатора, «не справился» с ним или с какими-то обстоятельствами в жизни, «можно ли называть такого Б-гом» — надеюсь, Вы это не серьезно.
Понимаете, Б-г — это не какой-то Дед Мороз, который раздает всем деткам подарки, или джинн, который исполняет все наши желания. «По щучь… э-э-э… Б-жьему велению, по моему хотению!» И не автомат, в который опустишь нужное количество молитв и благословений и — оп-па — выскакивают водительские права!
Б-г — наш Отец.
В чем роль отца? Накачать мускулы, а затем бегать повсюду вместе с сынулькой и нокаутировать любого, кто встанет у того на пути? Приходить в школу или в суд и «справляться» с экзаменаторами и судьями? Если Вы и впрямь увидите такого папашу, то что о нем подумаете? И можете себе представить, во что вырастет его ребенок?
Нет, суть наших отношений с Б-гом, нашего с Ним завета (союза) вовсе не в том, что Он, не дай Б-г, — приставленный к нам старик Хоттабыч, исполняющий любые наши желания. Ведь так мы навсегда остались бы детьми, да еще и жутко избалованными.
А роль настоящего отца — вырастить из ребенка взрослого человека. А это значит — самостоятельного и готового к реальной жизни. В которой надо трудиться и уметь преодолевать различные трудности. Как, например, отец учит ребенка ходить? Сначала поддерживает полностью, потом отпускает и дает шагать самостоятельно, но все еще подстраховывает. Затем и вовсе оставляет, только продолжает наблюдать и, если ребенок упадет, помогает подняться. А потом и подниматься не помогает, ребенок должен сам научиться. А если отец будет бесконечно носить ребенка на руках, тот так и останется на нем висеть и ничего в жизни не достигнет. И так на каждом этапе — поддержка родителей становится все менее прямой, т.к. ребенок должен научиться жить самостоятельно и идти своим путем.
Вот и Б-г нас так «растит». Так объясняет Нецив в комментарии к главе Хукат (Бемидбар 20:5) процесс перехода от сверхъестественной жизни в пустыне к сравнительно более естественной в Земле Израиля. Одни блага, описанные в той главе, евреи еще получали чудесным образом от Б-га. Но других добивались уже «сами», естественным путем. И не всегда с первого раза, ибо в реальной жизни возможны и неудачи, не все идет как по маслу.
В отношениях с Б-гом мы никогда не станем совершенно «взрослыми» и не сможем полностью обходиться без Него. В жизни все очень непросто, легко ошибиться или пасть жертвой мощных сил. Поэтому нам постоянно приходится задумываться, а также молиться Б-гу о помощи в преодолении трудностей и в выборе пути. А Он, в Свою очередь, по-прежнему «подстраховывает» нас, поддерживает и ведет по жизни. Но теперь не очевидным образом, «нося на руках», а скрытно и выборочно. Направляет нас на нужный путь, но дает самим делать шаги — и ошибаться, обретая в этом процессе необходимый и ценный опыт. Ведь в жизни часто учатся именно на ошибках. Если бы все было гладко, не было бы ни опыта, ни мудрости.
Конечно, Б-г хочет нас облагодетельствовать. Но истинное, высшее благо возможно лишь в Будущем мире. А в этот мир Он послал нас для того, чтобы трудились, служили Ему, преодолевая трудности и препятствия, и так зарабатывали то будущее благо. (Известное объяснение Рамхаля).
А если на еще более серьезном уровне, то и само это высшее благо — «уподобление» Б-гу. То есть чувство полноценности и достижения. Которое обретается следованием «Его путями». Он творит мир и дает Своим созданиям пользоваться и наслаждаться им. И человек тоже должен строить и создавать какое-то благо, а потом делиться им с другими. Трудиться, совершенствовать себя и, насколько возможно, окружающий мир. Это и даст ему в конечном итоге чувство достижения.
Таким образом, хотя Б-г любит человека, в этот мир Он посылает его не для того, чтобы тот был вечным потребителем Его благ, а, наоборот, сам стал благодетелем.
А особая связь евреев с Б-гом и союз заключается в том, что у них в мире особая миссия: быть приближенными к Б-гу, Его «королевской гвардией», «королевской семьей» — и служить Его представителями в мире. Подавать пример, просвещать, распространять идеи, созидать блага, оказывать «непропорционально большое» влияние на мир. Ведь религия — это служение Б-гу. То есть мы служим Ему, исполняя все Его пожелания, а не Он нам. Как с помощью веры в Б-га заставить экзаменатора принять экзамен? Никак! Не в этом суть веры, это не какой-то «пульт управления», не средство получения благ для себя, а близкая связь с Б-гом и исполнение Его задания.
Хорошо как-то выразился президент Кеннеди: «Спрашивай не что твоя страна может сделать для тебя, а что ты можешь сделать для своей страны». Только Эйсав и его потомки умеют красиво говорить, а дела слишком часто расходятся с речами. Но голова Эйсава похоронена в пещере Махпела вместе с праотцами, и идеи у него могут быть правильные. Не спрашивай, что твой Б-г может сделать для тебя, а спрашивай, что ты можешь сделать для Него. Для мира, который Он создал. Для совершенствования самого себя, ведь Б-г создал тебя и с этой целью.
Но разве Б-г не обещал одарить Своих слуг благами? Разве не обещал даже в этом мире осыпать благословениями за исполнение заповедей, как, например, сказано в главах Бехукотай (Ваикра 25) или Ки Таво (Дварим 28)?
Обещал. Но не в качестве награды за служение — которая, как сказано, ждет нас только в Будущем мире. А в качестве средства для дальнейшего служения Ему. Именно так объясняет Рамбам. Если ты исполняешь заповеди и демонстрируешь желание служить Ему, то Он дает тебе больше инструментов — средств для выполнения этой роли, расширяет саму роль. Но при этом именно Он решает, какую роль тебе дать, какая тебе подойдет, с какой успешно справишься. Таким образом, все наши материальные блага и способности — это средства и инструменты для выполнения нашей роли в служении Б-гу.
Как, разумеется, и автомобиль, и права на его вождение. Поэтому, если это действительно нужно нам для служения Б-гу, то Он даст. А если на самом деле не нужно, то не даст. Автомобиль же может быть и вредной, а то и опасной игрушкой. Как хороший отец дает ребенку не все, что тот попросит, неважно сколько раз, а лишь то, что ему полезно — и когда полезно. И права на вождение автомобиля тоже Б-г, если и даст, то и именно тогда, когда посчитает нужным. Не раньше и не позже. И все экзаменаторы — всего лишь марионетки в Его руках. Да, зависит от их настроения, но это настроение Кто «заказывает»? Так что вопрос тут не в том, «справился» ли Б-г, — все от Него, и неудачи тоже. А в том, что Он хочет от человека, по какой дороге направляет. Иногда неудачи и препятствия — знак того, что надо идти другим путем, как направляющие барьеры. Но иногда — знак того, что надо приложить больше усилий и повыше прыгнуть, чтобы добиться результата, как в беге с препятствиями. В ситуации экзамена по вождению — после всех уже затраченных усилий и потраченных денег — скорее, последнее, хотя кто знает.
И молиться тут надо не столько о благе, как о конфетке, а о том, чтобы Б-г удостоил нас возможности в полной мере Ему служить и дал все необходимые для этого инструменты — и права на вождение тоже, если они входят в список этих инструментов. Конечно, Б-га надо просить обо всем и так поддерживать с Ним близкую связь, демонстрируя, что мы во всем зависим от Него. Но при том — быть готовым к тому, что как справедливый Отец Он может и не дать — или дать, но не сейчас.
Желаю Вашей жене успешного прохождения экзамена в следующий раз и хорошего настроения всем экзаменаторам!
С уважением, Меир Мучник
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Моше Пантелят
Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Ашер Кушнир
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его