Что мы, собственно, отмечаем в Суккот?16 октября, отвечает Рав Натан Агрес Про праздник Суккот сказано в Торе (Ваикра 23:43): «В шалашах сидите семь дней, ибо в шалашах усадил Я сынов Израиля, когда выводил их из земли Египетской». Мой вопрос: что, собственно, мы здесь отмечаем? Исход из Египта празднуется в Песах, весной, точно в дату освобождения, так почему же из всей общности чудес и знамений Тора выделяет именно нахождение в шалашах, до такой степени, что это обязывает еще один семидневный праздник? И еще: даже если есть в этом необходимость, почему мы не сидим в сукке в Песах, сукка с мацой — полноценное напоминание об исходе, почему же Суккот сдвинут от Песаха на полгода? И вообще непонятно, что такого особенного было в тех шалашах, что так важно помнить о них, какое чудо или особое провидение связано с ними? Большое спасибо. Читать дальше |
|
На какой день после Исхода была дарована Тора?7 июня, отвечает Рав Яков Гельфман Доброе время суток! В преддверии Шавуота есть вопрос. Известно, что в год Исхода 10 нисана была суббота (привязывали козленка), т. е. Исход (15 нисана) был в четверг и дарование Торы (50-ый день, начиная счет от 16 нисана) приходится на пятницу. С другой стороны, известно (и, по-моему, об этом не спорят), что дарование Торы было в субботу. Я когда-то задавал вопрос об этом несоответствии, но тогда не мог записать ответ, и сейчас помню только отрывки (приводилось несколько вариантов разрешения несоответствия). Поэтому был бы благодарен за ответ. Читать дальше |
|
Во время исхода евреи собирались есть хлеб в Песах?!26 апреля, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. В качестве подготовки к Песаху еще раз перечитала главу Бо, где описывается подготовка к исходу, и это вызвало у меня целый ряд вопросов. Там говорится, что в ночь на 15 Нисана Б-г навел на Египет казнь первенцев и египтяне стали давить на евреев, чтобы ускорить их исход, т.к. боялись гибели. И сказано: «И взял народ свое тесто до того, как оно заквасилось, квашни свои, увязанные в одеждах свои, на плечах своих… И испекли они тесто, которое вынесли из Египта, пресными лепешками (мацой), т.к. еще не заквасилось оно, потому что изгнаны были они из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе» (Шмот 12:34, 39). 1) Отсюда, вроде бы, ясно, что если бы не поспешный исход под давлением египтян, евреи подождали бы, пока тесто заквасится, чтобы испечь из него обычный хлеб. Но ведь еще до исхода квасное было строго запрещено им на всю неделю Песаха, как сказано: «Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших, ибо тот, кто будет есть квасное, — душа та истреблена будет…» (там же 12:19). Причем запрет распространялся как на употребление квасного в пищу, так и на само владение им (как и сегодня). Неужели они хотели нарушить волю Всевышнего?! 2) А если предположить, что тесто замесили, чтоб сразу же испечь, но не успели, то зачем взяли его с собой? Ясно ведь, что, если не произойдет чуда, во время долгого перехода тесто обязательно заквасится и будет нарушен строгий запрет? 3) И действительно, как может быть, что тесто не успело закваситься? Ведь время выпечки мацы — 18 минут! Как три миллиона евреев могли успеть за восемнадцать минут замесить тесто, собраться, дойти пешком с детьми и стадами до Суккота, найти место стоянки, насобирать дрова, разжечь костер и испечь мацу? При этом в тексте Торы не упоминается, что произошло чудо. Откуда вообще взялась эта цифра? Кроме того, часов в те времена не было. И как они определили, заквасилось тесто или они пригодно для мацы? 4) И еще, почему евреи названы здесь «народ», когда в соседней фразе их называют «сыны Израиля»? 5) В Пасхальной Агаде сказано: мы едим мацу в память о том тесте, которое вынесли из Египта и которое не успело закваситься. Но ведь заповедь о маце предшествовала исходу, как сказано (Шмот 12:8): «И пусть съедят мясо (пасхальной жертвы) в ту же самую ночь, жаренным на огне, с мацой и горькой зеленью будут есть его», а также повеление на поколения (там же 15) «семь дней ешьте мацу». Извиняюсь за такой длинный вопрос, просто я совершенно запуталась. Заранее большое спасибо. Читать дальше |
|
Что происходило в духовных мирах во время Исхода?25 апреля, отвечает Рав Моше Сытин Что происходило в духовных мирах во время выхода из Египта? Читать дальше |
|
Празднуя Песах, мы каждый год выходим на свободу. А что после Песаха — пустыня?..22 апреля, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Наш Песах это символ свободы еврейского народа, потому что еврей не может быть рабом, иначе он не вышел из Египта. Скажите, а как еврей может ощутить это освобождение? Когда мы празднуем Песах, в чём это свобода проявляется внутри? Какой Египет исчезает из еврея? А если и исчезает, то впереди «пустыня» испытаний? Или, если дальше Земля Израиля, то почему есть евреи, которые ещё не там, хотя Пасхальный Седер справлен? Где тогда освобождение, и от какого Египта? Сева Читать дальше |
|
Зачем так подробно разбирать, сколько ударов египтяне получили у Красного моря?17 апреля, отвечает Рав Арье Гальчук Какой смысл в подробном разборе, сколько ударов (казней) получили египтяне при переходе Ям Суф (Красного моря)? Какая связь этого разбора с Агадой? Кажется, в седьмой день Песаха это было бы более уместным? Спасибо. N. Читать дальше |
|
Если хамец символизирует рабский дух, то почему он запрещен только в Песах?14 апреля, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! Если я правильно поняла, то смысл нашей борьбы с любым присутствием в доме того, что называется словом «хамец», в течение пасхальной недели состоит в следующем: изгоняя хамец, мы изгоняем из себя раба и все те дурные, рабские качества, которые мы и связываем с понятием «хамец», «квасное». Но мне непонятно, почему во все остальные дни года, кроме пасхальной недели, хамец для нас не является символом дурных качеств. Каждую субботу мы едим халы и радуемся им, не видя в них воплощения дурного, т. е. рабского начала. Весь год сдобный хлеб приветствуется на еврейском столе, и только на время Песаха каждый год ему объявляется суровая война как воплощению рабского духа. При этом для многих подготовка к Песаху превращается в дни адского (чтобы не сказать рабского) труда по изгнанию хамца из всех самых дальних уголков дома. Не думаю, что в этом есть цель — ощутить на себе тяжесть рабского труда. Но чем тогда можно объяснить этот закон, если вообще его можно объяснить? Удачной подготовки к Песаху! Галина Читать дальше |
|
В каком году евреям даровали Тору?1 февраля, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Когда даровал евреям Тору? В каком году? И есть ли вообще датировка еврейской истории? Например: в каком году был Исход из Египта и т.д., и т.п.? Заранее спасибо. Гарик Читать дальше |
|
Красное море расступилось благодаря сильнейшему землетрясению и цунами?26 января, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день. На странице Толдот в ОК в публикации об исходе из Египта пользователь прокомментировал следующее: «Это явление подтвердили учёные, определившие время исхода евреев из Египта, сопоставив его с сильнейшим землетрясением в том районе, которое сопровождалось тектоническими подвижками земных пластов. В то же время в Красном море возникло цунами, по предположению учёных вода ушла от берегов — предположительно, на десятки км. Это и был момент, когда отлив помог евреям пройти. В результате появился Эйлатский залив и ландшафт, который мы видим, подъезжая к Эйлату. Вот это и были библейские сюжеты, описанные в Торе». Читать дальше |
|
Кто была жена Моисея, Ефиоплянка, и какова была ее судьба?19 января, отвечает Рав Меир Мучник Приветствую Вас! Прошу Вас ответить на мой вопрос. Кто была жена Моисея, Ефиоплянка, которую он взял и за которую его упрекали Мариамь и Аарон, и какова ее судьба? Спасибо. Рубен Читать дальше |
|
Почему Б-г велел евреям забрать золото Египта?17 января, отвечает Рав Нахум Желязник Добрый день, уважаемый раввин! Интересует вопрос, почему Всевышний сказал вынести золота Египта, когда евреи выходили из рабства, и что это золото символизирует? Спасибо. Ольга Читать дальше |
|
Почему Моше, который вывел евреев из Египта, сам не вошел в Землю Израиля?23 июня 2023 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему Моше Рабейну не вошел в Эрец-Исраэль? Н. Читать дальше |
|
О каких шести вещах мы должны помнить всегда?2 июня 2023 года, отвечает Рав Моше Сытин Шалом! Когда-то читал, что есть семь вещей, о которых нужно вспоминать каждый день. Одна из них: «...сотри память об Амалеке из поднебесной; не забудь!» (Дварим 25:19). Какие остальные шесть, которые мы должны помнить? Спасибо! Читать дальше |
|
Во время всего пути в пустыне евреи не были обрезаны?11 апреля 2023 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте! Читаю Пророков, практически в самом начале. В книге Йеошуа бин-Нуна написано, что евреи сделали обрезание только возле реки Иордан. Весь путь они были не обрезаны — но почему? И как такое возможно: еврею быть без союза с Б-гом, уже даже после получения Торы? Д. Читать дальше |
|
Как евреи, привыкшие за сотни лет чувствовать себя рабами, смогли освободиться от этого чувства?9 апреля 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Шалом. Как евреи, привыкшие за 210 лет чувствовать себя рабами, смогли освободиться от этого чувства? Ведь, например, не все освобожденные впоследствии народы, как мне кажется, смогли освободиться от чувства рабства? Спасибо, N. Читать дальше |
|
Какие основные причины египетского рабства?7 апреля 2023 года, отвечает Рав Яков Гельфман Напишите пожалуйста, какие основные причины египетского рабства? Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит 15:13. Хотя тогда еврейский народ только начинал формироваться и никаких грехов за ним еще не числилось? Спасибо! Читать дальше |
|
Почему в Пасхальной агаде, мы обращаемся к книге «Дварим», где Исход упоминается вкратце, а не к книге «Шмот», где события описываются подробно?4 апреля 2023 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом Вам, уважаемые раввины! В этот Песах впервые обратил внимание на одну очень странную вещь, связанную с рассказом об исходе из Египта! В Пасхальную ночь у нас есть заповедь (из Торы) рассказывать об исходе из Египта. А если так, что было бы более естественным, чем посвятить эту ночь углублённому изучению начала книги «Шмот», второй книги Торы (главы Шмот-Ваэра-Бо-Бешалах), где подробно описываются как порабощение, так и избавление из Египта. Но вместо этого в Пасхальной Агаде приводится всего лишь четыре стиха (!) из последней книги Торы, «Дварим» (26, 5-8), где исход из Египта упоминается в очень сжатой форме и только вскользь, в связи с другой заповедью — заповедью о бикурим — приношением в Храм плодов-первенцев. Если бы мы искали укороченный вариант рассказа — действительно, эти стихи отвечают этому критерию, но ведь дело обстоит как раз наоборот, как сказано в начале самой Агады: «А всякий, кто удлиняет и расширяет этот рассказ — достоин похвалы», и там же приводится, что мудрецы Израиля занимались рассказом об Исходе всю ночь до рассвета! Разве книга «Шмот» не подходит для исполнения этой заповеди гораздо больше книги «Дварим»?! Меня очень мучает этот вопрос, пожалуйста, помогите разобраться! Ариэль Читать дальше |
|
Почему наши праотцы в Египте получили тесто для мацы чудом, без напряженного труда?31 марта 2023 года, отвечает Рав Натан Агрес Огромное спасибо за очень подробный ответ на мой вопрос об истории «выхода из Египта». Но у меня за это время появился еще один вопрос, надеюсь, Вас не затруднит на него ответить. Вы упомянули, что маца символизирует йецер а-тов («доброе стремление», стремление к добру), а хамец — йецер а-ра («дурное стремление», влечение к злу): лень, гордыню и т.п. Соответственно, предпасхальная очистка дома от хамеца олицетворяет внутреннюю работу по очищению своей души от этих негативных качеств. Но тогда почему наши праотцы в Египте, будучи на 49-ой ступени нечистоты, получили незаквасившееся тесто при помощи чуда, без напряженной духовной работы?! Почему же для нас сейчас та же маца стала символом тяжелой духовной (да и физической) работы? Заранее большое спасибо. О. Читать дальше |
|
Маца должна быть готова за 18 минут, но ведь при выходе из Египта это заняло больше времени?30 марта 2023 года, отвечает Рав Моше Сытин Здравствуйте. Очень благодарен всем, кто участвует в ответах на вопросы, порой, может, и глуповатые, но для меня очень важны ваши ответы (советы). Пусть благословит вас Г-сподь. Вот вопрос: маца должна быть готова за 18 минут, но ведь народ, вышедший из Египта, вынес тесто и из него сделала мацу. По времени это больше восемнадцати минут. «34 И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их. 39 И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу» (Исх.12:34; 39). Читать дальше |
|
Сжигая квасное, мы боремся с нашим эго?28 марта 2023 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. В иудаизме столько символизма, особенно в празднике Песах. Ну, уборка — это ментальная уборка, очистка от хамеца, гордыни. Ну, вы разве серьезно? Почему уборка — это осознанность? Неужели вот этот символ «биур хамец» по правде сжигает «наше эго»? Может, все это остаётся на уровне символизма??? На протяжении жизни это все становится привычным и осознанности (кавана) все меньше. Неужели схема неверна? Но интересует ответ больше всего по поводу символизма. Роза Читать дальше |
|
Кто всегда противодействовали Моше на уровне «Баба-яга против!»?19 февраля 2023 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! На протяжении всей истории Исхода в Торе фигурируют Датан и Авирам, которые чуть ли не по-детски перечат Моше Рабейну и бунтуют против него на каждом шагу и по любому поводу. Настигли египтяне евреев у Красного моря — зачем ты нас вывел, теперь мы здесь погибнем! Выпал ман и Моше велел не оставлять на завтра (новый выпадет) — нет, оставили, и ман «очервивел». В пятницу выпала двойная порция, а в Шабат не выпадет, не ищите — нет, вышли искать. Как Баба-Яга, которая всегда против! Или «плохиши» в классе, которым лишь бы позлить и «довести» учителя. А в самом начале, когда Моше убил египтянина, преследовавшего еврея, они даже донесли на Моше фараону! Как понять, что ими двигало, несмотря на то, что было очевидно: евреи нуждаются в освобождении и Моше послан с этой миссией? N. Читать дальше |
|
Евреев вывел из Египта Метатрон?18 января 2023 года, отвечает Рав Яков Гельфман Здравствуйте! Помогите разобраться со следующим вопросом, пожалуйста. Недавно прочитал про ангела Метатрона. Было написано, что это он вел евреев в вихре огня и пыли при выходе из Египта. Также там было написано, что «и голос Б-жий, слышанный людьми, иногда воплощается в Метатроне». Но тут мне непонятно. Выходит, Б-г не лично говорил с евреями? Еще где-то читал, что именно ангел обучал Моше Торе 40 дней. Так ли это? Получается, Сам Б-г с Моше никогда не говорил? А если говорил, то почему в одних случаях Он Сам говорил с Моше, а в других — через ангела? Помогите. Заранее благодарен. Читать дальше |
|
Как евреи, которым Б-г послал столько чудес, могли испугаться кнаанейцев?17 июня 2022 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Вопрос по главе Шлах. Не понимаю, как евреи могли сказать: кнаанейцы — народ могучий, сильный, мы ничего не можем сделать, не можем их победить. Это же поколение, которое вышло из Египта. Они же видели десять казней, великие чудеса у моря, в пустыне. Как они могли так подумать? N. Читать дальше |
|
Почему у левитов в пустыне рождалось так мало первенцев?27 мая 2022 года, отвечает Рав Моше Абрамович Шавуа тов! Вопрос по прошедшей недельной главе (Бемидбар). Вопрос касается количества первенцев «на душу населения» среди левитов и среди «простых» евреев (не-левитов). Из прямого текста Торы видно, что на одного первенца среди простых евреев приходится примерно 603000/22273=27, а для левитов 22300/300=74 (тоже с округлением). Конечно, левитов считали от 1 месяца, а простых евреев от 20 лет, но разница все равно слишком большая. Мы пытались фантазировать в духе, что у левитов часто первыми рождались девочки; была также версия, что пропорция изменилась после казни тьмой (левиты тогда не умирали). Известны ли какие-то комментарии по этому вопросу? Ицхак Читать дальше |
|
Что нужно чувствовать во время пасхального Cедера?14 апреля 2022 года, отвечает Рав Яков Шуб Объясните, пожалуйста, что нужно чувствовать во время пасхального Седера, в чем символизм этой процедуры? Читать дальше |
|
Почему в Песах пьют только четыре бокала вина, а не пять?12 апреля 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Важная часть праздничного обряда в Пасхальную ночь — выпить четыре бокала вина. Как я слышал, каждый бокал соответствует одному из четырех обещаний, данных Всевышним пророку Моше в связи с избавлением из Египта (Шмот, 6, 6-7): «Поэтому скажи сынам Израиля (от Моего имени): Я — Г-сподь, и выведу вас из-под гнета египетского, и спасу вас от их порабощения, и избавлю вас мышцею простертой и великими знамениями, и возьму вас себе в народ, и буду вам Всесильным, и познаете, что Я — Г-сподь Всесильный ваш, выводящий вас из-под гнета египетского». У меня возникло несколько вопросов: В чем именно заключались эти четыре обещания, и вообще почему избавление делится как бы на четыре части, ведь на первый взгляд исход из Египта — это один единый процесс, зачем же разбивать его на составляющие? И еще, если все-таки придавать значение отдельным обещаниям, почему мы останавливаемся на четырех бокалах? Ведь Всевышний продолжает (там же, 8): «И приведу вас в землю, которую поклялся Я дать Аврааму, Ицхаку и Яакову, и дам ее вам в наследие, Я, Г-сподь». Т. е. Б-г не только вывел нас из Египта, но и пообещал дать нам в удел Землю Израиля, так почему же не выпивают пятый бокал по этому поводу? Заранее большое спасибо, Биньямин Читать дальше |
|
Почему евреи поверили в Б-га и в пророчество Моше только после рассечения моря?14 января 2022 года, отвечает Рав Яков Гельфман Добрый день, в Торе написано, что, когда евреи вышли из моря, узрел Израиль великую руку (великое деяние), которое совершил Г-сподь над Египтом, и устрашился народ Г-спода, и поверили они в Г-спода и в пророчество Моше, Его раба. Прежде не боялись Б-га, а с этого момента достигли Б-гобоязнености. Вопрос: что это значит? Ведь они видели все знамения, которые Всевышний явил в Египте, видели Его удары, знаки и чудеса, что Всевышний изменил всю природу. Однако, несмотря на всё это, не боялись Б-га! Как такое может быть? Олександр Читать дальше |
|
Можно ли служить Всевышнему, не выходя из зоны комфорта?8 августа 2021 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! Вопрос: зачем выходить из зоны комфорта (так советуют все психологи, тренеры, друзья…)? Думаю, Всевышнему служить (в том числе и развиваться во всём) можно не выходя из зоны комфорта, разве нет? N. Читать дальше |
|
Можно ли давать детям нееврейские имена?29 июля 2021 года, отвечает Рав Яков Шуб Слышал, что одна из причин, благодаря которым евреи сохранились в Египте, было то, что они сохраняли и не меняли свои еврейские имена. А, что действительно есть такой запрет — использовать и давать детям нееврейские имена? Читать дальше |
|
В какой день реально была дарована Тора?14 мая 2021 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте, уважаемый рав Эльяким. В дополнение к вопросу о Шавуоте есть ещё один важный вопрос. Почему дарование Торы отмечается как праздник на 50-й день от Песаха, тогда как евреи пришли к горе Синай только в «третий месяц по исходе… в самый день новолуния» (Исх. 19, 1)? Получается, если прошло не менее двух месяцев, то это, как минимум, 56 дней. И выходит, что Шавуот привязали к сельскохозяйственному празднику приношения хлеба (Лев. 23, 15)? Объясните, пожалуйста, в какой день реально была дарована Тора, и если не у горы Синай, то где? Или «третий месяц» не от исхода, а от начала года? Тогда всё равно получаются два месяца между Песахом и Шавуотом. Непонятно… Спасибо. Борис Читать дальше |
|
Где и кто написал, что евреи вошли в воду именно «до кончика носа» и только тогда море расступилось?1 апреля 2021 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Несколько раз на разных сайтах встречала такой абзац: «В Торе сказано: “И пошли сыны Израиля среди моря по суше” (Шмот 14, 22). Если они шли среди моря — то почему Тора говорит “по суше”? А если по суше — то почему Тора говорит “среди моря”? Чтобы мы знали, что море расступилось перед евреями только после того, как они погрузились в него до кончика носа». Пыталась сама найти объяснение, где и кто написал, что именно до кончика носа и, главное, почему именно до кончика носа, и не нашла. Помогите, пожалуйста. Спасибо. Хая Читать дальше |
|
Откуда могло за 210 лет рабства расплодиться несколько миллионов евреев?8 января 2021 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте... Вопрос очень важен для меня. Как могли за 210 лет рабства 70 евреев размножиться и превратиться в 600 000 евреев, не включая детей и жен? По-моему, это нереально. Откуда могло за 210 лет расплодиться несколько миллионов евреев? Спасибо за ответ заранее... Читать дальше |
|
Евреи выходят из Египта, становятся свободными. Почему же Тора сохраняет институт рабства?4 января 2021 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! Из первых глав книги Шмот мы узнаем, что такое рабство и как тяжело египтяне угнетали евреев. Да и из общих соображений известно, что рабство — это плохо. Но вот евреи, слава Б-гу, выходят из Египта, становятся свободными людьми, но понятие рабства при этом никуда не исчезло! Ведь уже в главе Мишпатим (21:2) Тора подробно описывает, что нужно делать, «если купишь раба-иври». Вопрос: почему институт рабства не остался навеки в Египте? Почему и в дальнейшем сохранилась опция быть порабощенным? Спасибо! Тимофей Читать дальше |
|
Купили средства для защиты от коронавируса. Но надо ли «помогать» Б-гу нас защищать?12 марта 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Вчера купили маски, очки, перчатки, коронавирус наступает! Мы верим в Б-га и знаем, что Ему помощь в защите нашего дома не нужна. Правильно ли мы себя ведём, и как правильно себя вести в этой ситуации? Тода (спасибо)! Читать дальше |
|
Почему в исторических источниках нет сведений о том, что некий фараон утонул из-за некоего Моисея?16 февраля 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Доброго времени суток! Несколько дней назад мой преподаватель в институте сказал такую фразу, дословную точность я не гарантирую: «Любопытно, что синхронные исторические источники сохранили в себе сведения о гибели египетского фараона на охоте, а о том, что некий фараон утонул в море, преследуя некоего Моисея, — нет». Ведь действительно странно, что Тора не называет упоминаемого фараона по имени, несмотря на то, что она часто уделяет именам много внимания. Как мне отразить атеистический выпад Михаила Станиславовича? Станислав Читать дальше |
|
Почему Творец, посылая Моше к фараону, велел ему врать?23 января 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Меня мучает такой вопрос. Почему Творец, посылая Моше к фараону, велел ему врать, что они собираются уйти только на три дня, чтоб совершить жертвоприношения, а после этого вернуться? Ведь это же ложь, а врать без крайней нужды нам запрещено. Разве нельзя было сразу просить отпустить народ навсегда? Разве фараон после казней не отпустил бы, если бы ему сказали правду? Разве фараон сам не догадался, что евреи хотят уйти насовсем? Заранее большое спасибо. Читать дальше |
|
С точки зрения ислама человек — раб Всевышнего. А с точки зрения иудаизма?22 января 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин С точки зрения Ислама человек — раб Всевышнего. А с точки зрения иудаизма кто человек? Он раб Творца, который должен быть покорен Его воле? Или просто творение, без упоминания рабства? Читать дальше |
|
Йешаяу пророчествует, что Египет будет «народом Б-га?»18 ноября 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом, уважаемый раввин. В Книге пророка Йешаягу, глава 19, есть пророчество о Египте. А в стихе 24 говорится, что «…Йисраэйль будет третьим Египту и Ашшуру…» Затем в стихе 25: «…благословен народ Мой — Египтяне и дело рук Моих — Ашшур, и наследие Мое — Йисраэйль». О каком времени это говорится? И, если египтяне, когда они обратились к Б-гу, были названы Им «народ Мой», может ли это также относиться к любому современному народу, прекратившему идолопоклонство? Читать дальше |
|
Кому покровительствует Овен — Египту или Риму?16 июля 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте, всех благ и баланса этих благ. Такой вопрос: созвездие Овна согласно Торе соответствует Египту, согласно Манилию — Риму. В чем причина разногласия: меняются со временем сочетания созвездий и определенных стран, разногласие римской и еврейской традиции, что-то иное? С уважением, Александр Читать дальше |
|
Как практически уважать пожилое поколение, если они хотят в прошлое?10 июня 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемые раввины. Как практически уважать пожилое или прошлое поколение, если они хотят в прошлое, кто в коммунизм, кто просто стать молодым и снова здоровым? Но в данный момент времени это невозможно без «машины времени», только в мечтах и телевизоре, но не в реальности. Получалось ли у молодежи, рожденной в пустыне после выхода из Египта, почитать отца и мать, которые стремились снова вернуться в Египет, вернуть молодость?.. Сергей Читать дальше |
Рав Овадья Климовский
Она была соучастницей обмана?
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Берл Набутовский