Темы: Йеуда, Йосеф, Предназначение, Яаков, Эйсав, Доверие, Жизнь, Исход из Египта, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Вопрос: зачем выходить из зоны комфорта (так советуют все психологи, тренеры, друзья…)? Думаю, Всевышнему служить (в том числе и развиваться во всём) можно не выходя из зоны комфорта, разве нет? N.
Здравствуйте, N.!
Вы задаете очень хороший и важный вопрос.
Действительно, в наше время много говорят о том, что надо выходить из зоны комфорта. Быть готовым начинать что-то новое, хотя и непривычно, и боязно, и еще толком не умеешь, — всё равно дерзай, учись, мол, только так и сможешь развиваться и преуспевать в жизни. Иначе, если будешь только продолжать то, в чем уже чувствуешь себя комфортно, отстанешь, потерпишь неудачу, окажешься в тупике.
Так ли это?
Да и правильно ли вообще пытаться делать именно то, к чему меньше расположен и что, по логике, должно получаться хуже? Не лучше ли развивать те способности, что уже есть?
Если ты музыкальный, учись петь или играть на инструменте, причем, если голос низкий, иди в басы, а не в тенора, и наоборот, и если лучше получается на фортепиано, зачем мучить себя и пытаться играть на скрипке или трубе? А если вообще не музыкальный, не мучь себя и других, а посмотри, может, голова у тебя математическая? Или, может, ты вообще по характеру храбрец и место тебе в полиции или в армии?
Короче, у каждого свои способности, и логика диктует развивать именно их, а не пытаться идти туда, где будет получаться меньше, да и где другие талантливее тебя — и как тебе с ними тягаться?
На первый взгляд, именно это послание транслирует нам Тора. У нашего праотца Яакова было 12 сыновей, родоначальников 12 колен Израиля, и, созвав их перед смертью, он дал каждому особое благословение, подчеркнув характер и способности каждого (Берешит 49). А также, давая указания о своих похоронах, сказал, как всем разместиться вокруг его гроба, каждому — именно со своей стороны, той, с которой потом Б-г поставит его колено по отношению к Мишкану (переносному Храму) в еврейском стане (Бемидбар 2).
И всё это неслучайно. Например, Йеуда, которого Яаков поместил на востоке, и Йосеф, которого он поместил на западе, действительно в корне различаются характерами и у каждого своя определенная роль. Йосеф — интеллигент, ученый, Йеуда — воин, лидер. Интеллигенция часто недовольна властью, искренне полагая, что она, интеллигенция, «знает лучше» или что она более нравственна, но самой ей у власти лучше не быть, у нее в целом хуже получается.
И так — на протяжении всей истории колен: каждое колено оставалось на своем месте и выполняло свою роль. И даже во время чуда рассечения Красного моря: море не просто расступилось, а в нем образовалось 12 тоннелей, каждый — для одного из колен. Так, чтобы каждое из колен прошло именно через свой тоннель (Раши, комментарий к Тэилим 136:5). Именно в свой иди, а не в чужой!
Как-то слышал красивую мысль:
Мудрецы говорят, что на самом деле эти тоннели провели евреев через море не на противоположный берег, а полукругом на тот же (таким образом заманили в море египтян, чтобы утопить). Но, если было 12 тоннелей и они шли полукругом, получается, что в одних радиус и, соответственно, длина окружности были больше, а в других меньше.
То есть у одних колен этот спасительный путь был короче, а у других длиннее. А ведь с этим переходом через Красное море, ставшим возможным только благодаря чуду, сравнивают и поиск супруги/-а, и каждодневное пропитание. Вот так оно: каждому надо пройти свой путь и не пытаться сравнивать его с путями других. А то кто-то мог бы пожаловаться, что пришлось дольше идти, а другой — что меньше довелось насладиться чудесами, которые сопровождали переход (Авот 5:4).
А теперь — внимание:
Пусть всё сказанное справедливо, но одно объединяет все эти колена: они вышли из Египта и отправились в путь.
Хотя в Египте, пусть они и были рабами, была жизнь, к которой привыкли, и даже некоторые удобства. О которых не раз вспоминали потом в пустыне с ностальгией (Шмот 16:3, Бемидбар 11:5). А иногда даже помышляли вернуться в Египет (там же 14:3-4). Потому что в пустыне действительно многого не хватало.
И большая часть народа, как известно, изначально не захотела туда выходить и умерла во время Казни Тьмой (Раши к Шмот 10:22). А тех, кто готов был выйти, Б-г высоко ценит: «Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда была ты невестой, как шла ты за Мной по пустыне, по земле незасеянной» (Ирмияу 2:2).
Таким образом, Исход из Египта, ключевой момент истории нашего народа, начало его великого пути, вполне можно рассматривать как выход из зоны комфорта. Из страны, к которой привыкли и где имели определенные блага, — в неизвестность, туда, где, на первый взгляд, гораздо менее комфортно, более опасно и в целом непонятно, что будет. А если бы остались в Египте, то там точно ничего не светило бы.
А ведь Исход из Египта — это не просто событие, произошедшее один раз в древней истории. Как уже не раз говорили, это начало цикла, который принимает разные формы. Например, годовой цикл: ведь неслучайно Исход был весной, и именно тогда надо отмечать Песах — это не просто годовщина Исхода, а очередное проживание его: пробуждение от зимней «спячки», после которого следует лето — трудовой «день», а там и осень — завершение трудового сезона, сбор урожая, подведение итогов, «вечернее» замедление жизненной активности.
Соответственно, пробуждение каждый день — это тоже начало такого цикла. А также всё это — новое рождение и омоложение, начало нового цикла жизни. Как Исход был рождением и началом жизненного пути целого народа — поэтому пророк и говорит о нем на том этапе как о молодой невесте, отправившейся в путь с Мужем.
Итак, вставать каждое утро с постели — это Исход! Да, из зоны комфорта, еще какой! Не хочу-у-у!!! Но надо, иначе, если проваляться в постели весь день, практически его не проживешь, потеряешь, останешься ни с чем.
И все начинания молодости — все разные этапы взросления и развития — это Исходы. Из детсада в школу, оттуда — в ВУЗ, оттуда — на работу. Каждый раз оставляешь то, к чему уже привык и где «как рыба в воде» знаешь, что делать, имеешь статус и т. д., — и переходишь на новое место, где во многом надо начинать всё сначала. И в личной жизни тоже: и женитьба, и рождение детей, и т. д.
А ведь и после того, как вышел на работу, ее, бывает, приходится менять. Или просто куда-то перейти, или карьерный рост. Причем в последнем случае — часто несколько иное занятие. Например, музыканты — пианисты, скрипачи и т. д. — часто становятся дирижерами: та же сфера, но новая деятельность. И так во многих сферах.
Бывает, что и место жительства надо менять. Даже другой район в том же городе — часто практически другой город, всё там другое: и люди, и инфраструктура, ко всему надо заново привыкать, по-другому выстраивать рутину. А иногда люди и страну меняют, эмигрируют. Хотя там, за границей, другой язык, другая культура и менталитет. Исход-то был эмиграцией!
Да, но Исход, как мы сказали, это молодость, а все переезды и смены работы ведь могут быть на любых этапах жизни. Правильно, но в том-то и дело, что на практике каждая такая перемена — это во многом завершение прежней жизни и начало новой. Поэтому людей и пугает новое: они инстинктивно чувствуют, что с прежней жизнью произойдет расставанье — маленькая смерть, и срабатывает инстинкт самосохранения. У одного и того же человека может быть много «мини-жизней», и переход из каждой из них в другую — это Исход.
Значит, всё-таки надо выходить из зоны комфорта? И заглушать тот самый инстинкт самосохранения, если только он не оберегает от буквальной смерти?
Опять внимание:
Во-первых, евреи не просто так вышли из Египта и ринулись неизвестно куда. Им было обещано: в конечном счете они придут в Землю Израиля. Которая не только лучше Египта, но в которой каждый обретет свой удел. Ведь не только путь для каждого колена сквозь море и по пустыне был свой, но и цель — удел в Земле Израиля — свой.
Так что, хотя многие детали были неизвестны, цель была ясна. Пусть старая жизнь действительно завершалась, но новая вселяла большие надежды и представлялась «прекрасным далеко».
А во-вторых, они вышли не сами по себе, без руля и без ветрил, а согласились пойти за Б-гом и Его представителем Моше, когда им это было предложено. Доверившись после всех великих чудес и спасений.
Теперь, похоже, приходим к какой-то ясности.
У каждого свои способности и свой путь — но при этом каждый жизненный путь может состоять из разных отрезков, «мини-жизней», и переход от одного к другому может быть Исходом. Для которого может потребоваться рывок и выход из зоны комфорта. Как говорят, «прыжок в неизвестность». (Ведь «Песах» — это «скачок»).
Но неспроста тут работает и инстинкт самосохранения: ведь просто так куда-то прыгать бывает опасно. Кто сказал, что там, куда прыгаешь, — именно новый отрезок твоего пути, а не чужой путь? Йосеф должен перепрыгнуть именно на продолжение своего пути, а не на путь Йеуды. Так что тут нужен правильный баланс смелости и осторожности.
Как же знать?
При Исходе, как сказано, народ именно что пошел за Б-гом и Моше, внушившими доверие и указавшими каждому конкретный путь и удел. В наше время открытых чудес и пророков нет, но Б-г продолжает вести нас с помощью скрытых чудес — Провидения. Законы природы и события жизни поворачиваются так, что возникают возможности, приходят в голову идеи, встречаются люди и т. д.
То есть Б-г предоставляет шансы. Которые надо трезво оценить и определить: это возможность Исхода к новому этапу моего пути, под руководством явного посланника Б-га? Или нет, недостаточно обоснованно и надежно, не внушает доверия? Часто человек может оценить сам, логикой или интуитивно, а можно и с другими посоветоваться.
Важно также и откуда хотим уйти. Исход ведь был именно из египетского рабства.
Есть ли тут еще какие-то перспективы? Или уже всё, что мог, тут сделал, и дальнейшее пребывание только томит?
Бывает, что начинает человек новое дело с увлечением, чувствует, что так реализуется, что нашел свой удел — это, получается, его «Земля Обетованная». Но потом может прийти чувство, что надоело, засиделся, «вырос из этого», уже делаю не потому, что интересно и хочу, а потому, что приходится, куда денешься и т. д.
Получается, что труд превратился в «рабский» и «Земля Обетованная» — в «Египет». Значит, не помешает Исход.
Но и он — только когда придет явный знак от Б-га и предстанет перед глазами путь. Иначе даже Египет лучше, чем пустыня.
А так как у людей разные характеры, то и «знак от Б-га» и «видение нового пути» для каждого может быть иным. Кого-то естественным образом тянет на эксперименты, к смене обстановки, у него, может быть, более рисковый, а то и авантюрный характер. У него будет свое чувство того, куда надо идти, и свои «знаки». А кто-то более осторожен по характеру, значит, ему нужны более четкие и внушающие доверие знаки. И Б-г может послать, надо только суметь их распознать.
Наконец, бывает, что приходится прыгнуть и встать даже на путь другого человека.
Это можно наблюдать на примере нашего праотца Яакова. Изначально он был «простым, бесхитростным человеком, обитающим в шатрах» Торы, то есть типичным ученым, «ботаником». А его брат Эйсав — «человеком поля, умеющим охотиться» (см. Берешит 25:27 и комментарии). Совершенно другая сфера, для которой нужна не просто сила и храбрость, но и ловкость, и хитрость, которая, по словам мудрецов, у Эйсава была — в отличие от Яакова (Раши Берешит 25:27). Яаков честно исследовал Тору, для этого был нужен аналитический ум, но не хитрость и житейская смекалка.
Однако потом Ривка заставляет Яакова получить у отца благословение, предназначавшееся Эйсаву — хитростью! А когда Яаков впоследствии прибывает в Харан и Рахель высказывает ему свои опасения, что Лаван, ее отец, может его перехитрить, он успокаивает ее так: не волнуйся, меня не проведет, «я ему брат (т. е. равный соперник) в хитрости» (Раши к Берешит 29:12).
Это когда же простой и честный Яаков научился хитрости?
А когда Ривка заставила его таким образом получить благословение, предназначавшееся Эйсаву. Ведь почему Ицхак собирался благословить Эйсава, хотя тот был нечестивцем? Потому что верил, что и способности Эйсава пригодятся в еврейском народе: нужно, чтобы кто-то добывал пищу, охотился, занимался бизнесом, ремеслом и т. д. Да и меч, которым владел Эйсав, не повредит в этом мире. Поэтому Ицхак полагал, что тот будет отвечать за экономику и оборону, а Яаков — за изучение Торы и духовность.
Но Ривка увидела, что Эйсаву слишком понравилось хитрить и проливать кровь, он дал этим качествам доминировать и дошел до крайностей, утратил над ними контроль. Поэтому вместо того, чтобы с помощью этих качеств оборонять евреев от мошенников и врагов, сам уподобился последним. Так что делать нечего, в еврейском народе ему больше не место.
А роль кормильца и защитника придется взять на себя Яакову — то есть стать праотцем не только еврейских мудрецов Торы, но и еврейских бизнесменов и воинов. Как, например, колено Звулуна, которое занялось торговлей и материальной поддержкой ученых колена Иссахара. Поэтому пришлось «перенаправить» благословение, предназначавшееся раньше Эйсаву, на Яакова.
И именно хитростью — чтобы Яаков усвоил это качество и научился его использовать во благо — и так перенял изначальную роль Эйсава. Поэтому Яаков и надел одежду брата, и сказал отцу: «Я Эйсав» (Берешит 27:19). Это была не ложь, он действительно стал Эйсавом — перенял его сущность, в хорошем смысле слова!
Таким образом, пришлось Яакову выйти из своей зоны комфорта и сыграть роль, которая изначально предназначалась вовсе не ему и была ему совершенно чужда. «Ботанику» надо было стать хитрым бизнесменом. Ой, как не хотелось!
Но пришлось — и сделал, когда ему повелела мать, ведомая пророческим духом.
Вот и ответ на наш вопрос. Надо ли Яакову выходить из своей зоны комфорта и становиться на путь Эйсава? Нет, не надо — пока этот путь не укажет Б-г. То есть — представляющая Его Ривка. Или — Моше, если речь идет об исходе из Египта. Или, в нашем случае, — «жизнь».
Да предоставит нам Б-г все возможности — и даст знать, когда и какие выбирать!
С уважением, Меир Мучник
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Реувен Куклин
Хава Куперман,
из цикла «12 колен Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Реувен Пятигорский
Наши мудрецы в своих комментариях настаивают, что сыновья Яакова были полными праведниками
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Яков Шуб
Ведь существует запрет чтения чужих писем...
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Куклин
«Благословен ТЫ…, освятивший нас ЕГО заповедями»?
Рав Натан Агрес
Ведь буквально это переводится как «хлеб лица»?
Рав Яков Шуб
Надо ли произносить благословение, если человек с нетерпением ждал рождения дочери, а родился сын?
Рав Бенцион Зильбер
Когда это актуально?
Рав Натан Агрес
Разве не достаточно сказать «спасибо» один раз?
Рав Яков Шуб
Сукка, построенная на грузовике, — кошерна?
Рав Зеев Урман
Лучше произносить одно благословение на любые новости?
Рав Яков Шуб
Рав Зеев Гершензон
А его гости?
Рав Бенцион Зильбер
Не знаю, когда буду пить в следующий раз
Рав Бенцион Зильбер
И на каком этапе печения?
Рав Яков Шуб
Что есть в субботу, после которой начинается Песах? Хлеб? Мацу ведь нельзя есть до Песаха? Когда продают квасное? Когда проверяют дом на наличие квасного? Когда «аннулируют» квасное? Когда пост первенцев?