Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Исход из Египта

15 Нисана 2448 г. (от сотворения мира) еврейский народ вышел из египетского рабства. С тех пор Исход из Египта отмечается каждый год во время праздника Песах.

Оглавление

Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.

Согласно традиции, запечатленной в Талмуде и мидрашах, сыны Израиля пробыли в Египте двести десять лет (Седер олам раба 3).

Раши поясняет, как высчитать этот срок. Всевышний предсказал праотцу Аврааму: «Пришельцами будут твои потомки в земле не своей — их поработят и будут угнетать четыреста лет» (Берешит 15:13).

На первый взгляд можно было бы предположить, что здесь предсказан срок египетского рабства. Но такое истолкование неверно — наши мудрецы объясняют, что в словах «пришельцами будут твои потомки в земле не своей» подразумеваются все «потомки» праотца Авраама, начиная с Ицхака, — все они будут «пришельцами», живущими среди кнаанцев, филистимлян или египтян. Именно поэтому в предсказании говорится: «в земле не своей» — но не только «в Египте». А значит, срок в 400 лет исчисляется от рождения Ицхака и завершается исходом из рабства.

Шестьдесят лет из этого срока составили годы жизни Ицхака до рождения его сына, праотца Яакова (Берешит 25:26), а еще сто тридцать лет — годы жизни Яакова до его прихода в Египет (там же 47:9). И, следовательно, на пребывание в Египте приходится всего 210 лет (Раши, Берешит 15:13).

Но порабощение началось только после смерти всех двенадцати сыновей Яакова (Шмот 1:6). Последним из них, в возрасте 137 лет, умер Леви, родоначальник колена левитов и отец Кеата (там же 6:16). А от его смерти до Исхода миновало не более 116 лет, — это и был период египетского рабства (Сифтей хахамим, Шмот 6:16).

Пророк Моше (Моисей), который возглавлял евреев во время Исхода, был внуком Кеата.

Моше родился 7 Адара 2368 года /1392 г. до н.э./ в семье Амрама, сына Кеата, и его жены Йохевед.

В детстве он воспитывался во дворце фараона, но в возрасте 18-ти лет был вынужден бежать из Египта, так как вступился за еврея, которого жестоко избивал египтянин (Шмот 2:11).

Отправившись в странствия, Моше попал в страну Мидьян, где женился на дочке мидьянского жреца Итро.

Однажды, в 15 день весеннего месяца Нисана 2447 года /1313 г. до н.э./, Моше пас стадо в глубине Синайской пустыни. На склоне одной из гор он увидел куст ежевики, объятый пламенем, — он горел, но не сгорал. Затем Моше услышал голос — это было первое пророческое откровение, которого Моше был удостоен.

В этом пророчестве Всевышний дал Моше знать, что пришел срок вывести народ Израиля из Египта и возвратить его на землю праотцев (Шмот 3:7—8).

А затем Всевышний повелел: «Теперь Я посылаю тебя к фараону, и ты выведешь Мой народ, сынов Израиля, из Египта».

По дороге в Египет Моше встретил своего брата Аарона, вышедшего к нему на встречу.

Аарон [↑]

Особенную роль в Исходе из Египта, наряду с пророком Моше, сыграл его брат Аарон.

Аарон бен Амрам (אהרן; 2365—2487 гг. /1395—1273 гг. до н.э./) — великий пророк и праведник, первосвященник Шатра Откровения.

Родился в Египте, в семье Амрама.

Изучал основы Б-жественной мудрости под руководством отца, который был главой мудрецов своего поколения (Шмот раба 1:1, 1:13; Рамбам, Авода зара 1:3).

Около 2392 года /1368 г. до н.э/ умер его отец Амрам (Шмот 6:20; Седер адорот) — и еще сравнительно молодой Аарон стал одним из духовных лидеров поколения. В течение долгих десятилетий он пророчествовал, призывая сынов Израиля отбросить египетских истуканов и вернуться сердцем к Творцу Вселенной, — но его не желали слушать (Сефер аяшар, Шмот; Танхума, Шмот 27).

Тем временем гнет усиливался. Около 2435 года /1325 г. до н.э/ престарелый фараон заболел проказой, покрывшей его от макушки и до ступней. Жрецы сказали ему, что он излечится, только если будет ставить компрессы, приготовленные из крови маленького ребенка. По приказу фараона к нему стали доставлять еврейских детей из земли Гошен: жрецы зарезали в день по одному ребенку и изготовляли компрессы. Было убито триста семьдесят пять младенцев, но болезнь только прогрессировала, и от этого «метода лечения» пришлось отказаться (Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот).

В 2444 году /1316 г. до н.э/, после смерти старого фараона, воцарился его сын — двадцатилетний Адикам-Авуз, который был карликом. Он возобновил давний указ своего отца: если евреи не успевали изготовить необходимое количество кирпичей, то в стену замуровывали их детей (Сефер аяшар, Шмот; Моэд катан 18а; Седер адорот). Но Аарон укреплял дух евреев, пророчествуя о том, что в будущем Всевышний избавит их из рабства (Шмот раба 5:10).

В месяце Нисан 2447 года /1313 г. до н.э/ Аарон получил повеление Б-га отправиться в синайскую пустыню, где ему предстояло встретить своего брата Моше, с которым он расстался в раннем детстве (Шмот 4:27; Шмот раба 5:9; Танхума, Шмот 27).

Сойдясь в пустыне, у горы Синай, они обнялись и расцеловались после долгой разлуки. Вдвоем они возвратились в Гошен и объявили евреям, что вскоре Всевышний избавит их из рабства, — и народ охватила великая радость (Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 174).

Аарон и Моше предупреждают фараона [↑]

Затем Аарон и Моше пришли в столицу Египта, к дворцу фараона. Вход во дворец охраняли два могучих льва, которые разрывали всякого, кто пытался приблизиться, — и лишь те, кого вызывал к себе фараон, могли пройти вовнутрь в сопровождении жрецов-укротителей. Но Моше и Аарон беспрепятственно вошли во дворец, а львы побежали вслед за ними, ласкаясь, как собаки к своим хозяевам.

Так, в сопровождении резвящихся львов, они и вошли в приемный зал фараона. На вопрос перепуганного фараона Аарон, лицо которого светилось, как лик ангела, ответил: «Б-г евреев послал нас к тебе сказать: Отпусти Мой народ, и они будут служить Мне» (Сефер аяшар, Шмот).

А когда фараон потребовал доказательства того, что они посланники Б-га, Аарон бросил свой посох перед царем Египта и его жрецами — и посох превратился в крокодила.

По приказу фараона жрецы тоже бросили свои посохи, и их посохи тоже превратились в крокодилов. Однако крокодил, созданный из посоха Аарона, вновь превратился в посох и проглотил все их «посохи» (Шмот 7:9—12, Раши; Зоар 2, 28а).

Фараон, пораженный увиденным чудом, повелел принести к нему египетскую «Книгу богов» и стал искать в ней Имя Б-га евреев, чтобы узнать что-нибудь про Него — и не нашел.

И тогда он ответил Аарону и Моше: «Я не знаю Б-га, о котором вы говорили, и Его народ не отпущу!»

Аарон, говоривший от имени обоих братьев, пояснил: «Наш Б-г — Владыка владык, и Он повелел, чтобы ты отпустил Его народ! Мы уйдем на три дня в пустыню, чтобы служить ему. А если ты нас не отпустишь, Он разгневается на тебя и поразит Египет мором или мечом!»

Фараон спросил: «Расскажите мне, в чем Его сила и могущество?»

Аарон ответил: «Он сотворил небо и землю, человека и животных, птиц и рыб, Он дает жизнь и умерщвляет. Он создал тебя в утробе твоей матери, дал тебе жизнь, взрастил тебя и посадил тебя на престол Египта. И он заберет у тебя душу и возвратит твое тело в прах, ведь оно и состоит из праха».

Фараон разгневался и закричал: «Никто из богов этой земли не может сделать со мной подобного! Ведь я сам бог света и я сам себя сотворил!» — и он прогнал Аарона и Моше от себя (Сефер аяшар, Шмот).

10 Казней Египетских и ночь Исхода [↑]

Некоторое время спустя, следуя повелению Б-га, Аарон и Моше подошли к Нилу во время утреннего омовения фараона. Аарон предупредил фараона, что, если он не отпустит евреев служить Всевышнему, то вся вода в Ниле превратиться в кровь.

Фараон высокомерно отказался выполнить волю Б-га. Тогда Аарон поднял свой посох, ударил им по воде Нила, и на глазах у фараона и его слуг вода превратилась в кровь — и одновременно вся вода в Египте стала кровью.

Так начались Десять казней египетских — 10 наказаний, которым Всевышний подверг египтян и фараона за то, что они не хотели отпускать евреев. Превращение воды в кровь стало первой из череды этих испытаний.

Вплоть до последней казни поражения первенцев («макат бхорот») — фараон не хотел отпускать еврейский народ.

И только в полночь 15 Нисана, когда погибли первенцы в каждом египетском доме, перепуганный фараон сам взмолился Моше: «Встаньте и уходите от моего народа — и вы, и сыны Израиля» (Шмот 12:29—31, Раши).

В ту же ночь Аарон и Моше известили евреев о том, что разрешено покинуть страну.

И вот, наконец, утром 15 Нисана, сыны Израиля вышли из Египта — «свободные и бесстрашные» (Шмот 14:8, Раши).

Выход из Египта отмечается с тех пор каждый год во время праздника Песах.

Один из символов праздника Песах — маца и хамец — также связана с моментом Исхода: евреи вышли из Египта большой спешке, и тесто, из которого намеревались испечь хлеб, не успело закваситься. Поэтому во время праздника Песах евреи не едят квасное (хамец), но только пресный хлеб (маца).

По прямому пути оставалось всего несколько дней до Святой Земли, где когда-то жили их предки. Но Всевышний не повел их прямым путем…

Чудо Рассечения моря [↑]

Сделав небольшой крюк, евреи разбили лагерь на берегу моря Суф (Красное море). В это время фараон, изменив решение, послал армию вдогонку бывшим рабам.

Египтяне настигли евреев у Красного моря. Но Всевышний, совершив большое чудо и разделив море на части, спас еврейский народ.

На седьмой день после Исхода, 21-го Нисана евреи вошли в море и прошли по нему, как по суше. К утру они вышли на сушу и стали свидетелями страшной кары, обрушенной Всевышним на египтян.

Сказано: Встреча Израиля со Шхиной в Египте и на берегу Красного моря были как бы встречей жениха и невесты перед обручением. Само же обручение произошло в Шавуот во время Дарования Торы, см. ниже] (рабби Буним).

Выйдя на берег, евреи под предводительством Моше воспели Всевышнему Песнь — знаменитую песню Красного моря (Шират а-Ям). А среди женщин инициатором восхвалений Песни была Мирьям, сестра Моше и великая пророчица.

В Торе сказано: «Тогда запел Моше» (Шмот, 15,1). Что значит «тогда»? Тора объясняет нам, что Моше и весь Израиль испытывали страстное желание прославлять Всевышнего.

Чудо Рассечения моря было одновременно и глубоким пророческим откровением для всего народа. Говорят наши мудрецы, что когда евреи прошли через воды рассеченного моря и запели Песнь, «…пред ними предстал сам Всевышний в сопровождении своей свиты» и что «любой из находившихся там евреев увидел в этот час больше, чем величайшие пророки всех времен» (Зоар).

Ман (манна) — хлеб с неба [↑]

15 Ияра 2448 года народ Израиля пришли в пустыню Син. В этот день у них закончились запасы еды, взятые из Египта, и народ поднял ропот на Моше и Аарона.

И тогда сказал Б-г Моше: «Вот Я дождем ниспошлю вам хлеб с небес, и выйдет народ, и будет собирать ежедневно, сколько нужно на день в этот день… И будет в шестой день, и приготовят они то, что принесли, и окажется вдвое больше, чем собирали каждый день»(Шмот, 16:4—5)

«И сделали так сыны Израиля, и собирали — кто больше, кто меньше. И измерили омером, и у того, кто собирал много, не было лишнего, и не было недостатка у того, кто собирал мало. Каждый собрал столько, сколько надо для еды» .

Итак, из этих слов Торы мы видим следующее.

Ман выпадал в пустыне, и народ Израиля выходил собирать его каждый день.

Сколько бы не собрал человек, у него всегда была одна и та же порция, одинаковая для всех — один омер [около 2,5 литра].

Ман легко устаивался, но был очень питательной пищей. Кроме того, он обладал одной интересной особенностью: каждый чувствовал в нем вкус того продукта, какого ему хотелось.

Однако, ман не оставался на утро. Только в пятницу, перед Шабатом, выпадала двойная порция мана — одна на сегодня, вторая на Шабат.

Объясняют наши мудрецы, что идея выпадения мана кроется в нескольких причинах:

1. Потребление этой духовной пищи освобождало вас от забот по добыванию средств к существованию, помогало полнее постигать Тору и, кроме того, гарантировало вам особую мудрость и знания.

2. Б-г проверял вас: будете ли вы соблюдать заповеди, связанные с маном (например, не оставлять ничего на следующий день, не собирать его в Шабат?)

Кроме того, Он хотел узнать, хватит ли вам выдержки получать только дневную порцию (не будучи уверенными, выпадет ли ман завтра) и не жаловаться на эту противоестественную пищу? Так Он проверял нашу веру в Него.

Сорок лет учились евреи верить в то, что Б-г «даст день, даст и пищу». Для нас сегодня это значит: надо трудиться честно, сколько можешь, надо работать, чтобы прожить. Но там, где кончаются твои возможности, неожиданно является помощь свыше.

Такое отношение к жизни называется «битахон» — уверенность в помощи Б-га. Нельзя быть лентяем, бездельником. Но если ты сделал все, что в твоих силах и что должен сделать по закону, ты можешь рассчитывать на помощь свыше.

У горы Синай [↑]

В начале месяца Сиван народ Израиля, ведомый Моше, стал Станом у горы Хорев (Синай) — у той самой горы, где Моше увидел горящий куст и впервые пережил пророческое откровение.

Теперь пророческое откровение ожидал удостоиться весь народ: евреи готовились принять Тору и заключить нерушимый союз со Всевышним.

Это событие — Дарование Торы у горы Синай — произошло в 2448 году /1310 г. до н.э/, в субботу, и стало ключевой точкой отсчета не только истории еврейского народа, но и истории всех авраамических религий и всего остального мира.

Моше, Аарон и его сыновья взошли на гору Синай: сыновья остались у назначенного рубежа, затем остановился Аарон, а Моше поднялся к вершине, к огненному облаку, скрывавшему Шехину — Б-жественное присутствие (Шмот 24:9—11; Раши, Шмот 19:24; Сифтей хахамим, Шмот 24:4:5).

В этот день с горы Синай прозвучали Десять Речений, обращенных ко всему народу Израиля (Шмот 20:1—18).

Моше пробыл там сорок дней и ночей, получая от Всевышнего всю Тору со всеми законами.

Грех тельца [↑]

На сороковой день отсутствия Моше народ совершил страшную ошибку: не дождавшись возвращения Моше-рабейну, они изготовили золотого тельца.

Когда люди пировали и веселились вокруг тельца, в стан, наконец, вернулся Моше — и телец был им уничтожен.

Творец разгневался еврейский народ, Однако Моше взмолился Всевышнему, и еврейский народ был помилован. Моше снова взошел на гору и провел там вторые 40 дней.

10 Тишрея 2449 года /1311 г. до н.э/, когда Всевышний простил народ за грех с золотым тельцом, Моше спустился с горы Синай.

В тот же день Моше начал обучать Аарона и весь народ Торе, полученной им на горе от Б-га (Шмот 34:32, Раши). Это обучение проходило следующим образом: сначала Моше объяснял каждый закон Аарону. Затем приходили сыновья Аарона, и Моше повторял этот закон для них (в присутствии Аарона), а потом еще раз — для всех старейшин, и, наконец, четвертый раз — для всего народа. После этого Моше отходил, а Аарон еще раз обучал этому закону своих сыновей, старейшин и весь народ, — и так проходило изучение Торы изо дня в день (Эрувин 54б; Раши, Шмот 34:32).

Переносной Храм [↑]

На горе Синай Моше получил повеление для всего народа возвести Мишкан — Шатер Откровения. Мишкан был построен и освящен 23 Адара 2449 года, а 1 Нисана в нем начались служения. Все время странствий евреев по пустыне Шхина, раскрывавшаяся в Мишкане, не покидала их стан.

Аарон был избран Всевышним на роль первосвященника, стали все его потомки стали называться коэнами — священниками — и получили право служить Всевышнему в Иерусалимском Храме.

В течение сорока лет скитаний по синайской пустыне Аарон и его сыновья изо дня в день совершали служение в Шатре: приносили благодарственные и искупительные жертвы от всей общины, а также воскуряли благовония на золотом жертвеннике и возжигали огни Меноры (Шмот 30:7—8).

И вот, 20 Ияра 2449 года, после одиннадцати месяцев и двадцати дней проведенных у горы Синай, стан сынов Израиля отправился в путь (Бемидбар 10:11, Раши).

При переносе утвари Шатра Аарон сам руководил работой левитов из рода Кеата, указывая им: «Такой-то и такой-то понесут ковчег; такой-то и такой-то понесут золотой жертвенник» — и так в отношении каждого предмета из утвари Святилища (Бемидбар раба 6:11).

Грех разведчиков [↑]

В 2449 году еврейский народ подошел к границам Святой земли.

По настоянию народа, вперед были отправлены 12 разведчиков, чтобы «высмотреть» землю.

9 Ава 2449 года разведчики, вернувшиеся после обхода страны Кнаан, отговорили сынов Израиля вступать в эту землю. 10 из 12-ти разведчиков пугали своих соплеменников силой населяющих Кнаан племен, всячески порочили эту землю в глазах людей и заявляли, что евреям не удастся захватить ее. И только двое — Йеошуа бин Нун, ученик Моше, и Калев из колена Иуды — говорили обратное.

Напуганные евреи подняли плачь — ведь в их глазах весь поход к Святой Земле оказывался теперь бессмыслен.

Это событие вызвало гнев Всевышнего. 10 разведчиков были наказаны, а всему народу был вынесен приговор: кроме Йеошуа и Калева, никто из поколения Исхода (старше 21 года на момент Исхода) не войдет в землю Израиля.

Именно поэтому весь народ был обречен скитаться по пустыне еще 39 лет, пока не смениться все поколение.

А этот день — день 9 Ава — стал впоследствии одной из самых печальных дат еврейской истории.

Бунт Кораха [↑]

Вскоре поле греха разведчиков один из вождей левитов, Корах, поднял мятеж против Моше и Аарона (Бемидбар 16:1—3).

Корах говорил: «У моего деда Кеата было четыре сына: Амрам, Ицхар, Хеврон и Узиэль. Два сына его первенца Амрама обрели величие: первый, Аарон, удостоился стать первосвященником, а другой, Моше, — царем. Но было бы справедливо, если бы вторую роль получил я, сын Ицхара, второго по старшинству после Амрама» (Танхума, Корах 1; Бемидбар раба 18:2; Раши, Бемидбар 16:1).

И вот, Корах и его двести пятьдесят сторонников, среди которых были многие главы народа, окружили Моше и Аарона, упрекая их: «Полно вам! Слишком много власти и величия вы взяли себе! Но ведь все сыны Израиля святы, и среди них Б-г! Так почему же вы возноситесь над народом Б-га» (Бемидбар 16:3, Раши).

И тогда Моше предложил Кораху и его сообщникам испытание: на следующее утро они должны были вместе с Аароном совершить воскурение благовоний — служение, которое обычно выполнял только первосвященник. «Завтра утром, — сказал мятежникам Моше, — Б-г известит, кто Его и кто свят, и кого Он изберет, того приблизит к себе». (Бемидбар 16:5—11, 16—17).

На утро Аарон встал у входа в Шатер Откровения рядом с Корахом и его сообщниками — и у каждого в руках был совок с благовониями (там же 16:18—19). Но как только мятежники стали совершать воскурения, огонь, вышедший с Небес, уничтожил их (там же 16:35).

А на следующий день сыны Израиля вновь возроптали на Моше и Аарона, утверждая: «Вы умертвили народ Б-га!» — их обвиняли в том, что они сознательно содействовали гибели двухсот пятидесяти вождей общины, предложив им воскурять благовония (там же 17:6, Рашбам и Рамбан). Люди говорили Моше и Аарону: «Разве гибель вождей доказывает, что Всевышним избрано колено Леви, а Аарон избран первосвященником? Может быть, вы сожгли приносящих воскурения силой своей молитвы или с помощью тайной мудрости, которая вам известна?!» (Ибн Эзра, Бемидбар 17:6).

Среди народа начался губительный мор. И лишь когда Аарон с совком воскурений побежал в гущу народа, «встав между умершими и живыми», мор прекратился (Бемидбар 17:12—13).

После мора, в котором погибло четырнадцать тысяч семьсот человек, Всевышний повелел положить в Шатре Откровения 12 посохов от вождя каждого колена, причем от колена Леви был выбран посох Аарона. На следующий день посох, на котором было начертано имя Аарон расцвел на нем распустились цветы и созрели плоды миндаля (Бемидбар 17:16—24).

Благодаря этому испытанию сыны Израиля убедились, что не только Аарон избран Б-гом для служения первосвященника, но и всё колено Леви избрано для службы при Шатре Откровения (Рамбан, Бемидбар 17:6, 17:17).

Смерть Мирьям и грех со скалой [↑]

На сороковой год скитаний по пустыне, в первый день месяца Нисан 2487 года /1273 г. до н.э./, сыны Израиля разбили стан в Кадеше, в пустыне Цин, недалеко от границ Эдома.

На десятый день этого месяца умерла сестра Аарона, Мирьям.

После ее смерти исчез источник воды, который сопровождал евреев во время их странствий по пустыне и дававший им воду на каждой стоянке (Таргум Йонатан, Бемидбар 20:29; Седер олам раба 9).

В один из дней траура по Мирьям люди, изнывающие в пустыне от жажды, окружили Моше и Аарона, упрекая их: «Зачем вы привели общину Б-га в эту пустыню?! Чтобы умереть тут нам и скоту нашему? И зачем вы нас вывели из Египта? Чтобы привести в это гиблое место, лишенное злаков и смоковниц, винограда и гранатов? Да и воды нет для питья!»

Б-г повелел Моше взять посох Аарон и обратиться к скале, чтобы словом извлечь из нее воду для сынов Израиля. Аарон и Моше вновь вышли к народу, и Моше произнес: «Слушайте-ка вы, бунтари! Не из этой ли скалы мы извлечем для вас воду?!» — и он дважды ударил посохом по скале, из которой хлынули обильные потоки воды (Бемидбар 20:7—11, Рашбам и Хизкуни).

И тогда Всевышний сказал Аарону и Моше: «За то, что вы не поверили Мне и не освятили Меня на глазах сынов Израиля, вы не введете эту общину в землю, которую Я даю им» (Бемидбар 20:12). Они были сурово наказаны за то, что Моше не ограничился только словом, а ударил по скале. Ведь, если бы они обратились к скале, и полилась вода, то Имя Всевышнего было освящено на глазах у всего народа, и люди стали бы говорить: «Если уж скала, лишенная слуха и речи, выполняет повеление Б-га, таки и нам, тем более, следует выполнять!» (Мидраш-Агада 67; Раши, Бемидбар 20:11—12). А посох Аарона следовало взять не для того, чтобы бить им по скале, но чтобы напомнить сынам Израиля о прошлых мятежах, а также о чудесах, которые были для них совершены (Рашбам, Бемидбар 20:8).

Согласно другому объяснению, Моше и Аарон были наказаны за слова «Не из этой ли скалы мы извлечем для вас воду?!» — но следовало сказать: «…Б-г извлечет для вас воду». Ведь из-за их слов народ мог ошибочно заключить, будто чудо было совершено силой магического искусства, а не Всевышним (р. Хананель, см. Рамбан, Бемидбар 20:8—13; Шломей Нахум, с. 450).

Смерть Аарона [↑]

Спустя три месяца сыны Израиля перешли из Кадеша к горе Ор, также расположенной у рубежей Эдома (Бемидбар 20:22; Седер адорот).

1 Ава 2487 года Аарон поднялся на гору в сопровождении Моше и сына Элазара. На вершине горы он был призван в Небесную Ешиву — ему было сто двадцать три года (Бемидбар 33:38—39; Ягель либейну).

Как и праотцы, Авраам, Ицхак и Яаков, он умер особой смертью, которую знатоки сокровенного учения называют «поцелуем Шехины», — тела людей, умерших подобной смертью, неподвластны посмертному разложению (Бава батра 17а, Раши; Дерех эрец зута 1).

В момент его смерти исчезли облака Шехины, окружавшие стан и защищавшие народ Израиля в течение сорокалетних странствий по пустыне (Таргум Йонатан, Бемидбар 20:29; Седер олам раба 9).

Выводить материалы