Темы: Песах, Галут, Пасхальный седер, Рав Натан Агрес, 4 бокала, Исход из Египта
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВажная часть праздничного обряда в Пасхальную ночь — выпить четыре бокала вина. Как я слышал, каждый бокал соответствует одному из четырех обещаний, данных Всевышним пророку Моше в связи с избавлением из Египта (Шмот, 6, 6-7): «Поэтому скажи сынам Израиля (от Моего имени): Я — Г-сподь, и выведу вас из-под гнета египетского, и спасу вас от их порабощения, и избавлю вас мышцею простертой и великими знамениями, и возьму вас себе в народ, и буду вам Всесильным, и познаете, что Я — Г-сподь Всесильный ваш, выводящий вас из-под гнета египетского».
У меня возникло несколько вопросов:
В чем именно заключались эти четыре обещания, и вообще почему избавление делится как бы на четыре части, ведь на первый взгляд исход из Египта — это один единый процесс, зачем же разбивать его на составляющие? И еще, если все-таки придавать значение отдельным обещаниям, почему мы останавливаемся на четырех бокалах? Ведь Всевышний продолжает (там же, 8): «И приведу вас в землю, которую поклялся Я дать Аврааму, Ицхаку и Яакову, и дам ее вам в наследие, Я, Г-сподь». Т. е. Б-г не только вывел нас из Египта, но и пообещал дать нам в удел Землю Израиля, так почему же не выпивают пятый бокал по этому поводу?
Заранее большое спасибо, Биньямин
Уважаемый Биньямин, большое спасибо за Ваши вопросы! Очень важно как следует в них разобраться, поскольку в этом кроется истинное понимание как самого изгнания в Египет, так и избавления из него.
Действительно, мудрецы постановили выпить четыре бокала вина в Пасхальный Седер в соответствии с четырьмя обещаниями об исходе из Египта (Иерусалимский Талмуд, трактат Псахим, 10:1). Однако это не просто четыре обещания, а четыре последовательных этапа, из которых состояло избавление!
Приведем здесь фундаментальное толкование «Кли Якар»[1], сопоставляющее эти четыре этапа с четырьмя составляющими изгнания, о которых Всевышний заведомо сообщил нашему праотцу Аврааму во время заключения с ним союза[2] о даровании Земли Израиля.
Вот слова Творца Аврааму (Берешит, 15:13): «И сказал [Всевышний] Авраму: “Знай же, что пришельцем будет семя твое в земле чужой, и поработят их и будут угнетать четыреста лет[3]” — это сообщение о будущем изгнании делится на четыре части:
1. “Пришельцем будет семя твое”
2. “В земле чужой”
Изгнание из Обетованной Земли включает в себя два аспекта: во-первых, сам факт изгнания и состояния пришельцев. А во-вторых, отдаление от Святой Земли — дворца Всевышнего, где Его Слава и Присутствие раскрываются особенно явно, другими словами — в каком-то смысле отдаление от самого Творца, как говорят наши мудрецы (Ктубот, 110б): “Тот, кто проживает вне Земли Израиля, подобен тому, у кого нет [истинного] Б-га[4]".
3. Порабощение
4. Непосильный гнёт и страдания
Так и произошло на самом деле и именно в этой последовательности!
На первом этапе семья Яакова, состоящая из 70 человек, спустилась в Египет, превратившись в пришельцев в чужой земле (Шмот, 1, 1-6). Затем последовало невероятное размножение народа, пока не “наполнили они всю землю Египетскую” (там же, 1:7). Мудрецы указывают, что этими словами Тора намекает на духовный упадок нового поколения, родившегося в Египте. Вместо того, чтобы отгородится от египтян в земле Гошен, предоставленной семье Яакова для проживания, евреи отошли от веры отцов и наполнили Египет, желая вырваться за пределы тесного гетто и приобщиться к “великой египетской культуре и просвещению” (Маариль Дискин на нач. книги Шмот). Реакция египтян не заставила себя ждать: фараон начал проводить различные репрессии, направленные на уменьшение численности пришельцев, что в конечном итоге привело к полному порабощению всего народа, а впоследствии и к неимоверному гнету и истязаниям их душ и тела (Шмот, там же).
Соответственно этим этапам порабощения, и избавление происходило постепенно, шаг за шагом — от тяжелого к легкому.
1. “И выведу вас из-под гнета египетского” — начиная с первой из десяти казней — превращения вод Нила в кровь — египтяне уже боялись угнетать евреев, хотя и продолжали их эксплуатировать.
2. “И спасу вас от их порабощения” — с продолжением казней порабощение было полностью прекращено. Устная Тора сообщает, что это произошло 1 числа месяца Тишрей, в еврейское Новогодие[5], и хотя формально евреи все еще считались имуществом фараона, реально никто не заставлял их работать.
3. “И избавлювас мышцею простертой и великими знамениями” — это непосредственно этап исхода, когда евреи перестали быть пришельцами в чужой стране, освободившись также от формального рабства у фараона. Рабейну Бхае, Ор а-Хаим и др. подчеркивают, что этот этап также включал в себя гибель фараона и его войска в водах Тростникового моря, о чём намекают слова “мышцею простертой и великими знамениями”, поскольку всё время, что жестокие эксплуататоры оставались в живых, евреев не оставляло опасение, что они могут передумать и силой вернуть их в свое рабство.
4. “И возьму вас себе в народ, и буду вам Всесильным, и познаете, что Я — Г-сподь Всесильный ваш, выводящий вас из-под гнета египетского” — в противовес отдалению от Всевышнего, произошедшему вследствие проживания в духовно нечистом Египте, целью исхода было вернуть народ на пьедестал их отцов, создать тесную душевную связь со Всевышним. Ибн Эзра, Ор а-Хаим и др. поясняют, что слова “И возьму вас себе в народ, и буду вам Всесильным” намекают на Синайское Откровение, в ходе которого евреи приняли Тору Творца и полностью посвятили себя служению Ему.
В свете этого объясняет «Кли Якар” слова Всевышнего, адресованные Моше в самом начале его избавительной миссии (Шмот, 3:14): «И еще сказал Всесильный Моше: так скажи сынам Израиля — Всесильный отцов ваших, Всесильный Авраама, Всесильный Ицхака и Всесильный Яакова послал меня к вам…". Спрашивается, почему Творец олицетворяет Себя сначала со всеми праотцами, вместе взятыми, а потом с каждым из них в отдельности, разве недостаточно было упомянуть только одно из двух?
Объясняет “Кли Якар”, что четыре упоминания Имени Всесильного также соответствуют четырем вышеупомянутым этапам избавления.
1. От изгнания и состояния пришельцев евреи будут избавлены в заслугу Авраама, который полноценно исполнил приказ Творца (Берешит, 12:1): “Иди себе из страны твоей, и из родины твоей, и из дома отца твоего”. Авраам оставил позади все, что было ему дорого и любимо, и пошел вслед за зовом Творца, превратившись в пришельца среди чужих, поэтому и его потомки будут избавлены от этой судьбы в его заслугу.
2. От порабощения, т. е. служения фараону, евреи будут избавлены в заслугу Ицхака, который сам был посвящен в жертву Всевышнему, а жертвоприношения, как известно, называются служением Творцу (авода), поскольку именно посредством жертв проявляется факт нашего порабощения Всевышнему, ведь один из центральных аспектов жертвы — готовность человека отдать все свои жизненные силы ради Всевышнего.
3. От гнёта и страданий народ будет избавлен в заслугу Яакова, вся жизнь которого представляла собой вереницу страданий и гонений, сначала от его родного брата Эсава, затем от тестя — Лавана, не говоря о том, что случилось с его дочерью Диной, и о продаже любимого сына Йосефа, которого он не видел в течение 22 лет!
4. Но хотя каждый из праотцов служил Всевышнему в присущей только ему индивидуальной форме, результат — приобщение к Творцу — был один, все они достигли колоссальных высот и духовного совершенства. Поэтому четвертый этап избавления — “и возьму вас себе в народ, и буду вам Всесильным” — евреи получили в заслугу всех трех праотцов вместе взятых: “Всесильный отцов ваших послал меня…".
А теперь перейдем ко второй части Вашего вопроса: почему мы не выделяем пятого этапа избавления, как сказано (Шмот, 6:8): “И приведу вас в землю, которую поклялся Я дать Аврааму Ицхаку и Яакову, и дам ее вам в наследие, Я, Г-сподь”, где говорится о возврате в Обетованную Землю, подаренную праотцам, и не пьём еще одного бокала вина по этому поводу?[6]
Суть дела состоит в том, что в отличие от первых четырех, последний, пятый этап еще никогда не был полноценно реализован![7]
Согласно “изначальному плану”, вход в Землю Израиля должен был произойти под руководством Моше и соответствовать его высочайшему духовному уровню, обязывающему особую причастность Всевышнего к происходящему и проявление Его могущества. Если бы этот план был реализован, вторжение в Обетованную Землю сопровождалось бы сверхъестественными чудесами, до такой степени, что евреям не пришлось бы прибегать к использованию оружия. Этот план включал в себя также строительство Храма под руководством Моше, что привело бы к раскрытию Славы Творца на земле и конечному исправлению всего мира!..[8]
Однако грехи народа на пути к Земле Израиля (грех золотого тельца, грех разведчиков и др.) привели к снижению его духовного уровня и ослаблению связи с Творцом[9], поэтому захват на уровне Моше стал для них недосягаемой вершиной. Как верный пастырь Моше не хотел оставлять свое стадо и вместе с ним умер за пределами Святой Земли. Долгожданный захват происходил под руководством ученика и преемника Моше — Йеошуа бин Нуна. И хотя его вторжение также сопровождалось большими чудесами (как описано в книге Йеошуа), это был уже совершенно другой уровень, а как следствие, и само унаследование земли было неполноценным. Как мы знаем, народ не смог надолго удержаться в стране: сначала последовало 70-летнее вавилонское изгнание, а затем — римское, продолжающееся и по сей день.
Поэтому-то еще не пришло время отпраздновать пятый этап исхода над бокалом вина, служащим символом полного избавления[10], как сказано в Псалмах царя Давида (116:12): “Бокал избавления вознесу я и провозглашу Имя Г-спода [даровавшего мне это спасение]".
Однако с приходом Машиаха воплотится в жизнь и этот последний этап нашего избавления. Поэтому существует древний обычай наливать в Пасхальную ночь еще один бокал (его наполняют под конец Седера, но не пьют в эту ночь), называемый бокалом пророка Элияу. Именно Элияу возвестит нам о приходе Машиаха, и тогда настанет время выпить и этот бокал в знак конечного и полноценного избавления!
С уважением, Натан Агрес
[1] На Шмот (6:6). Подобным образом объясняют также “Ор а-Хаим”, “Аамек Давар” (там же) и Маараль из Праги (“Гвурот Ашем”, гл. 30).
[2] Называемый Брит бейн а-бетарим, буквально — “Союз между частями”, поскольку для заключения союза было необходимо пройти между разделенными надвое тушами животных (Берешит, гл. 15). Этот акт имеет глубокий смысл и намекает на будущие события, но его рассмотрение выходит за рамки этого ответа.
[3] Как поясняет Рамбан, 400 лет — это период, на протяжении которого произойдут эти несчастья, но это не значит, что каждая из составляющих изгнания продлится 400 лет. Так, реально евреи пребывали в Египте только 210 лет, а находились в рабстве еще меньше, причем самые страшные, последние годы гнёта и страданий составляют 86 лет. В свою очередь 400 лет отсчитываются от рождения сына Авраама — Ицхака, т. к. с этого момента семя Авраама (сам Ицхак) ощущал себя пришельцем и чужаком, и хотя он не покидал пределов Земли Израиля, всё же он не имел там постоянного места жительства и был притесняем филистимлянами и др.
[4] Конечно же нельзя понимать эти слова буквально, ведь нет сомнения в том, что Всевышний пребывает везде! Но имеется в виду форма раскрытия Высшего Провидения — в Земле Израиля оно раскрывается более явно и как бы непосредственно от Первоисточника, подобно царю, пребывающему в своем дворце, в то время, как за пределами Святой Земли само проявление Всевышнего происходит опосредованно, как царское управление отдаленными регионами, осуществляемое посредством его служителей и министров (но в отличие от примера, реально только сам Всевышний решает и контролирует все происходящее).
[5] Тогда как конечный исход из Египта последовал только полгода спустя — 15 Нисана.
[6] На самом деле здесь следует оговориться… По мнению ранних законодателей [рабейну Хананеля, Рифа (на Псахим, 118а) и Рамбама (законы Мацы, 8:10)], помимо четырех первых бокалов, действительно есть еще и пятый! И как поясняет Раавад (рабби Авраам бен Давид) в своих примечаниях к кодексу Рифа, этот бокал соответствует последнему пятому этапу — унаследованию Земли Израиля. Мнение этих мудрецов основывается на их версии Талмуда (трактат Псахим, 118а). Однако по версии Раши и др. пятый бокал там не упоминается, поэтому на практике уже издревле был принят закон не пить более четырех бокалов.
Важно отметить, что и по второму мнению статус пятого бокала всё же отличается от первых четырех: в то время как четыре бокала являются строгой обязанностью каждого, пятый бокал пить не обязательно! А только если есть желание исполнить заповедь в самой полноценной форме, или же (по другому мнению) — если хочется выпить еще один бокал вина, следует сделать это определенным образом, сказав над ним хвалебный псалом (см. Риф и Ран там).
[7] См. подробнее в комментариях “Ор а-Хаим” (на Шмот, 6:7).
[8] См. «Ор а-Хаим” на книгу Бемидбар (20:8).
[9] Важно отдавать себе отчет в том, что когда мы говорим о поколении, прошедшем через все чудеса исхода и принявшем Тору у горы Синай, у нас нет никакой возможности адекватно судить и измерять их поступки. Ясно одно: даже после всех их падений и ошибок они все еще находились на высочайшей ступени святости и постижения, до которой нам не дано добраться, и только в силу того, что сама Тора предъявляет претензии к ним, мы тоже говорим об их недостатках с целью извлечь урок для себя и не повторять их ошибок, релевантных для нас согласно нашему пониманию.
[10] И хотя на протяжении истории наш народ неоднократно возвращался в состояние пришельцев в чужой земле, а также подвергался тяжкому гнёту и эксплуатации, подобно тому, как было в Египте, почему же, тем не менее, мы пьём три первых бокала в знак освобождения оттуда?
Есть здесь существенная разница!
Все этапы египетского рабства были предельно необходимы для очищения душ народа и его подготовки к служению Всевышнему. Другими словами, именно пребывание в состоянии рабства и угнетения породило в конечном итоге те душевные качества, которые были необходимы для получения Торы и избрания народа в лигу Всевышнего. А поскольку четвертый этап: «И возьму вас себе в народ, и буду вам Всесильным” — стал вечным и бесповоротным достоянием Израиля, даровавшим ему духовную свободу и стойкость духа не преклоняться ни перед кем, кроме Творца, соответственно и предшествующие этапы, необходимые для достижения этого уровня, также считаются реализованными полноценно.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
«И расскажи своему сыну» об Исходе за праздничным Седером
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Овадья Климовский
В чём заключается смысл десяти казней?
Рав Хаим Суницкий
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его