Темы: Песах, Рабство, Агада, Рав Яков Шуб, Египетское рабство, Исход из Египта
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Как евреи, привыкшие за 210 лет чувствовать себя рабами, смогли освободиться от этого чувства? Ведь, например, не все освобожденные впоследствии народы, как мне кажется, смогли освободиться от чувства рабства? Спасибо, N.
Уважаемая N.,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Он на самом деле касается одного из основных принципов Пасхальной Агады.
Начиная отвечать на четыре вопроса, которые по традиции задает ребенок, мы говорим: «Рабами были мы у фараона в Египте». И это не просто упоминание исторических событий. Имеется в виду качество рабства. Т.е. мы были рабами «у фараона» — наиболее жестокого и коварного тирана того времени. И мы были рабами «в Египте» — с одной стороны, страны, максимально погруженной в разврат, идолопоклонство и другие разновидности «тумы» — духовной нечистоты, с другой стороны, страны на то время наиболее развитой и прогрессивной в экономическом и культурном плане.
Как ни странно, последний факт не помешал египтянам использовать еврейских детей в качестве кирпичей для строительства. К сожалению, в этом аспекте история еврейского народа не раз повторялась. Как известно, многие идеологи и практики «решения еврейского вопроса» в нацистской Германии обладали учеными степенями.
У евреев не было никакой возможности естественным образом вырваться оттуда. Они настолько были погружены в «туму» Египта, что самостоятельно ничего не могли бы сделать для собственного спасения.
Затем Пасхальная Агада продолжает: «И вывел Всевышний, Б-г наш, нас оттуда рукою сильной и мышцей простертой. И если бы Святой, Благословен Он, не вывел наших предков из Египта, то мы с детьми и внуками нашими были бы порабощены фараоном в Египте». Т.е. Всевышний вынужден был «Собственноручно» вмешаться, чтобы вырвать евреев из рабства в свободу, и без Его вмешательства это было невозможно. Как сказано в продолжении: «Я, а не ангел, Я, а не серафим, Я, а не посланец; “Я Г-сподь…” — это Я, а не другой».
Получается, что выход из Египта был не только освобождением из рабства, но и выражением особого отношения Всевышнего к еврейскому народу.
Теперь обратимся к словам Маараля из Праги (Гвурат а-Шем, гл.52), где он объясняет следующие слова Агады: «И не только отцов наших избавил Всевышний из Египта, но и нас избавил вместе с ними».
Маараль приводит пример: один человек спас другого от смерти, а после этого у спасенного родились дети, внуки и т.д. Хотя несомненно, что они появились на свет в результате того, что их отец был спасен от смерти, мы не можем сказать, что спаситель спас также и их. А при выходе из Египта Всевышний избавил весь еврейский народ (клаль Исраэль), который включает в себя как поколение, вышедшее из Египта, так и все последующие поколения.
Далее Маараль задается вопросом: в чем «на практике» разница — избавил Всевышний только одно поколение или также и все последующие? И отвечает: если бы избавлено было только одно поколение, его потомство могло бы снова подпасть под влияние Египта, а теперь это исключено.
Получается, что выход из Египта не был просто национально-освободительной войной или политическим самоутверждением определенного народа, что не раз происходило на протяжении человеческой истории. Это было сверхъестественное вмешательство Всевышнего, в результате которого был создан еврейский народ (клаль Исраэль). И поскольку Всевышний «Собственноручно» занимался этим, то вопреки природе вещей Он также позаботился и о том, чтобы избавить евреев от рабского мышления и от возможности в будущем подпасть под влияние нечистоты Египта.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель.
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как понимать странные, на первый взгляд, высказывания мудрецов Талмуда? В них, оказывается, зашифрованы тайны Торы...
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Агада — часть Торы, привлекающая человека к Торе, философия пути, указанного Торой
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
«И расскажи своему сыну» об Исходе за праздничным Седером
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.