Темы: Египет, Фараон, Уважение, Почитание родителей, Добро и Зло, Исход из Египта, Пустыня
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые раввины. Как практически уважать пожилое или прошлое поколение, если они хотят в прошлое, кто в коммунизм, кто просто стать молодым и снова здоровым? Но в данный момент времени это невозможно без «машины времени», только в мечтах и телевизоре, но не в реальности. Получалось ли у молодежи, рожденной в пустыне после выхода из Египта, почитать отца и мать, которые стремились снова вернуться в Египет, вернуть молодость?.. Сергей
Здравствуйте, Сергей!
Вы задаете очень хороший вопрос.
Действительно, если обобщить: как уважать родителей, если их взгляды и устремления представляются нам неправильными? Ведь уважать кого-то — значит, считать его достойным восхищения и подражания, ставить в пример, не так ли?
Заботиться
Давайте посмотрим, что говорят об этом мудрецы (Кидушин 31 б): «Что значит уважать родителей? — Кормить, поить, одевать, прикрывать, выводить, приводить».
То есть, оказывать всяческую физическую помощь, когда она нужна. Заботиться.
Ибо суть этой заповеди, как объясняет Сефер а-Хинух (33), — благодарность. Родители дали тебе жизнь в этом мире и всё, что для неё необходимо. Когда ты был маленьким и не мог о себе позаботиться, они о тебе заботились: кормили тебя, поили, одевали и водили, куда надо. Вот и ты, когда родителям надо будет, позаботься о них, воздай добром за добро.
Таким образом, речь идет об элементарной благодарности человеку и готовности проявить к нему милосердие. Он тебе как-то помог — помоги и ты ему. И какая при этом разница, что он думает о Сталине или фараоне?
Ведь, если начать разбираться, практически ни с кем из окружающих у человека взгляды полностью не совпадают. Сколько людей, столько и мнений. И одна из типичных человеческих склонностей — думать, что «там лучше, где нас нет». Либо в пространстве, либо во времени.
В другой стране лучше! Например, в Америке или еще где-нибудь на Западе. Там цивилизация и богатство! Или на Востоке, там духовность! В другом городе лучше, например, в столице. Или в другом районе того же города. Например, в центре: там кипит жизнь, ты в центре событий, широкие возможности. Или, наоборот, в провинции или за городом, на лоне природы, на чистом воздухе, без городской суеты. В другую эпоху лучше! Например, раньше: тогда были великие люди, богатыри — не вы, великая мудрость или культура, сейчас такого уже нет. Или, наоборот, в светлом будущем: тогда будет прогресс и новые технологии, которых сейчас еще нет. Тогда сможем полететь на Марс!
Корень всего этого один: в реальной жизни здесь и сейчас у человека существуют конкретные проблемы, которые его тяготят и от которых он хотел бы избавиться. А там, где его нет, он проблем не ощущает (даже если раньше там был и ощущал, теперь уже не ощущает, и память о них выветрилась), а фасад издалека может по разным причинам смотреться хорошо. Вот ему и кажется, что там лучше, вот бы туда! Хотя на самом деле это мираж, в другом месте либо те же проблемы и недостатки, либо другие, идеала нет.
Но все мы такие: кто ностальгирует конкретно по СССР или Египту, а кто мечтает рвануть в Америку или куда-то на Восток, или в будущее.
В любом случае, это не единственный тип существующих заблуждений, а также не единственный предмет возможных разногласий между людьми. Полностью, как сказано, наши взгляды ни с чьими не совпадают. А «отцы и дети» — особая известная тема. И что же, из-за этого невозможно испытывать благодарность и помогать? Конечно, можно и нужно.
А вот Вам такой интересный пример: по словам мудрецов (Мидраш Берешит Рабба 65:16, 76:2), особенно отличился в почитании отца… Эйсав! Брат Яакова, который в целом был нечестивым и своим поведением немало огорчал родителей, Ицхака и Ривку (Берешит 26:35). И, тем не менее, мудрецы говорят, что заповедь уважения к родителям он выполнял чуть ли не лучше всех в мире! Потому что годами обслуживал отца, подавал ему еду. Относясь к этому серьезно, облачаясь в особые одежды. Это и есть «уважать отца», и это можно делать, даже когда стремления и взгляды на жизнь расходятся.
Однако остается вопрос: помогать и ухаживать — дело, конечно, хорошее, но почему же именно так определяется Торой уважение? Ведь не таково простое значение этого слова в нашем понимании.
Есть, кстати, и другая заповедь: бояться родителей (Ваикра 19:3). Что это значит? Бояться в прямом смысле? Почему? Родители же меня любят, что они мне сделают? А если они уже немощные?
Отвечает тот же Сефер а-Хинух (212): на практике эта заповедь тоже означает обращаться с родителями уважительно. Только «уважать» — это совершать определенные действия: заботиться, кормить, одевать. А «бояться» — это воздерживаться от определенных действий: не сидеть на месте отца, не противоречить ему, вставать, когда он входит.
Не противоречить? Это уже кажется другой крайностью. А если у меня иное мнение, нельзя его высказывать?
Что же такое уважение?
Придавать вес
Похоже, что мы слишком привыкли к общепринятому пониманию «уважения», но теперь придется вспомнить его строгое значение.
На еврейском языке «уважать» — лэхабэд (לכבד) — одного корня со словом кавед (כבד) — «тяжелый». То есть уважать — значит, придавать вес.
Ведь и на русском языке «уважать» — от слова «важный». А это что значит? Всегда правый во всем? С ним необходимо соглашаться и нельзя ему возражать?
Нет, необязательно. Важный — означает весомый. Тяжеловес. Его трудно сдвинуть с места, с его позиции. С ним надо считаться — нельзя просто пройти мимо него или прямо там, где он стоит, столкнув его с пути.
Например, Б-г говорит Моше (Шмот 7:14): кавед лев паро — «Тяжело сердце фараона». Здесь «сердце» означает его настрой, настроение. Фараон настроен на то, чтобы не отпускать евреев, и его трудно сдвинуть с этой позиции.
В противоположность этому неважный и незначительный человек — легковесный, его легко сдвинуть с места. Его можно отставить в сторону и проигнорировать, пройти мимо своей дорогой.
Уважать кого-то — значит, придавать ему вес и значение, признавать, что его просто так не отставишь, что его мнение — или его нужды — важны. Я не могу просто продолжать идти своей дорогой — он «сидит у меня на пути», и я должен остановиться и позаботиться о нем.
Поэтому уважать родителей — придавать вес их нуждам и заботиться о них. А не отмахиваться, мол, мне некогда, я тороплюсь по своим важным делам. Ведь и у родителей были важные дела, а они о тебе заботились. Хотя тогда, будучи младенцем и ребенком, ты не был важным человеком, для них ты был важен, ради заботы о тебе они оставляли или прерывали свои важные дела. И ты изволь придавать важность заботе о них.
(Есть, кстати, еще одно выражение: лэхабэд эт а-байт — буквально «уважать дом», то есть подметать. Потому что это нужно дому. Позаботиться о том, что нужно другому).
Ну, и с места тоже не следует сталкивать уважаемого человека, и не следует сидеть на его месте. Во всех смыслах.
Важный, значимый человек сидит на своем месте и, занимая свою позицию по разным вопросам, говорит то, что считает нужным, и его слушают. Не обязательно соглашаются, но дают ему высказаться и обозначить позицию. А человека незначительного могут согнать с его места или не пустить на него, заткнуть рот и не дать высказать свою позицию.
Поэтому, если уважаешь человека, не сиди на его месте и не противоречь ему таким образом, что у него возникнет чувство, что ему и сказать не дают, не слушают его, не придают значения его словам, не считаются с его позицией. Соглашаться с ним и разделять все его взгляды ты не обязан, но изволь не затыкать ему рот и не перебивать, выслушай.
Оберегать от дискомфорта
Кого еще Б-г велел уважать?
Того же фараона! Посылая к нему Моше с миссией убедить его отпустить евреев, Б-г сказал, что, несмотря на все, к фараону надо проявлять уважение, потому что он царь (Мидраш Шмот Рабба 7:3, приводится в комментарии Раши к Шмот 7:13).
Но фараона-то как можно уважать? С его взглядами и действиями уж точно никак нельзя согласиться, тем более — восхищаться ими и ставить в пример. Кормить и одевать его в данной ситуации тоже было не нужно. Более того, ему надо было противодействовать! В чем же заключалось уважение?
Мудрецы объясняют: например, угрожая ему от имени Б-га, следует говорить не напрямую: «А то Б-г тебя поразит», а «обтекаемо»: «А то Б-г нас поразит», хотя имеется в виду сам фараон (Раши к Шмот 5:3). Аналогично, не предсказывать напрямую: «И спустишься ты ко мне, и падешь ниц передо мной», а «и спустятся все твои слуги, и падут ниц» (там же 11:8).
Похоже, фараон обладает определенной «неприкосновенностью», если не на практике, то, по крайней мере, на словах; его нельзя «трогать».
Потому, что он важный. Нет, он не прав. Но он весом, значим. Его нельзя просто так сдвинуть с места — или стереть с лица земли, ликвидировав на месте. Поэтому даже приближаться к его месту и задевать его нельзя, хотя бы на словах. С ним надо обращаться обходительно. Это тоже часть значимости и основательности его места и позиции — вокруг нее как бы «защитная оболочка», «крепостные стены». Нельзя просто так вторгаться в его пространство, нарушать покой, создавать дискомфорт, мешать жить. Даже если в какой-то мере приходится, то мягко, «в перчатках», не совсем напрямую, сохраняя некоторую оболочку. С незначительными людьми можно «не церемониться», а с ним так нельзя.
А если важный и весомый человек сдвинется сам, его трудно остановить — сила его инерции велика. Поэтому, если хочешь дать человеку ощутить себя значимым и не создавать ему дискомфорта, не преграждай ему бесцеремонно путь, по возможности где-то сдвинься с места сам — уступи. Дай ему ощущение свободы действия и простора; чувство, что его «оболочка» перемещается вместе с ним и другие перед ней «расступаются». Опять же, не обязательно поступаться своей позицией — принципом и мнением — но можно, по крайней мере, сдвинуться физически: вошел важный человек — встань. Да и мнение свое во многих случаях можно держать при себе или не высказывать, пока не спросят, а если и высказать, то вежливо — «обтекаемо», не напрямую.
Когда еврейский народ странствовал по пустыне, его со всех сторон окружали «облака Славы/Уважения» (ананэй а-кавод). Их функция — защищать от непогоды и врагов, а также устранять препятствия и опасности на пути: разглаживать горы и овраги, убивать змей и скорпионов. То есть эти облака были в буквальном смысле защитной оболочкой, перемещавшейся вместе с евреями, перед которой «расступалось» всё, что создает дискомфорт. И дополнительный комфорт они создавали: сохраняли в чистоте одежды людей в пустыне. Это и есть уважение. По словам Торы (Шмот 13:21), Сам Б-г тогда как бы шел перед евреями, чтобы показать, насколько они Ему дороги, чтобы другие народы их уважали (Мехильта, там же).
Таким образом, в целом «уважать родителей» означает «придавать вес их нуждам и позициям» во всех смыслах. Обеспечивать им комфортную жизнь и оберегать от дискомфорта, как физического, так и морального. Ведь всё это они делали для тебя, своего ребенка. Вне зависимости от того, как ты себя вел или какой дорогой собирался идти в будущем.
Не обязательно соглашаясь, стараться сохранять их защитную оболочку, не уязвлять и не ранить их, не нарушать покой, не мешать жить. Разумеется, если видишь, что их действия могут привести к пагубным последствиям, то не следует сидеть, сложа руки, но и если необходимо их как-то переубедить, остановить, надо постараться делать это мягко, «не снимая перчатки».
Другими словами, заповедь уважать родителей касается не столько того, что думать о них, сколько того, что делать. Надо обращаться с ними уважительно. Ибо главная цель Торы — воспитать из нас хороших людей, которые на практике творят добро. Всякие есть на свете люди, и думать о них можно, что угодно, но, при всем при том, добро делать надо — да, тем самым несовершенным людям, каким же еще? Совершенных-то нет.
А особенно — родителям, которые, вне зависимости от того, какие у них могут быть заблуждения, сделали нам много добра и обеспечили нам комфортную жизнь, когда мы тоже были, мягко говоря, не идеальными. Поэтому элементарная логика диктует, что им надо делать добро и с трепетом относиться к их комфорту.
Это, конечно, не всегда так просто на практике, как в теории, но постараться можно.
С уважением, Меир Мучник
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Авраам Коен
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
«И расскажи своему сыну» об Исходе за праздничным Седером
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: езжу в командировку в город, где нет синагоги, а в доме, где останавливаюсь, висят иконы; как мне там молиться? Можно ли молиться в помещении, где есть предметы идолопоклонства? Какие могут быть варианты?
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
При появления отца или матери дети должны встать
Авраам Коен
Мирьям Климовская
При этом он глубоко порядочен, благороден и талантлив
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его