Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как аннулировать хамец?

Темы: Песах, Хамец, Рав Бенцион Зильбер, Битуль хамец

Отложить Отложено

Что такое «Битуль хамец», когда его делают и чем оно помогает? М., Иерусалим

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый М.!

Битуль хамец — это «аннулирование», «отмена» квасного (хамеца), которое находится во владении человека. Талмуд сообщает нам, что по закону Торы, если человек «аннулирует» хамец, находящийся у него во владении, он, по Торе, не нарушает запрета «да не будет видно у тебя квасного», даже если этот хамец остается у него в доме на Песах.По постановлению мудрецов нельзя оставлять дома никакого хамеца, даже если его «аннулировать». Его надо убрать.

Мы «отменяем» квасное дважды: один раз вечером, после окончания проверки, не осталось ли где квасного (бдикат хамец). При этом «отменяется» только то квасное, которое человек не видел и не убрал (исключая то, что он оставляет себе на следующее утро, чтобы поесть и чтобы выполнить заповедь биур хамец — уничтожения квасного; обычно его сжигают).

Второй раз хамец «отменяют» утром, в этом году 5-го апреля, после сжигания. При этом «отменяется» все квасное.

У ришоним (ранних комментаторов) есть две линии объяснения, что происходит, когда мы выполняем эту заповедь: 1. Рамбам и Раши полагают: мы «аннулируем» квасное, так что в наших глазах это больше не еда, а пыль земли — не вкусная булочка, а прах земной. Когда мы так чувствуем в своем сердце — весь хамец в нашем доме «аннулируется». 2. Тосфот считают: мы объявляем его никому не принадлежащим, это не наше. Запрещено — держать в своем владении свой хамец, а, объявляя его никому не принадлежащим, мы, по Торе, не нарушаем запрета, даже если хамец остался дома. По обоим мнениям, в соответствии с постановлением мудрецов мы должны убрать квасное из дома.

Мишна Брура пишет (434, 9): когда текст «аннулирования» произносят на арамейском, если человек понимает, что он «аннулирует» квасное, — это работает. Если же он этого не понимает, а думает, что произносит какую-то молитву, это ничего не стоит. И человек может это произносить на любом языке, который он понимает.

Если он хочет произнести на русском языке, то вечером говорит: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я не видел и не уничтожил, — да будут аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной».

А утром после сожжения хамеца говорит: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я видел или не видел, уничтожил или не уничтожил, — да будут аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной»

Аннулирование квасного утром можно сделать до конца пятого временного часа. В Иерусалиме, по обычаю Иерусалима — до 11:19 по летнему времени.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его