Темы: Песах, Хамец, Рав Бенцион Зильбер, Битуль хамец
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧто такое «Битуль хамец», когда его делают и чем оно помогает? М., Иерусалим
Уважаемый М.!
Битуль хамец — это «аннулирование», «отмена» квасного (хамеца), которое находится во владении человека. Талмуд сообщает нам, что по закону Торы, если человек «аннулирует» хамец, находящийся у него во владении, он, по Торе, не нарушает запрета «да не будет видно у тебя квасного», даже если этот хамец остается у него в доме на Песах.По постановлению мудрецов нельзя оставлять дома никакого хамеца, даже если его «аннулировать». Его надо убрать.
Мы «отменяем» квасное дважды: один раз вечером, после окончания проверки, не осталось ли где квасного (бдикат хамец). При этом «отменяется» только то квасное, которое человек не видел и не убрал (исключая то, что он оставляет себе на следующее утро, чтобы поесть и чтобы выполнить заповедь биур хамец — уничтожения квасного; обычно его сжигают).
Второй раз хамец «отменяют» утром, в этом году 5-го апреля, после сжигания. При этом «отменяется» все квасное.
У ришоним (ранних комментаторов) есть две линии объяснения, что происходит, когда мы выполняем эту заповедь: 1. Рамбам и Раши полагают: мы «аннулируем» квасное, так что в наших глазах это больше не еда, а пыль земли — не вкусная булочка, а прах земной. Когда мы так чувствуем в своем сердце — весь хамец в нашем доме «аннулируется». 2. Тосфот считают: мы объявляем его никому не принадлежащим, это не наше. Запрещено — держать в своем владении свой хамец, а, объявляя его никому не принадлежащим, мы, по Торе, не нарушаем запрета, даже если хамец остался дома. По обоим мнениям, в соответствии с постановлением мудрецов мы должны убрать квасное из дома.
Мишна Брура пишет (434, 9): когда текст «аннулирования» произносят на арамейском, если человек понимает, что он «аннулирует» квасное, — это работает. Если же он этого не понимает, а думает, что произносит какую-то молитву, это ничего не стоит. И человек может это произносить на любом языке, который он понимает.
Если он хочет произнести на русском языке, то вечером говорит: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я не видел и не уничтожил, — да будут аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной».
А утром после сожжения хамеца говорит: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я видел или не видел, уничтожил или не уничтожил, — да будут аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной»
Аннулирование квасного утром можно сделать до конца пятого временного часа. В Иерусалиме, по обычаю Иерусалима — до 11:19 по летнему времени.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Хаим Суницкий
Рав Гедалия Спинадель
Рабан Гамлиэль говорил: Кто не сказал (не объяснил) в Песах три слова (вещи): ПЕСАХ, МАЦА И МАРОР, פסח מצה ומרור — не выполнил свою обязанность…
Ципора Харитан,
из цикла «Женщина в еврейском доме»
Неизвестный автор
Почему сначала едят мацу, символ свободы, и лишь затем марор — символ рабства?
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Барух Фельдман
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.