Темы: Песах, Идолопоклонство, Фараон, Астрология, Первенец, Казни Египетские, Исход из Египта, Ангел
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧто происходило в духовных мирах во время выхода из Египта?
Песах — это самый важный и основополагающий праздник еврейского календаря. Исход, который мы вновь переживаем в Песах, и события, связанные с ним, являются отправной точкой в истории еврейского народа и переломным моментом в истории всего человечества. Эти события ознаменовали появление нового народа, который позже получит Тору на горе Синай и будет служить Б-гу от лица всех людей.
Чудесные события, сопровождавшие Исход, не имели аналогов за всю мировую историю. Казни Египетские — кровь, лягушки, град с огнем, трехдневная тьма и др., потом — рассечение Красного моря и другие чудеса произвели глубокое впечатление не только на евреев, но и на другие народы Ближнего Востока. С этого момента начался закат Древнего Египта.
Мудрецы Каббалы утверждают, что во время Исхода имели место не только физические катаклизмы, поставившие Древний Египет «на колени». В духовных мирах происходили более глубокие перемены, определившие будущее евреев, Древнего Египта и человечества в целом.
То, что произошло в этот период в духовных мирах, очень хорошо разъясняется в комментарии Рашбо к Пасхальной Агаде. Приведем кратко суть его объяснения.
Как известно, у египтян баран был священным животным, которому они поклонялись. Почему именно баран? Потому, что древние египтяне знали: их «мазаль», т. е. духовный покровитель, обладает наибольшей силой в месяце Нисан, связанном с созвездием Овна. Овен и сегодня считается первым знаком зодиака в годичном цикле, что намекает на особое положение покровителя Египта в иерархии духовных существ, подчиняющихся Всевышнему. Этот покровитель также назывался «Бэхор», т.е. «первенец», т.к. был ангелом, наиболее приближенным к Создателю, и, если так можно сказать, пользовался особыми привилегиями. Поэтому до Исхода Древний Египет был самой мощной цивилизацией мира.
Но вместо поклонения Единому Б-гу египтяне выбрали поклонение своему духовному покровителю в образе барана, хотя сам по себе, без воли Б-га, этот ангел не имел никакой силы. Поклонение «Бэхору» сформировало у египтян особое отношение к овцам, весеннему знаку зодиака «Овен», а также к собственным первенцам, которых они считали священными и готовили к служению в своих храмах.
А теперь — интересный момент, который отмечает автор книги «Арух а-Шульхан» (Орах Хаим 429:2). В продолжение восьми казней Фараон то соглашался, то отказывался отпустить евреев. По мере повышения уровня казней видно, как Фараон понемногу отступает, отказывается от своих первоначальных условий. Но после девятой казни, когда Египет практически полностью разрушен, происходит невероятное: Фараон не только не отпускает народ, но и осмеливается угрожать Моше: «…в тот день, когда ты увидишь лицо мое, умрешь» (Шмот 10:28). Разве это не безумие — угрожать человеку, наведшему на Египет такие бедствия?
Стоит также упомянуть, что к тому времени жрецы Фараона ясно говорили, что эти казни посланы Всевышним, а советники неоднократно предупреждали о тотальном разрушении государства в том случае, если требования Моше не будут удовлетворены. Но, если учесть сказанное выше, все становится на свои места: последняя, девятая казнь — тьма — была в преддверии месяца Нисан, счастливого для египтян месяца, связанного с созвездием Овна. Фараон считал, что в это благоприятное время он сумеет дать отпор Моше и удержать народ под своей властью. Но Творец изменил духовный порядок таким образом, что месяц Нисан стал счастливым для евреев, а не для египтян. Намек на эти перемены в духовных мирах содержится в стихе: «Месяц сей (Нисан) для вас начало месяцев; первый он у вас из месяцев года» (Шмот 12:2).
А теперь постараемся прояснить, что произошло в ту особенную ночь, 15 Нисана. Евреи едят пасхальную жертву — барана (=овен), проявляя, таким образом, свое пренебрежение к египетскому божеству. Эта заповедь — о пасхальной жертве — была также испытанием для евреев: насколько они верят в Б-га? Ведь тот, кто не ел эту жертву, или верил в божественность барана, или недостаточно полагался на Б-га — что Он спасет их от рук египтян, которые пожелают отомстить за осквернение их «святыни». Этим действием евреи также показывают, что они выше «мазаля», т.к. ими управляет только Творец.
Тем временем Всевышний уничтожает элиту египетского общества: первенцев. В духовном плане это означало, что духовный покровитель Египта свергнут со своего «престола» и больше не считается «первенцем» Б-га. Его место занимают евреи, став избранным народом. Потому Творец неоднократно говорит: «Еврейский народ — Мой сын, Мой первенец» (см., например, Шмот 4:22). Кроме того, первенцы евреев посвящаются Б-гу, получают особый статус. По первоначальному замыслу они должны были служить в Храме (позже, после создания золотого тельца, эта функция будет передана левитам).
Духовные изменения отразились в физическом мире: Египет постепенно теряет свою мощь, то государство исчезает. Евреи же удостаиваются откровения на горе Синай и получают право владения Святой Землей — Эрец Исраэль, которая находится под прямым управлением Б-га.
Давайте прочувствуем в этом году, что мы — первенцы, ощутим ту близость к Творцу, которой Он нас удостоил в этой особенный период.
Счастливого и кошерного Песаха!
С уважением, Моше Сытин
Рав Берл Набутовский
Рав Хаим Суницкий
Рав Шимон Соскин
Как известно, астрология — это наука о влиянии небесных светил на жизнь людей. Она утверждает, что расположение звезд и планет в момент рождения человека определяет его способности, характер и судьбу в целом
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
«И расскажи своему сыну» об Исходе за праздничным Седером
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Беhаалотха»
Рав Реувен Куклин
Ведь они являются проявлением воли Творца.
Рав Овадья Климовский
Когда были сотворены ангелы?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Гедалия Спинадель
Рабан Гамлиэль говорил: Кто не сказал (не объяснил) в Песах три слова (вещи): ПЕСАХ, МАЦА И МАРОР, פסח מצה ומרור — не выполнил свою обязанность…
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его