Темы: Иштадлут, Яаков, Упование, Болезни, Здоровье, Опасность, Исход из Египта, Коронавирус
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Вчера купили маски, очки, перчатки, коронавирус наступает! Мы верим в Б-га и знаем, что Ему помощь в защите нашего дома не нужна. Правильно ли мы себя ведём, и как правильно себя вести в этой ситуации? Тода (спасибо)!
Здравствуйте!
В отношении того, когда и при каких условиях нужно пользоваться конкретно тем, что Вы купили, следует выполнять указания медиков и экспертов. Но, в принципе, да, надо принимать все защитные меры, которые они рекомендуют, — а также и молиться Б-гу, и верить, что Он может спасти. Одно другому не мешает. Наоборот, необходимо и то, и другое: и усилия самого человека (иштадлут), и вера, что Б-г может помочь, и готовность положиться на Него (битахон).
Конечно, Б-гу не нужна наша помощь в защите от опасного вируса. Но ведь, если следовать этой логике, Ему не нужна наша помощь ни в чем! Он Сам может сделать всё, что надо, и зачем мы вообще что-то в этой жизни делаем?
Зачем строим города, возводим дворцы и небоскребы? Все на свете грандиозные горы и скалы, альпийские вершины и норвежские фьорды «построил» Б-г, Он и города может построить, если надо. Зачем запускаем фонтаны? Если Б-г запустил большие водопады, Викторию и Игуасу, Он и небольшой фонтанчик может запустить. Зачем работаем, зарабатываем? Б-г может и так послать нам пропитание, а людям, нуждающимся в производимом нами товаре, послать его и без нас. Как посылает всё, что необходимо, животным. Зачем учимся в школах и университетах, напрягаем мозги? Разве Б-г не может просто вложить знание нам в голову?
Да, может. По словам мудрецов, так Он и сделал при даровании Торы — вложил ее в голову Моше. НО — только после того, как Моше сам приложил максимум усилий к ее изучению. Даже он, величайший мудрец и пророк в истории, был не в состоянии выучить всю Тору за сорок дней. Поэтому, после того как он приложил максимум усилий, Б-г «дал ему Тору в подарок» (Раши к Шмот 31:18). Сначала надо постараться заработать, и только потом можно надеяться на подарок.
Или, ближе к теме защиты от опасностей, когда наш праотец Яаков был вынужден заночевать на горе Мория, он поместил вокруг своего изголовья двенадцать камней (Берешит 28:11). Согласно Раши (там же), потому, что опасался диких животных. Но ведь камни вокруг изголовья — не очень надежная от них защита! Они при большом желании и через камни перепрыгнут, или просто их раскидают, да и могут подойти со стороны ног, где вообще, похоже, никакой преграды не было. Это верно. Но главное было — сделать усилие, даже символическое действие. Чтобы показать: я не просто сижу сложа руки и ожидаю от Б-га помощи и спасения. Я сам что-то делаю. Что нашел, то и положил, насколько мог, оградил себя, в остальном же действительно приходится уповать на Б-га.
В этом, кстати, ответ на еще один вопрос, прозвучавший в одном репортаже в СМИ о коронавирусе: зачем надевать маски и защищать таким образом рот и нос? Всё равно вирус может передаться через глаза. Это верно. Но лучше так, чем никак. В какой-то мере опасность снижается нашими действиями, а в остальном действительно можно понадеяться на Б-га.
Так как мы должны сначала осознать опасность, необходимость помощи Б-га. И только тогда ее получим — когда будем ценить. И наши усилия, предпринятые во избежание опасности, демонстрируют, что мы осознаем опасность и относимся к ней серьезно — и потому оценим помощь Б-га, когда она придет.
А вот еще одна опасность, которую надо было избежать: в ночь Исхода Б-г «прошел по Египту» и поразил каждого первенца. Евреи же получили предписание: принести Пасхальную жертву и помазать ее кровью косяки и притолоки дверей (Шмот 12:7). Тогда Б-г «увидит» кровь и «пропустит» дома евреев, не поразит их вместе с египтянами (там же, 12:13). Но ведь для того чтобы отличить дом еврея от дома египтянина Б-гу не нужно ничего! Он и так всё знает. Зачем мазать кровью? А затем, чтобы и мы приложили усилия.
Впрочем, в данном случае слишком очевидно, что эти усилия не связаны с физической защитой от опасности, поэтому большинство комментаторов толкует это как усилия духовные: Б-г «увидит», то есть учтет, что мы выполняем Его заповеди — приносим Пасхальную жертву и мажем ее кровью косяки, — и ради этой заслуги не поразит нас.
И сегодня нам подобные меры тоже не помешают: старательнее соблюдать заповеди Б-га, интенсивнее молиться, плотнее к Нему «прильнуть».
Впрочем, открытые чудеса Б-г совершал только в ту эпоху, особенно, во время Исхода. Теперь эпоха другая. Б-г скрывает Свое присутствие, чтобы предоставить нам свободу выбора и возможность пожить «как взрослые». И чудеса Он совершает не открытые, а скрытые, замаскированные под законы природы и стечение обстоятельств.
В самой печально известной пандемии в истории — чумы, «черной смерти» 1346-53 гг. — евреи пострадали, но всё же относительно меньше окружающего населения. Отчасти, возможно, Б-г уберег, но отчасти — потому, что у них лучше было с гигиеной. Так как бывало, что в гетто, в которых их вынуждали жить на других этапах истории, именно они несли большие жертвы от эпидемий из-за скученности. Теперешний вирус сравнительно не такой смертоносный, но и от него полное спасение не гарантировано, и лучше, если также всё будет в порядке с гигиеной.
Да, Б-гу не нужна наша помощь ни в чем. Но Он создал нас в этом мире не для того, чтобы что-то с нами делать, а чтобы мы в нем что-то делали. С Его помощью.
Так что не мы помогаем Ему защищать нас, а Он помогает нам защититься. После того, как сами приложим максимум усилий и сделаем то, что можем.
Крепкого всем здоровья, и да минует нас всех коронавирус и все остальные болезни и опасности!
С уважением, Меир Мучник
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Ашер Кушнир
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава третья из книги Виленского Гаона "Эвен Шлема": упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
«И расскажи своему сыну» об Исходе за праздничным Седером
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Рав Ашер Кушнир
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?