Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Красное море расступилось благодаря сильнейшему землетрясению и цунами?

Темы: Награда и наказание, Свобода выбора, Чудеса, История, Исход из Египта

Отложить Отложено

Добрый день. На странице Толдот в ОК в публикации об исходе из Египта пользователь прокомментировал следующее:

«Это явление подтвердили учёные, определившие время исхода евреев из Египта, сопоставив его с сильнейшим землетрясением в том районе, которое сопровождалось тектоническими подвижками земных пластов. В то же время в Красном море возникло цунами, по предположению учёных вода ушла от берегов — предположительно, на десятки км. Это и был момент, когда отлив помог евреям пройти. В результате появился Эйлатский залив и ландшафт, который мы видим, подъезжая к Эйлату. Вот это и были библейские сюжеты, описанные в Торе».

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Это правда, что, пытаясь прояснить историческую достоверность описанных в Торе событий, ученые выдвинули разные версии о том, что произошло, проверив которые, они заключили, что такое могло быть.

Упомянутая Вами версия — не единственная, их целый ряд. Например, описание Синайского откровения в Торе приводит ученых к версии об извержения вулкана, что неудивительно. Правда, оговариваются они, тот регион не является вулканической зоной. С извержением вулкана пытаются также связать облачный столп, ведший евреев по пустыне. За рассечение вод Красного моря, по одной из версий, было ответственно не цунами, а ураган — ведь и Тора говорит, что всю ночь дул ветер (Шмот 14:21).

В то же время, ни одна версия не объясняет все идеальным образом. И, после всего сказанного и всех предложенных версий, согласия среди историков о том, что именно это было — и было ли вообще, нет. Для нас это проблема?

Нет.

Во-первых, полная «научная», «математическая» уверенность в истинности событий Исхода стала бы, по сути, равноценной «научному» доказательству существования Б-га и истинности Торы. А это, в свою очередь, во многом лишило бы нас свободы выбора.

Если точно известно, что Б-г есть и что все слова Торы — истина, то за выполнение заповедей нас точно ждет награда, а за нарушение — наказание. И тогда мы станем выполнять заповеди не столько от чистого сердца, сколько из жадности и страха — желая получить награду и избежать наказания. А Б-г хочет, чтобы мы служили Ему, делали в жизни добро и воздерживались от зла искренне, потому что это хорошо, а не потому, что нам заплатят. Поэтому полное и неопровержимое доказательство истинности Торы не пошло бы нам на пользу.

И потому описанные в Торе события, с точки зрения ученых, окутаны туманом, и неясно, что тогда было на самом деле. И судить об истинности Торы и существовании Б-га нам дано лишь по косвенным признакам. Которые вполне могут привести не просто к «вере» на слово, а к убеждению, что Б-г существует, а евреи являются Его избранным народом.

И это убеждение вовсе не зависит от подтверждения каких-либо открытых чудес, совершенных Б-гом. Наш праотец Авраам открыл для себя Б-га, не видя никаких таких чудес, а наблюдая обыкновенный восход и закат солнца, его чередование на небе с луной. Взглянув на этот мир с его «законами природы» свежим взглядом, он увидел за всем этим Творца. При желании можно не увидеть, но можно и увидеть, и поразиться грандиозностью творения. Тем, как «законы природы» — и общества, и всего на свете — удивительным образом гармоничны и организованы.

Отсюда — во-вторых: даже если допустить, что было какое-то природное явление, вызвавшее описанные Торой чудеса, то оно ведь произошло по воле Б-га. Как происходят по Его воле все природные явления, будь то извержение вулкана, цунами или ураган. Более того, если предположить, что именно подобное явление стало причиной, скажем, рассечения Красного моря, то возникает вопрос: как-то очень вовремя оно произошло, в самый подходящий момент. Именно тогда, когда к морю подошли евреи, преследуемые египтянами, и им больше некуда было идти, кроме как в море. А вновь сомкнулись воды именно тогда и так, что евреи — все до одного — выбрались, а последовавшие за ними египтяне утонули. Какое умное и ловкое цунами! Да и филосемитское! Или, может быть, Кто-то его так организовал?

А вот, кстати, еще одно явление, на которое намекает Тора (Бемидбар 21:15) и о котором говорят мудрецы (Раши, там же). Когда еврейский народ на своем пути к Земле Израиля проходил по ущелью реки Арнон, в скалах над ущельем спрятались эмореи, которые собирались поразить евреев сверху стрелами и камнями. Но когда евреи приблизились, Земля Израиля «содрогнулась, как служанка, выходящая навстречу господину». В результате скалы над ущельем Арнона сошлись, и в пещеру, где скрывались эмореи, вошли выступы скалы с другой стороны ущелья — и раздавили их.

Здесь тоже соблазнительно объяснить то, что Земля Израиля «содрогнулась, как служанка», обычным землетрясением — как раз в этом регионе такое иногда бывает. Но прямо в нужный момент, и так, чтобы скалы сдвинулись именно таким образом и превентивно раздавили врагов евреев… Опять же, очень умное и филосемитское землетрясение. Так что в любом случае за этим явно Кто-то стоит.

Кому мы и будем благодарны, и продолжим Ему служить.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции и духовности

Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»

По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»

Знание Б-га не противоречит свободе выбора?

Рав Реувен Куклин

Все предопределено, и свобода дана?

Моше бен Амрам. Исход

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.

Есть ли свобода выбора?

Мирьям Климовская

Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?

Исход из Египта и сорокалетние скитания по пустыне

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.

Чудеса в природе

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».

Чудеса

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ

Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".

За какие дела положено воздаяние в этом мире, а за какие — в грядущем?

Рав Натан Агрес

С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?

История еврейского народа

Рав Моше Ойербах

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его