Почему Авраам купил землю у Эфрона за 400 сиклей серебра?Вчера, отвечает Рав Яков Гельфман Уважаемый Раввин! Разрешите вопрос. В Торе, Книга Берешит, сказано, что Патриарх Авраам купил участок земли, на котором похоронил супругу Сарру. И стало поле Ефрона, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраама… Значит, Поле. Пещера. Деревья. И пределы вокруг. Транзакция была осуществлена на законных основаниях. У сторон сделки никаких претензий. Сумма — 400 сиклей серебра. МЕНЯ СМУЩАЕТ ОДИН МОМЕНТ. Зачем Патриарху Аврааму нужно было покупать то, что ВСЕВЫШНИЙ Ад-най Б-г дал Аврааму даром — всю территорию Израиля? Это поле было и так уже его. Как сказал Ефрон Хеттеянин — Авраам Князь Божий. Ефрон Хеттеянин — хотел отдать даром эту территорию для погребения, но Авраам настоял. Зачем Аврааму нужно было заплатить — ВЕДЬ САМ Б-Г ОБЕЩАЛ И ДАЛ ЕМУ ЭТУ ЗЕМЛЮ ДАРОМ? Искренне смиренно благодарю. Читать дальше |
|
Был ли обрезан Адам?21 ноября, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом, уважаемые Раввины! У меня возник вопрос. Был ли обрезан Адам? Было ли обрезание до Авраама? И почему данная мицва (заповедь) началась с Авраама, а не с Адама или Ноаха, или Шема? Алексей Читать дальше |
|
Почему было именно три праотца?17 ноября, отвечает Рав Менахем Эпель Добрый день. Такой вопрос: почему было именно три праотца? Почему именно три праотца упоминаются рядом: «…Б-г Авраама, Б-г Исаака и Б-г Иакова…»? Такое чувство, что в этом сокрыто что-то очень важное. У Измаила, например, было сразу 12 потомков. А вот 12 колен Израиля — только после троих отцов. Читать дальше |
|
Всевышний повелел Аврааму принести в жертву Ицхака или попросил?15 ноября, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Перед утренней молитвой читают историю (Бэрешит 22), как Творец повелел нашему праотцу Аврааму принести в жертву своего любимого сына Ицхака. Было ли это повелением или просьбой? Если просьбой, означает ли это, что Аврааму была дана возможность отказаться, ведь он не знал, что это проверка? Спасибо, Б. Читать дальше |
|
Авраам научил своих детей колдовству?13 ноября, отвечает Рав Нахум Желязник У меня вопрос про подарки, которые Авраам дал сыновьям своих наложниц. Я слышал, что он научил их колдовать. Зачем? Как-то не подходит для Авраама заниматься такими вещами. Заранее спасибо. Читать дальше |
|
Почему Авраам из-за голода отправился в Египет, подвергнув Сару опасности?8 ноября, отвечает Рав Арье Гальчук Здравствуйте, уважаемый раввин! Почему Аврам из-за голода стал рисковать Сарай? Тем более, голод был только в одной этой стране? Фараон страдал из-за его обмана — в чём справедливость? Александр Читать дальше |
|
Сара, предложив Аврааму Агарь, сильно осложнила судьбу еврейского народа, да и мира в целом...6 ноября, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте. Прошу Вас помочь осмыслить и понять (через призму женского и «политического» современного светского взгляда) действия, совершенные Сарой по отношению к Агарь. Агарь — египтянка и рабыня, т.е. ожидать какой-то духовности и достойного продолжения рода от нее неразумно. Язычница, привыкшая к труду и покорности, покинувшая свой народ. Зная об этом, Сара, в принципе, осознанно предложила свою служанку Аврааму. Т.е. предположить, что Агарь возгордится, это логично. И даже объяснимо т.к.: 1. ограниченна и простовата; 2. посвятила свою жизнь семье не из своего рода; 3. 9 месяцев вынашивала ребенка; 4. реализовала желание Сары. Любая женщина (Сара в том числе) в такой ситуации не застрахована от йецер а-ра (дурного побуждения), тем более, Агарь (недуховное «существо» следует своим инстинктам как маленький ребенок или слепой котенок, у которого нет свободы выбора, соответственно, и потомство такое же). По-человечески очень жаль девушку. Молодая женщина, у которой, несмотря на уход из Египта (от своего народа), была перспектива создать собственную семью даже в чужом для нее племени. Но своё пребывание в чужом племени она посвятила реализации желания Сары и Авраама. Как можно оправдывать Сару в этом, утверждать, что она поступила правильно, выгнав ее с ребенком в пустыню? Зародыш проблемы — в слабой вере и отсутствие упования Сары, а не в амбициях служанки. Высокомерие, возникшее у служанки, — это результат неграмотного деяния ее госпожи. Тем более, у Сары был дар пророчества. Если Сара не ошиблась и это план Творца, тогда последствия этой истории, которые очень осложнили судьбу еврейского народа, да и мира в целом, необходимы для меры управления Единства? А. Читать дальше |
|
Монотеизм нелогичен?26 августа, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте! Недавно у меня состоялся диалог со знакомым, в котором он утверждал, что монотеизм нелогичен, что он ничем не лучше политеизма, да и доказательств в пользу чего бы то ни было всё равно не найти... И вправду — какие могут быть логические доказательства монотеизма? Или: как прийти к этому эмпирическим путем обычному человеку, доказать это, не прибегая к свидетельствам Писания, которые человек не ставит себе в авторитет? Заранее благодарен! N. Читать дальше |
|
Сколько нужно евреев, чтобы в их среде было Б-жественное присутствие?23 мая, отвечает Рав Менахем Эпель Добрый день. Прочитала ответ на вопрос, как Моше мог кинуть Скрижали оземь. В конце ответа сказано: «И это понятно, ведь в среде меньшего числа еврейских душ, например, только среди людей колена Леви, Шхина не может присутствовать. А без этого невозможно принятие Торы». Как это так, что Шхина (Б-жественное присутствие) не может находиться среди меньшего количества еврейских душ? А как же Шхина в доме Сары Имейну (нашей праматери Сары)?! Можете разъяснить вопрос? Спасибо. Рахель Читать дальше |
|
В чем смысл египетского рабства?21 апреля, отвечает Рав Менахем Эпель В последних главах книги Берешит мы читаем, как Яков с сыновьями отправляется в Египет и селится там. Для того, чтобы потом ХаШем (Всевышний) вывел наших отцов из Египта в Землю Обетованную. Получается, они уходят, чтобы туда вернуться. Зачем вообще такой странный план? Они же уже были там благодаря вере Абрахама. Зачем уходить, если по плану они должны там жить? Михаэль Читать дальше |
|
Кричат ли на еврейской свадьбе: «Горько!»?28 февраля, отвечает Рав Яков Шуб Кричат ли на еврейской свадьбе «горько»? Адель Читать дальше |
|
Почему текст Торы неочевиден и непонятен?22 января, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте! Спасибо большое за вашу работу и ответы на вопросы. Только начинаю внимательно изучать Тору, и возник вот такой вопрос. Буду признателен за пояснение. Почему текст, который от Бога и адресован обычному человеку, и призван этого человека изменить в лучшую сторону, во многих моментах, как минимум — на поверхностном уровне (на уровне буквального текста), — мягко скажем, вызывает столько вопросов и настолько неочевиден и непонятен. Почему в Торе нужны были именно эти конкретные истории, хотя они вызывают столько вопросов? Ведь наличие метафорических смыслов, аллегорических, каббалистических и т.д. могут быть и у историй, которые понятны и на простом уровне. Очень грубо говоря: если Бог хочет, чтобы мы были гостеприимны, зачем такая сложносочиненная неоднозначная история с отдачей Лотом своих дочерей? Как будто бы сама экстремальность этого примера задвигает на второй план смысл (если в этом, например, основной смысл). Буду признателен за пояснения. Тода раба (большое спасибо)! Лев Читать дальше |
|
Почему Творец дал заповеди человечеству в еврейской Торе?7 января, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте! Спасибо большое за вашу работу и ответы на вопросы. Помогите понять. Если Творец хотел, чтобы человечество жило согласно Его заповедям и предписаниям, почему Он: 1) явился этому человечеству лишь один раз и вполне конкретному народу (и почему не явился другим?); 2) дал заповеди (законы Ноаха, например) в рамках еврейской Торы, к которой, очевидно, многие представители человечества просто не имели доступ, а если и имели физически, то им было совершенно неочевидно, что таким образом к ним обращается Творец. Китайцы, например, индусы, папуасы и т.д. Буду благодарен за пояснение. Лев Читать дальше |
|
Существует ли судьба?2 января, отвечает Рав Моше Аксельрод Добрый день, хочу задать вам пару вопросов. Я по своей глупости пошёл к гадалке. Просто подошел к такому жизненному этапу, когда все мои надежды и планы рухнули. Я знаю, что это грех, и больше так не буду. К самим вопросам: 1. Есть ли судьба? И если есть, то насколько мы может влиять на неё? 2. Когда в книге «Бытие» Аврааму нужно было принести Исаака в жертву, разве это нас не учит тому, что у него была свобода выбора и Бог хотел увидеть, как он поступит? Разве эта история не отрицает судьбу? 3. Гадалка мне сказала, что моему отцу сделали порчу и это перешло на меня, говорит, нужно ездить по монастырям вымаливать. Насколько такое возможно? И что мне делать в этой ситуации? 4. Она сказала, что моя жена будет младше меня, а я хочу жениться на одной женщине постарше. Всё, что я буду делать, приведет меня к женщине младше? Или это только от меня зависит? Это скорее относится к первому вопросу. Спасибо большое! N. Читать дальше |
|
Скорбит по умершему тот, кто не знает о будущем мире или очень эгоистически привязан к умершему?10 ноября 2023 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Авраам пришел скорбеть по Саре и оплакивать ее. Скорбь и плач по усопшему естественен либо для человека, не ведающего о мире будущем, либо очень эгоистически привязанного к усопшему. Помогите, пожалуйста, правильно понять скорбь и плач Авраама. Спасибо. Дмитрий Читать дальше |
|
Что Б-г от нас хочет?9 ноября 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Как объяснить всё происходящее: резню, убийство безвинных детей и женщин, войну? Где Б-г, куда Он смотрит, что Он от нас хочет? Неужели нет понятных объяснений, почему это произошло? У меня нет слов… N. Читать дальше |
|
Почему Авраам просил за жителей Сдома, но не за Ицхака перед жертвоприношением?5 ноября 2023 года, отвечает Рав Арье Гальчук Ш-лом уважаемый рабби! Почему Авраам заступался за сдомитов перед разрушением города, но не заступался за Ицхака перед акедой (жертвоприношением, буквально «связыванием» — прим. ред.)? Андрей Читать дальше |
|
Как с религиозной точки зрения относиться к убийству мирного населения?2 ноября 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Неужели иудаизм не говорит о всеобщей любви, милосердии и уважении к другим? Как тогда с религиозной точки зрения нужно относиться к войне и убийству других, мирного населения?.. N. Читать дальше |
|
Соблюдал ли Авраам законы Торы?27 октября 2023 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом! Мидраш сообщает нам, что Авраам и Ноах знали все законы Торы и выполняли их. Несмотря на то, что до получения Торы на Синае не обязаны были их соблюдать… Как это понять? Если Вс-вышний даёт нам Закон, то этот закон подлежит исполнению. Не вижу логики в том, чтобы давать Закон и не требовать его соблюдения или получить Закон, но ограничивать себя в его исполнении, когда знаешь, что в нём воля Вс-вышнего, что его соблюдение сильнее приближает человека к Б-гу и делает его совершеннее. Ведь мудрецы Торы, наоборот, часто устрожали Закон, чтобы и в малом его не нарушить, и от себя добавить большего рвения. Может быть, Аврааму и Ноаху не было дано знание Закона (его основ) в том виде, каким его получил Моше, потому что Вс-вышний запланировал дать Закон в полном виде только после чудесного освобождения из египетского рабства? Дать «конституцию» не отдельным людям, а уже образовавшемуся народу? Читать дальше |
|
Мусульмане убивают евреев, которые ведут развратный образ жизни?12 октября 2023 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, у меня вопрос: почему женщины, мужчины и дети так жестоко погибают от рук мусульман? Как будто нет присутствия Бога до той степени, чтобы охранять Израиль от врагов? Сейчас война и арабы похищают людей и жестоко убивают, и выкладывают это в сеть. Но, похоже, мусульмане нацеливаются на не orthodox — религиозных евреев — и жестоко убивают евреев, которые ведут достаточно развратный образ жизни. Почему я делаю такие выводы? Потому что на тех видео, которые выкладывают, видно по одежде и их Instagram-TikTok-страницам, что они не были религиозные или до такой степени религиозные, как Господь заповедовал. Знак ли это Свыше? Как в течение истории, к сожалению, евреи многократно предавали Бога, подстраиваясь внешне под неевреев и пытаясь угодить неевреям, как это было в Египте и во Второй мировой. В моих глазах это выглядит так, как будто Господь наказывает тех евреев, которые оставили Бога или остались с Богом, но не до той степени, как Он заповедал. Живут развратно, например, поощряют gay-парады, работают в субботу почти во всём Израиле, многие евреи даже еврейские праздники-заповеди не соблюдают, одеваются некошерно, девушки-женщины нескромно себя ведут, выставляют некошерные TikTok-Instagram-видео и т.д. Это ли причины того, что сейчас происходит с Израилем, или другие причины? Спасибо. Читать дальше |
|
Почему еврейство стали определять по матери?23 августа 2023 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом. У меня следующий вопрос. Я слышал, что во время зачатия мать-еврейка притягивает еврейскую душу, и рождается, соответственно, еврей или еврейка. Также, насколько я знаю, до получения Торы еврейство передавалось по отцу, а после получения Торы еврейство передаётся по матери. То есть после получения Торы Творец изменил механизм получения еврейской души? Правильно я понимаю? А каков был этот механизм, когда еврейство передавалось по отцу? Кстати, некоторые атеисты приводят этот аргумент, когда хотят сказать, что еврейскую религию просто придумали люди. И в определённое время законодатели стали определять еврейство по матери просто потому, что это было удобно с бытовой точки зрения. Как можно было бы им возразить? Леонид Читать дальше |
|
У Адама и Хавы была одна душа на двоих?16 августа 2023 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом, уважаемый Рав! «…Как указывают знатоки Каббалы, душа Адама вновь пришла в мир в праотце Аврааме, а душа Хавы — в Саре» (Седер а-Дорот; Оцар ишей а-Танах, Адам)… Как же мы читаем в комментариях, что после сотворения Адама в двух лицах, мужчиной и женщиной, Творец, благословен Он, навёл на Адама глубокий сон и разделил его на 2 половинки — Адама и Хаву? Но душа у них осталась общей? В связи с этим вопрос. Если душа общая, то даже если бы Адам не отведал запретный плод, то всё равно бы понёс наказание? Душа, мысли и эмоции-то общие? И как могли они прийти в мир в Аврааме и Саре, если душа общая? Объясните, пожалуйста, и да благословит Вас Всевышний! Анатолий Читать дальше |
|
Я сделала неправильный выбор?6 августа 2023 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Всё чаще стала ловить себя на мысли, что не чувствую внутренней свободы, хотя жизненные ситуации идут по тому сценарию, что я хотела (или мне думалось, что хотела). Как оказалось, это, наоборот, выматывает меня настолько, будто нахожусь в тюрьме обстоятельств и не могу выбраться. Почему так случается? То, что, казалось, должно избавить от дисгармонии, — душит еще больше. Даже на психосоматическом уровне телу тяжело, впечатление, что несу камни на плечах. Является ли это сигналом ложного пути и выбора? N. Читать дальше |
|
Как Авраам понял, что именно Б-г требует жертвоприношения Ицхака?27 июня 2023 года, отвечает Рав Моше Аксельрод Здравствуйте! Скажите, как Авраам понял, что жертвоприношение Ицхака — желание Вс-вышнего, а не кого-то другого, например, змея? Ведь логика подсказывает, что человеческие жертвоприношения — явно не то, чего ждет от нас Г-сподь. Равно как и общение с Ашемом: как Авраам понял, что общается именно с Ним, а не с иной силой? Отсюда вытекает другой вопрос: так как присутствие Творца в нашем мире «скрыто» — а я это понимаю как невозможность строго доказать или опровергнуть реальность Всесильного, — как Авраам вообще смог найти Его и понять, что общается с Самим Г-сподом? Роман Читать дальше |
|
Моше отправил разведчиков в Эрец-Кнаан потому, что считал это правильным?9 июня 2023 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый рав. В Торе встречаются два на мой взгляд похожих оборота: «лех леха» («иди себе»; Бэрейшит 12, 1) и «шлах леха» («пошли себе»; Бэмидбар 13, 2). Схожесть их в том, что оба нужно делать «леха», т.е. себе. Почему же в случае с Авраамом хахамим (мудрецы) одобряют его выполнение этого повеления, а в случае с Моше они говорят, что он ошибся и вообще не должен был посылать разведчиков. И при этом хахамим обращают внимание, что раз написано «шлах леха», то это надо понимать так: «Если тебе это нужно, то посылай разведчиков, а Мне это не нужно». Но ведь это самое «леха» сказано и Аврааму, и Моше, почему же в одном случае исполнение указания приветствуется, а в другом порицается? И что общего у этих двух приказов, которые так похоже звучат? Заранее благодарю за ответ. О. Читать дальше |
|
В каких случаях обращаются к раввину?15 мая 2023 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемая редакция Толдот! Огромное спасибо за вашу работу: на сайте буквально энциклопедические материалы по иудаизму. И кажется, что можно их изучать и соблюдать традиции самостоятельно. Ведь обращаться к раввинам — это очень тяжело и некорректно. Разве можно тревожить раввинов по пустякам? Или всё-таки есть какие-то случаи для обращений? Лично я стесняюсь. Заранее спасибо! N. Читать дальше |
|
Какие основные причины египетского рабства?7 апреля 2023 года, отвечает Рав Яков Гельфман Напишите пожалуйста, какие основные причины египетского рабства? Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит 15:13. Хотя тогда еврейский народ только начинал формироваться и никаких грехов за ним еще не числилось? Спасибо! Читать дальше |
|
Как могла возникнуть идея обращаться к другим богам?16 января 2023 года, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте! Подскажите, если изначально люди знали единого Творца, как и в какое время появлялось поклонение другим богам? Как вообще могла возникнуть идея — обращаться к иным силам? Какой народ первым впал в идолопоклонство? Максим Читать дальше |
|
Почему Авраам просил пощадить жителей Сдома и Аморы, но не просил пощадить Ицхака?..11 ноября 2022 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом! В пределах одной главы Ваера мы видим противоречивое отношение Авраама к двум разным событиям, а именно: в вопросе наказания Сдома (Содом) и Аморы (Гоморра), Авраам уговаривает Всевышнего простить Сдом и Амору, говоря простым языком — торгуясь (простите, если неправильное слово применяю). Начиная от просьбы простить, если там будет хоть 50 праведников, и дойдя до 10. С другой стороны, в конце главы, после повеления принести в жертву единственного и любимого сына, Авраам ничего не оспаривает, не пытается переубедить Всевышнего. Ему такое испытание предуготовано. Как это можно объяснить? Владимир Читать дальше |
|
Где четко сказано, что союз с праотцами не будет отменен?4 ноября 2022 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Подскажите места Писания, где четко указывается на то, что союз с Праотцами не подлежит изменению во веки вечные. Т.е. Тора никогда не будет пересмотрена и, тем более, отменена. Точнее, меня интересует: те уставы, которые возвестил Моше народу, о соблюдении субботы и другие 612, могут ли быть изменены или отменены? Благодарю. Михаил Читать дальше |
|
Беспокоимся, что наши сыновья вырастут «как все» и отойдут от религии…3 ноября 2022 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, в нашем городе еврейская жизнь не так налажена, а у нас дети — мальчики. Сами мы с женой стараемся всё соблюдать, но мы не росли в религиозной семье и точно не уверены, как привить детям наши ценности. Очень опасаемся, что они вырастут «как все» и, вообще, отойдут от религии. Что можете посоветовать? N. Читать дальше |
|
Чему учил Авраам своих учеников и сыновей?23 октября 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Чему учил Праотец Авраам своих учеников и сыновей, ведь Тора ещё не была дарована ему и вообще человечеству? Р. Читать дальше |
|
Как мне поверить в Б-га в условиях XXI века?6 сентября 2022 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день. Мой вопрос очень простой. Как мне поверить в Бога в условиях XXI века, когда вокруг столько мнений, которые порой подрывают твердую веру в Творца? Станислав Читать дальше |
|
Нужно ли полностью оставить прошлую жизнь?9 июня 2022 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Мы с друзьями приближаемся к еврейской вере, и у нас недавно произошел спор. Нужно ли полностью выкидывать прошлую жизнь? Все ли так было плохо? Читать дальше |
|
Все ждут Машиаха. А пророка Элияу кто-то ждет?27 марта 2022 года, отвечает Рав Меир Мучник Подскажите, возможно, я не знаю ответа на простой и очевидный для всех вопрос. Написано в Малахи: (3, 23): «Вот Я посылаю к вам Эйлийу-пророка перед наступлением дня Г-сподня, великого и страшного. (24) И возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам их, дабы не пришел Я и не поразил землю истреблением. Вот Я посылаю к вам Эйлийу-пророка перед наступлением дня Г-сподня, великого и страшного». А все ждут Мошиаха, и, как показывает реальность, ждут евреи разные разного Мошиаха? А Эйлийу как-то и кто-то ждет? Ведь, на секундочку, получается у него такая неслабая роль? И это только то, что есть в книге Письменной Торы, а по факту получается: сильно и намного больше на его долю выпадает, если немного представить, что нужно проделать для того, чтобы «вернуть сердца»? Или как? Как будет всё происходить с ним? Подскажите, где прочитать об этом? Есть книга или статья какая? И вопрос, более всего интересующий: как пророк Эйлийу будет послан? Он родится, он будет взрослым представлен, так как был взят живым на небо? И много по этой теме вопросов, а такого внимания, мейнстримного, к теме не видно. А, казалось бы, вот написано черным по белому, как говорится. Интересно, почему? Ну, или мне не попадалась информация такая, странно. N. Читать дальше |
|
Почему Б-га называют «Небесным»? Он же не зависит от неба…9 февраля 2022 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте. Почему, говоря о Б-ге, называют его «Б-гом Небесным»? Ведь Пятикнижие начинается со слов: «В начале сотворил Бог небо и землю». То есть Б-г самодостаточен и не зависит от неба. Почему именно «Небесным»? Федор Читать дальше |
|
Я не вижу разницы между словами друзей Иова и словами Б-га…8 февраля 2022 года, отвечает Рав Арье Гальчук Добрый день! Давно интересует вопрос спора Иова с Б-гом, а точнее — вины друзей Ийова, но не перед ним, а перед Б-гом. Сказано: «не говорили обо Мне так (же) правдиво, как раб Мой Иов». Однако я не вижу разницы между словами друзей и словами Б-га в последних главах. В частности, общий мотив Элифаза: «Разве как первый из людей родился ты и прежде холмов создан? (8) Разве совет Б-жий подслушал ты и забрал себе мудрость? (9) Что знаешь ты, чего не знаем мы? Что разумеешь, чего бы не было у нас? (10) И седовласый меж нами, и старец, днями превышающий отца твоего. (11) Разве недостаточно тебе утешения Б-жьего и слова кроткого к тебе?» кажется мне очень схожим с «Где был ты, когда основал Я землю?.. Обозрел ли ты всю земную ширь?» На протяжении всего разговора друзья Иова говорят о том же, о чем и Б-г в конце: «нечестивым недоступен свет, и мышца высокая сокрушена». Так в чем же несогласие Б-га и друзей Иова? Спасибо! Елизавета Читать дальше |
|
Если евреи не подвержены влиянию звезд, почему многие лояльны к астрологии?24 января 2022 года, отвечает Рав Менахем Эпель Здравствуйте, мой вопрос связан с фразой «Эйн мазаль лэ-Исраэль». Смысл фразы понятен: что знамения и звезды не управляют еврейским народом. Но, во-первых: единственное ли это упоминание астрологии в контексте Торы? Если нет, то где еще? Второй вопрос: значит ли это, что над другими народами звезды всё-таки властны, есть ли какое-то мнение у Торы по этому поводу? Или мы имеем лишь интерпретации мудрецов? Третий вопрос: почему, несмотря на эту фразу, многие раввины лояльны к астрологии? В еврейских организациях даже бывают уроки на эту тему, я лично был на одном. В чем причина этого противоречия? Почему Каббала изучает эту науку, несмотря на то, что в Торе прямым текстом сказано, что евреев не должны волновать знамения? Я читал также труд Рамбама на эту тему, где он заявляет, что это не только не работает в случае с евреями, но и в принципе антинаучно, а поэтому не имеет место быть. Но почему он так говорит, если, хоть Б-г и избавил евреев от знамений, в Торе есть несколько подтверждений тому, что для других народов это всё еще работает? Очень хочется понять этот вопрос, так как здравая логика тут бессильна, а разногласия даже среди мудрецов на эту тему сеют еще большее непонимание. Лично я склоняюсь к тому, что по логике вещей и устройству вселенной события на земле как раз должны быть синхронизированы со светилами и небесными телами, и, возможно, в этом даже нет ничего антинаучного: ведь без гравитации, света и т. д. этих небесных тел (которые так, несомненно, расположил Б-г) жизнь бы на нашей планете не продержалась долго + как я уже говорил, многие мудрецы действительно разделяют эту точку зрения. Но прямой текст Торы и слова Рамбама заставляют меня усомниться в этом тезисе. Моше Читать дальше |
|
Зачем Творец в нашем мире допустил несколько религий?2 января 2022 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемый человек. Меня волнует несколько вопросов, они, конечно, имеют общий смысл, но всё-таки я задам их с нескольких сторон. Зачем Творец в нашем мире допустил несколько религий? И почему в одной религии много направлений, так скажем, разделений и споров? Понятно, что основные религии это: Иудаизм, Христианство и Ислам. На протяжении многих лет была межрелигиозная война, за что она на самом деле? Артур Читать дальше |
|
Нимрода убил Эсав. А если бы убил, например, Авраам, мудрецы оправдали бы убийство?22 ноября 2021 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Добрый вечер. В день смерти своего дедушки, Авраама, 15-летний Эсав убил Нимрода. А кто был Нимрод? В различных легендах акцентируется образ Нимрода-тирана и богоборца; ему приписывается строительство Вавилонской башни, преследования Авраама, крайняя жестокость, идолопоклонство, соперничество с Богом, Нимрод требует оказывать себе божеские почести и преследует верующих в единого Бога. Уже известного своей мудростью Авраама Нимрод пытался привлечь к строительству Башни, требовал поклонения себе либо стихиям и, встретив отпор, бросил Авраама в огненную печь и стремился уничтожить его потомков. Как Вы думаете, если бы Нимрода убил Авраам, Ицхак, или Иаков — Тора/ мудрецы прокомментировали бы это так же негативно? Или, возможно, представили это убийство как-то по-другому, с положительной точки зрения? Мы же не знаем, как прошло это убийство, может, это была честное сражение и убийство было совершено тоже «только» пращой... Заранее спасибо. Светлана Читать дальше |
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?