Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что Б-г от нас хочет?

Темы: Испытание, Страдания, Жертвоприношение Ицхака, Война, Авраам, Молитва, Жестокость, Вера

Отложить Отложено

Как объяснить всё происходящее: резню, убийство безвинных детей и женщин, войну? Где Б-г, куда Он смотрит, что Он от нас хочет? Неужели нет понятных объяснений, почему это произошло? У меня нет слов… N.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый N.,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Прежде чем перейти непосредственно к ответу на Ваш вопрос, важно отметить: на нашем уровне мы не можем говорить, по какой причине произошли те или иные события. Среди нас нет пророков, которые раскрыли бы нам пути Творца. Тем более мы не можем говорить о причинах гибели каждого конкретного человека.

Наши учителя передали нам такую традицию: когда происходит трагедия, нужно размышлять и проверять, не почему произошло данное событие, а чему оно должно нас научить. Задача каждого человека в данный момент — попытаться подумать и понять: что требуется от меня лично в данной ситуации, как это касается меня.

Действительно, сейчас мы живем в непростое время. В дни постов, а также во время Слихот (просьб о прощении), которые мы читаем в месяце Элуль, произносится особая молитва, в которой мы просим Всевышнего услышать наши молитвы. Начинается эта она словами: «Ответь нам, как Ты ответил на молитву Аврааму на горе Мория, ответь нам».

Отметим: в самом тексте Торы мне не находим упоминания о том, что Авраам молился, и, разумеется, упоминания, о чем именно молился.

Один из известных раввинов предыдущего поколения, рав Шимон Шваб[i], в своем комментарии к книге Ийова (Иова) отмечает, что в момент известного испытания — повеления принести в жертву любимого сына — Аврааму пришлось пройти еще одно испытание. Рав Шваб называет это испытание — «жертвоприношение сознания».

Т.е. кроме того, что ему было непосильно сложно выполнить этот приказ Всевышнего, ему было еще и непосильно сложно понять и осознать этот приказ. Повеление принести в жертву сына шло вразрез со всем, что Авраам знал и понимал до этого.

Во-первых, Всевышний обещал ему, что Ицхак станет прародителем его потомства. Даже если предположить, что вообще возможно приносить человеческие жертвы, как же можно сделать это сейчас, ведь Ицхак еще даже не женился? Во-вторых, это противоречит всему, что Авраам принес в этот мир. Он нес людям учение о Едином Творце, Который любит Свои творения и милосерден к ним. А человеческие жертвоприношения, принятые у идолопоклонников, недопустимы — согласно новому учению. Более того, Авраам, который был олицетворением качества милосердия в этом мире, сейчас должен был совершить поступок крайней жестокости.

Мы видим, что жертвоприношение Ицхака для Авраама было не только нестерпимым ужасом — принести в жертву любимого сына, но и неразрешимым противоречием в сознании, которое подрывало все принципы его веры в Единого Творца.

Когда говорят о самом понятии испытания, обычно рассматривают действия, которые человеку предстоит совершить, сможет ли он поступить правильно в той или иной ситуации. Но зачастую испытание заключается не только в самом действии, но и в том, как человек переживет и осознает необходимость этого действия. Каким он выйдет из этого события.

Возьмем классический пример духовного испытания, когда еврею предлагают выбор: поклонись идолу или будешь убит. По закону необходимо отдать жизнь, но не поклониться идолу, так будет освящено Имя Всевышнего. Основное испытание здесь — сможет ли человек в такой ситуации поступить так, как требует Закон.

Но были и другие ситуации в еврейской истории. Возможно, самим крайним примером будет Холокост. У евреев не было выбора, скажем, перейти в другую веру и остаться в живых. У них не было никакого выбора. Это было испытание иного вида — «жертвоприношение сознания».

В данном случае испытание было в том, как пережить те вопросы, которые возникают в сознании любого мыслящего человека. Как Б-г, Который любит свои создания, может допустить безграничную власть зла? Как объяснить смерть ни в чем неповинных детей, смерть женщин и стариков? Как объяснить пытки, издевательства и ужасы?

Так и испытание Авраама было не только в жертвоприношении сына, но и в том, как пережить всё происходящее.

Рав Шваб пишет, что именно об этом и молился Авраама на горе Мория… Он молился о своей вере. Чтобы все вопросы, которые возникли у Авраама, все противоречия, которые он увидел, не подорвали его веру в Творца. Чтобы, несмотря на непереносимую боль и страдание, не начать сомневаться и роптать, остаться верным Всевышнему.

Мы видим, что кроме молитвы о наших материальных потребностях, жизни, здоровье и т.п. иногда мы должны молиться и за наши духовные нужды, чтобы, несмотря на все сложности и противоречия, наша вера осталось сильной и непоколебимой.

Наши мудрецы называют период перед приходом Машиаха «хэвлей Машиах», что дословно можно перевести, как «веревки Машиаха». Это образно объясняют так: в конце дней Всевышний бросит нам веревку и скажет: тот, кто хочет выжить, пусть ухватится за нее. Затем Он начнет сильно трясти веревку и многие поймут это так: Всевышний хочет, чтобы мы ее отпустили… И отпустят. И только те, кто действительно верит во Всевышнего, будут несмотря ни за что держаться за эту веревку — веревку веры. И так выживут.

Иногда мы не можем объяснить происходящее, но важно помнить, что всё происходящее — под контролем Всевышнего, Он руководит этим миром и ничто не скрыто от Его взора. Мы являемся частью большого плана, даже если мы не всегда понимаем, происходящее.

К сожалению, последние события также оставляют нас со многими вопросами и противоречиями. Каждый еврей ощущает непереносимую внутреннюю боль. Очевидно, Всевышний хочет, чтобы мы вписали свою главу в бесконечную книгу молитв еврейского народа, которая началась с Авраама. Книгу молитв о том, чтобы пройти посланные нам испытания и выйти из них сильными и непоколебимыми в нашей вере.

Пусть Всевышний хранит и оберегает еврейский народ.

С уважением, Яков Шуб


[i] Раби Шимон Шваб (5668-5755 / 1908-1995, Германия, Литва — ешива, США) — руководитель ортодоксальных общин в Германии и США, один из идеологов «Агудат Исраэль» в Америке. Автор книг на английском и иврите, в том числе книги о молитве «Ийун Тфила».

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше