Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему текст Торы неочевиден и непонятен?

Темы: Пшат, Лот, Авраам, Изучение Торы, Гостеприимство, Сдом, Комментарии

Отложить Отложено

Здравствуйте! Спасибо большое за вашу работу и ответы на вопросы. Только начинаю внимательно изучать Тору, и возник вот такой вопрос. Буду признателен за пояснение.

Почему текст, который от Бога и адресован обычному человеку, и призван этого человека изменить в лучшую сторону, во многих моментах, как минимум — на поверхностном уровне (на уровне буквального текста), — мягко скажем, вызывает столько вопросов и настолько неочевиден и непонятен.

Почему в Торе нужны были именно эти конкретные истории, хотя они вызывают столько вопросов? Ведь наличие метафорических смыслов, аллегорических, каббалистических и т.д. могут быть и у историй, которые понятны и на простом уровне.

Очень грубо говоря: если Бог хочет, чтобы мы были гостеприимны, зачем такая сложносочиненная неоднозначная история с отдачей Лотом своих дочерей? Как будто бы сама экстремальность этого примера задвигает на второй план смысл (если в этом, например, основной смысл). Буду признателен за пояснения. Тода раба (большое спасибо)! Лев

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, Лев!

Спасибо за Ваш вопрос!

Тора требует комментария

Прежде всего, Вы абсолютно правы: во многих-многих местах текст Писания на простом уровне непонятен или неоднозначен. Как в части галахической (закон), так и в части повествовательной.

Замечательно, что Вы обратили на это внимание. Обычно те, кто делает первые шаги в Торе, вместо того, чтобы честно сказать себе «я не понял», пытаются интерпретировать текст через личное видение сказанного. Конечно, такие изыскания, в большинстве своем, не имеют ничего общего с тем, чему Б-г желает нас научить.

Простое правило гласит: не рекомендуется читать текст Торы без комментария наших мудрецов. Пятикнижие — это никак не книга для легкого чтения.

А можно попроще?

Поясним, что вопрос «почему Всевышний решил написать так запутанно?» относится, в основном, к «рассказам» Торы, а не к её законодательной части. Не потому, что в последней всё ясно, наоборот, с законами всё еще больше запутанно. Просто текст Писания никогда не «претендовал» быть источником Закона, для этого есть Устная Тора. Именно Она передает Закон, а текст только помогает, он вторичен[i]. Это очевидно каждому, кто хотя бы немного прикоснулся к Галахе (еврейскому Закону).

Однако в том, что касается «рассказов», текст Пятикнижия имеет решающее значение. Есть «рассказы», которые преподают нравственный урок всему человечеству, их основной смысл понятен и без комментария. Т.е., казалось бы, Всевышний хотел дать «простую Тору, доступную каждому». Если так, почему среди историй понятных встречаются сложные и неоднозначные?

Не претендуя на исчерпывающий ответ (не забываем: создания не могут полностью понять намерения Создателя; наша задача, скорее, — понять, ЧТО Всевышний хочет сказать, а не ПОЧЕМУ Он так говорит или не говорит), можем выдвинуть несколько предположений.

Во-первых, с запросом «хорошо бы изложить яснее» можно поспорить. Мы каждый день наблюдаем, как некто говорит вроде простым языком, а люди понимают сказанное по-разному, каждый так, как ему хочется понять (послушайте политиков, они только на этом и выживают). То же самое, и в еще большей мере, — с книгами.

Абсолютная однозначность возможна только в математических формулах и т.п., поскольку ими оперируют в узкой, заранее обусловленной системе. Тора как глобальное Учение Жизни не может быть сведена к формулам. Поэтому, кажется, как ни упрощай текст, вопросы всегда останутся.

Во-вторых, говорят наши мудрецы (Зоар[ii], Берешит 47а) «70 ликов (граней, смыслов) у Торы». Это значит, в Торе изначально заложена возможность различного понимания. Всевышний продиктовал Моше текст Писания и при этом передал ему различные варианты его трактовки. Б-г оставил также возможность мудрецам (но не «каждому встречному») будущих поколений внести свой вклад, написав комментарии к вечным словам Торы.

Так Устная Тора наших мудрецов соединяется с Торой Письменной и в ее повествовательной части. Эта «комбинация» актуализирует вечный текст, «приближает» его к изучающему. Комментарии раскрывают глубину пшата — простого смысла текста, заставляют задумываться, продолжать исследование. Они буквально соединяют Б-жественное откровение и наш народ. Сложно сказать, насколько Тора интересовала бы нас, будь текст Пятикнижия прост на уровне детского сада. Кажется, мы бы многое потеряли.

Так или иначе, «сложные места» Торы должны мотивировать нас на дальнейшее изучение и поиск истины. Да, не всё мы можем постичь, но это не причина для отчаяния, ведь каждое понятое слово Торы — это сокровище.

Лот отдает своих дочерей жителям Сдома?

Упомянутые Вами стихи о «гостеприимстве» Лота[iii], по-видимому, вовсе не призваны научить нас гостеприимству. Пример идеального приема гостей еще до Лота показал человечеству праотец Авраам (Берешит 18:1-8). История о Лоте учит нас чему-то другому. Например, до чего доводит алчность…

Что касается слов Лота о готовности отдать дочерей сдомской толпе: здесь мы как раз видим, как важно учить Тору с комментариями.

Рамбан[iv] видит здесь дурные качества Лота — испорченность и жестокосердие. Несмотря на всё свое самоотверженное гостеприимство, Лот не видел в насилии и разврате чего-то ужасного. По Рамбану, видимо, Тора учит нас необходимости работать над своими качествами: человек жил в доме самого Авраама, чему-то научился, но по сути остался негодяям.

Сфорно[v] дает совсем другое объяснение. Дочери Лота были обручены, и их женихи — жители Сдома — были, как и все остальные горожане, в толпе, осаждавшей дом. Лот полагал, что эти молодые люди, услышав о том, что грозит их невестам, выступят против толпы, возникнет неразбериха — и замысел сдомитян «познать гостей» будет разрушен.

Согласно этому комментарию, Лот — не такой уж злодей, он вовсе не собирался отдавать дочерей толпе. Наоборот, действовал правильно, искал выход из сложившейся ситуации.

С уважением, Нохум Желязник


[i] Цитата из книги «От Синая до наших дней»: Рав Шимшон-Рефаэль Гирш в своем комментарии к Торе (Шмот 21:2) пишет: «Отношение Устной Торы к Письменной подобно отношению прочитанной научной лекции к краткому ее конспекту. Студенты, прослушавшие лекцию, смогут в любой момент восстановить ее содержание на основе своих кратких записей. Зачастую им достаточно нескольких слов, восклицательного знака, точки или подчеркнутого слова, чтобы оживить в памяти целый ряд идей и замечаний, которые были изложены стоящим на кафедре преподавателем. Тем же, кто не слышал самой лекции, конспект покажется чем-то вроде китайского письма». T. е., добавим от себя, любая попытка изучить предмет по чужим конспектам, без живого присутствия на уроке, неизбежно приведет к ошибкам. Итак, если Устная Тора — лекция, то Письменная Тора — конспект лекции. (Прим. автора).

[ii] Сефер А-Зоар — «Книга Сияния», центральный труд Каббалы, тайного учения иудаизма. Согласно Традиции, большая часть книги составлена великим мудрецом времен Мишны раби Шимоном бар-Йохаем.

[iii] Берешит 19:4-8: «Еще не легли они, как городские жители, люди Сдома, окружили дом, от молодого до старого, весь народ, от края (до края). И воззвали они к Лоту, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам, и мы познаем их. И вышел к ним Лот ко входу, а дверь запер за собою. И сказал: братья мои, не делайте зла. Вот у меня две дочери, которые не познали мужа; я выведу их к вам, и делайте с ними, как угодно в глазах ваших, только людям этим не делайте ничего, так как они пришли под сень крова моего».

[iv] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

[v] Раби Овадья бар-Яаков Сапорно (Сфорно; ок. 5230-5310 /ок. 1470-1550 Италия) — знаменитый комментатор Писания.

Материалы по теме

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Книга «Зогар» — об «ушпизин» небесных и земных

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.

Куда смотрел Пинхас, и почему Моше не разгневался на него?

Рав Овадья Климовский

Куда смотрел Пинхас на войне с Мидянитянами и почему не на него разгневался Моше? Что говорят комментаторы?

О важности изучения Торы

Журнал «Мир Торы»

Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше