Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Авраам просил пощадить жителей Сдома и Аморы, но не просил пощадить Ицхака?..

Темы: Испытание, Провидение, Жертвоприношение Ицхака, Авраам, Милосердие, Молитва, Сдом, Обещание

Отложить Отложено

Шалом! В пределах одной главы Ваера мы видим противоречивое отношение Авраама к двум разным событиям, а именно: в вопросе наказания Сдома (Содом) и Аморы (Гоморра), Авраам уговаривает Всевышнего простить Сдом и Амору, говоря простым языком — торгуясь (простите, если неправильное слово применяю). Начиная от просьбы простить, если там будет хоть 50 праведников, и дойдя до 10.

С другой стороны, в конце главы, после повеления принести в жертву единственного и любимого сына, Авраам ничего не оспаривает, не пытается переубедить Всевышнего. Ему такое испытание предуготовано. Как это можно объяснить? Владимир

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Владимир!

Спасибо за интересный вопрос.

Сразу оговорюсь: мы не можем постичь во всей глубине мотивы действий Авраама и, скорее всего, даже не сможем к ним прикоснуться. Но должны постараться понять, чему Тора хочет нас научить, приводя истории о праотцах и других величайших людях прошлых поколений. Так как Тора — это не сборник исторических сведений, а книга, которая сообщает нам о воле Творца.

Слово «Тора» образовано от корня йуд-рэйш-hэй, имеющего значение обучения, преподавания («ораа»). Тора — «Учение». Поэтому мы находим в комментариях множество различных подходов к словам Торы, множество пониманий. Ведь комментаторы в большинстве своем занимаются не вопросом «что там произошло на самом деле?», а вопросом «какие выводы мы должны сделать из сказанного?».

Чтобы ответить на Ваш вопрос, обращусь к очеркам раби Элияу-Элиэзера Деслера о недельных главах («Михтав мэ-Элияу», ч. 2).

Но прежде, чем рассмотрим его объяснение, следует отметить: на Ваш вопрос можно дать простой ответ.

В первом случае речь идёт о грешниках, которые настолько опустились, что приговор Небес им был — смертная казнь. И Авраам — воплощение милосердия — просит помиловать их. А во втором случае всё — «с точностью до наоборот»: вершина близости к Творцу — самопожертвование по велению Всевышнего (у Ицхака) или принесение в жертву самого дорогого (у Авраама). Тут нет места просьбе о помиловании, во всяком случае, на уровне этих людей.

Теперь обратимся к словам рава Деслера. Он тоже проводит параллель между этими двумя событиями, но вопрос формулирует несколько иначе.

В первом событии, молитве Авраама, он различает два основных аспекта. Первый: Авраам просил Всевышнего помиловать жителей Сдома и Аморы и простить их грехи ради заслуг праведников, которые живут там и — есть шанс — смогут побудить земляков к раскаянию. Авраам являлся воплощением атрибута Хесед (меры милосердия) Творца, и его молитва исходила из чистой меры Милосердия.

Настоящая молитва — это выражение стремления человека, и Авраам в своем совершенном милосердии стремился сохранить жителям Сдома и Аморы жизнь. Ведь даже грешники могут измениться, исправиться — пока они живы. И поскольку сердце Авраама было переполнено этим чистым милосердием, его молитва была услышана: Творец был готов оставить жителей этих городов в живых на условиях, предложенных Авраамом (если там есть 50 праведников и т.д.).

Второй аспект: Авраам говорит, что ему тяжело видеть проявление воли Небес, при котором милосердие Творца скрыто, не является явным. Ведь это идёт вразрез с его, Авраама, постижением доброты и милости Творца. И потому он просит изменить приговор. Без этого он не может продолжать свое служение во всей чистоте…

Такого рода просьбу могут позволить себе только великие праведники. И тогда, если они действительно того достойны, Всевышний удовлетворяет их просьбу, так как существует обещание: у великих праведников всегда будет всё необходимое для служения Б-гу. Как сказано (Тэилим 37:25): «Молод я был и состарился, но не видел я праведника оставленного…»

Этот аспект молитвы проявляется так (Берешит 18:23): «…И подошел Авраам, и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?» Как понять эти слова? Ведь нет никакого сомнения в том, что Авраам никогда не сомневался в справедливости суда Всевышнего, даже если не мог понять его во всей глубине, и не оспаривал Его правосудие.

Ответ: его просьба представляла собой как раз этот второй аспект — уничтожение всех жителей Сдома и Аморы, включая праведников, на каком-то тонком уровне помешало бы Аврааму в его служении Творцу. Кроме того, ему помешало бы осквернение имени Всевышнего (хилуль а-Шем) в глазах окружающих, к которому это могло бы привести. Поэтому он просил, чтобы милосердие Творца было раскрыто.

Такого рода просьбу, как мы упоминали, могут позволить себе только величайшие праведники, которые находятся на самом высоком уровне совершенной истины. Так что в их просьбах нет ни крупицы жалобы на волю Творца, а только чистое стремление видеть освящение Его Имени.

Именно таким был Авраам, и в его словах «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?» не было ни малейшего сомнения в справедливости решения Творца. Его молитва (в этом втором аспекте) была полностью посвящена одному: чтобы Б-г показал ему доброту и милость Своего правления, без сокрытия и, не дай Б-г, без осквернения Имени. Чтобы Авраам мог видеть в Его воле святость Его Имени и восхвалять Его великое милосердие.

И из того, что Всевышний согласился помиловать жителей этих городов, если среди них окажется десять праведников, показывает, что молитва Авраама была принята. Что, в свою очередь, свидетельствует о чистоте его молитвы.

Теперь поговорим о втором событии. Повеление принести Ицхака в жертву, разумеется, требовало от Авраама самоотверженной преданности Творцу. Во-первых, ему предстояло потерять единственного долгожданного любимого сына. Во-вторых, принеся Ицхака в жертву, Авраам собственноручно перечеркнул бы всё, чего он достиг в духовном плане в течение всей жизни.

Ведь он всю жизнь распространял веру в Единого Б-га, учил истине и милосердию, сражался с идолопоклонством, которое, кроме всего прочего, подразумевало человеческие жертвоприношения. И вот сейчас он сам должен поступить подобным же образом. Но Авраам в своём смирении не говорит об этом, ибо всё, чего он желает, — это выполнить волю Творца. И если у него нет никакого сомнения, что такова воля Творца, он выполнит её, ни с чем не считаясь.

Кроме того, был ещё один важный момент в этом испытании. Жертвоприношение Ицхака не только опорочило бы Авраама в глазах окружающих. Он и сам должен был прийти в полное недоумение, и пути Б-жественного Провидения должны были предстать перед ним как загадка, у которой нет решения.

Ведь ему уже было обещано Самим Всевышним, что он станет родоначальником великого народа и продолжателем его дела будет Ицхак. А заповедь о жертвоприношении полностью противоречит всем этим обещаниям. Всё это вызывает вопрос, похожий на Ваш. Почему Авраам не молил Всевышнего разрешить ему это противоречие, как он молил перед уничтожением Сдома о раскрытии милосердия Всевышнего?

Рав Деслер отвечает: это показывает, насколько были чисты сердца наших праотцев. На каком духовном уровне они находились. Авраам проявил полное смирение перед волей Всевышнего. Он боялся: если он попросит у Творца разъяснить ему это противоречие, к его просьбе может примешаться малая частица непослушания воле Б-га, мельчайшая крупица глубокой любви к Ицхаку… Поэтому он не посмел обратиться к Творцу с каким-либо вопросом, не сказал ни слова и подчинился повелению, невзирая на все противоречия и недоумение, связанные с ним.

И об этом сказано (Берешит 22:12): «…ибо теперь Я узнал, что боишься ты Б-га и не пожалел своего сына единственного ради Меня».

Кроме того, процитирую книгу «Шнэй Лухот а-Брит» (ШЛА; из комментария к главе Ваера), которая тоже отвечает на Ваш вопрос, прямо скажем, неожиданным образом. Там сказано, что Авраам и Ицхак обратились к Творцу с молитвой, чтобы Он позволил «выкупить» Ицхака, избавив его от смерти. Они поступили так, потому что в этом не было уклонения от исполнения воли Творца, а только желание, чтобы исполнилось и Его обещание Аврааму. А если бы такого обещания не было, разумеется, они бы не посмели молиться об отмене воли Творца.

Конечно, такой высокий уровень может справедливо показаться нам недостижимым. Но, с другой стороны, праотцы оставили свои духовные постижения как наследие потомкам. Потому нам следует об этом знать и стараться найти и раскрыть в душе это духовное богатство. Чего нам всем и желаю.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше