Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если евреи не подвержены влиянию звезд, почему многие лояльны к астрологии?

Темы: Каббала, Рамбам, Авраам, Рамбан, Астрология, Устная Тора, Раши, Письменная Тора, Комментарии

Отложить Отложено

Здравствуйте, мой вопрос связан с фразой «Эйн мазаль лэ-Исраэль». Смысл фразы понятен: что знамения и звезды не управляют еврейским народом. Но, во-первых: единственное ли это упоминание астрологии в контексте Торы? Если нет, то где еще?

Второй вопрос: значит ли это, что над другими народами звезды всё-таки властны, есть ли какое-то мнение у Торы по этому поводу? Или мы имеем лишь интерпретации мудрецов?

Третий вопрос: почему, несмотря на эту фразу, многие раввины лояльны к астрологии? В еврейских организациях даже бывают уроки на эту тему, я лично был на одном. В чем причина этого противоречия? Почему Каббала изучает эту науку, несмотря на то, что в Торе прямым текстом сказано, что евреев не должны волновать знамения?

Я читал также труд Рамбама на эту тему, где он заявляет, что это не только не работает в случае с евреями, но и в принципе антинаучно, а поэтому не имеет место быть. Но почему он так говорит, если, хоть Б-г и избавил евреев от знамений, в Торе есть несколько подтверждений тому, что для других народов это всё еще работает?

Очень хочется понять этот вопрос, так как здравая логика тут бессильна, а разногласия даже среди мудрецов на эту тему сеют еще большее непонимание.

Лично я склоняюсь к тому, что по логике вещей и устройству вселенной события на земле как раз должны быть синхронизированы со светилами и небесными телами, и, возможно, в этом даже нет ничего антинаучного: ведь без гравитации, света и т. д. этих небесных тел (которые так, несомненно, расположил Б-г) жизнь бы на нашей планете не продержалась долго + как я уже говорил, многие мудрецы действительно разделяют эту точку зрения. Но прямой текст Торы и слова Рамбама заставляют меня усомниться в этом тезисе. Моше

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Моше!

Спасибо за интересные вопросы.

Сначала важно определиться с понятиями. В первом вопросе Вы упоминаете изречение «Эйн мазаль лэ-Исраэль». Это мнение раби Йоханана[i], которое приводит Вавилонский Талмуд (Шабат 156а). Вы спрашиваете, единственное ли это упоминание астрологии в контексте Торы. То есть, Вы справедливо называете мнение мудреца Талмуда Торой, поскольку действительно Вавилонский Талмуд — это один из источников Устной Торы.

А во втором вопросе Вы пишете: «есть ли какое-то мнение у Торы по этому поводу? Или мы имеем лишь интерпретации мудрецов?» Здесь мнение мудрецов Вы вынесли «за пределы» Торы. Поэтому буквально в двух словах: есть Письменная Тора — Пятикнижие, Пророки и Писания (Танах) — и Устная Тора — Талмуд, Мидраш, Каббала. Теперь ответы по порядку.

«Эйн мазаль лэ-Исраэль» (буквально: «Нет созвездия у Израиля»), то есть: знамения и звезды не управляют еврейским народом. Единственное ли это упоминание астрологии в контексте Торы? Если нет, то где еще?

В Письменной Торе, насколько мне известно, мы не найдем прямого упоминания астрологии, но есть стихи, которые можно так понять, причем «без натяжки». Посмотрим, как Пятикнижие описывает сотворение небесных тел и их назначение (Берешит 1:14-18): «И сказал Б-г: Да будут светила на своде небесном, чтобы отделять день от ночи; и будут они для знамений, и для времен (назначенных), и для дней и лет. И будут они светилами на своде небесном, чтобы светить на землю. И было так. И создал Б-г два великих светила: светило великое для правления днем и светило малое для правления ночью, и звезды. И поместил их Б-г на своде небесном, чтобы светить на землю. И править днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Б-г, что хорошо».

Среди разнообразных назначений небесных тел, о которых говорится в этих стихах, обратим внимание на два:

«Для знамений» — есть комментаторы, которые говорят, что речь идет о таких знамениях, как солнечные и лунные затмения, которые являются плохим знаком для мира. А Ралбаг[ii] полагает, что речь идет об астрологии. А именно, что знамения — это воздействие Небес, на которое указывают звезды. В этом же духе он объясняет и продолжение стиха: слова «и для времен (назначенных)» означают, что власть звезд ограничена. И на то, что указывает сегодня одна звезда, завтра будет указывать другая. Слова «и для дней и лет» означают, что иногда  — в какой-либо день или год — одна звезда «правит», а иногда другая. Подобным образом комментирует и Рабейну Нисим[iii].

«Для правления» — по мнению Рамбана[iv], здесь речь идет о том, что Творец дал небесным телам силу влиять на все происходящее на земле. А это положение является основой астрологии.

Похожее упоминание о функции звезд находим и в книге Ийова (38:31-33):

«Можешь ли ты связать узлы (созвездия) Кимы и вязать узлы (созвездия) Кесила? Выведешь ли ты в (установленный) срок (созвездия) Мазорот и проводишь ли (созвездие) Айиш с детьми? Знаешь ли ты уставы неба? Можешь ли ты установить их господство на земле?»

Ещё можно привести стих из книги пророка Ирмияу (10:2) «Так сказал Господь: не учитесь пути тех народов и не страшитесь знамений небесных, как боятся их те народы». Отсюда раби Йоханан и делает вывод о том, что «эйн мазаль лэ-Исраэль», созвездия не властны над Израилем. Мальбим[v] комментирует: если не будете учиться путям народов, чтобы ходить этими путями, то знамений небесных не бойтесь, поскольку вы находитесь под присмотром Всевышнего, а не под воздействием звезд. Но если будете учиться путям народов, то выйдете из-под непосредственного правления Творца. И, соответственно, окажетесь под влиянием звезд.

Что касается Устной Торы, то в ней есть множество ясных упоминаний об астрологии. Так, «Эйн мазаль лэ-Исраэль» — это, как мы помним, слова мудреца Талмуда раби Йоханана, а с ним спорит раби Ханина[vi], считающий, что и еврейский народ подвластен звездам (Шабат 156а).

Приведу только ещё один пример. В Пятикнижии сказано (Берешит 15:4-5): «И сказал Аврам: ведь Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследует мне. И вот сказано ему слово Господа (такое): не будет он тебе наследовать; но тот, кто произойдет из недр твоих, будет тебе наследовать. И вывел Он его наружу, и сказал: посмотри-ка на небо и сосчитай звезды; ты сумеешь счесть их? И сказал Он ему: таково будет потомство твое». Раши[vii] приводит мидраш, который объясняет слова «И вывел Он его наружу» так: согласно расположению звезд у Авраама не могло быть детей, и Всевышний вывел Авраама из его «астрологической карты» наружу.

Кстати, другой мудрец Талмуда — Рав[viii] — выводит отсюда ещё одно подтверждение того, что «Эйн мазаль лэ-Исраэль»: мы видим, что самым началом еврейского народа был выход из-под власти звезд.

Второй вопрос: значит ли это, что над другими народами звезды всё-таки властны, есть ли какое-то мнение у Торы по этому поводу? Или мы имеем лишь интерпретации мудрецов?

Как мы видели выше, в Письменной Торе в нескольких местах упоминается власть звёзд над нашим миром, но эти упоминания неоднозначны, их можно понять и по-другому. Мудрецы же Устной Торы многократно упоминают власть звёзд над миром, и только раби Йоханан, Рав и ещё несколько мудрецов считают, что евреи не подвластны звездам. И даже это мнение Раши объясняет так: власть звезд над еврейским народом существует, но она не абсолютна, так как молитвой и заслугами можно отменить «постановление» звезд.

Третий вопрос: почему, несмотря на эту фразу, многие раввины лояльны к астрологии? В чем причина этого противоречия? Почему Каббала изучает эту науку, несмотря на то, что в Торе прямым текстом сказано, что евреев не должны волновать знамения?

Всё, о чем говорилось выше, отвечает и на этот вопрос тоже.

Я читал также труд Рамбама[ix] на эту тему, где он заявляет, что это не только не работает в случае с евреями, но и в принципе антинаучно, а поэтому не имеет место быть. Но почему он так говорит, если, хоть Б-г и избавил евреев от знамений, в Торе есть несколько подтверждений тому, что для других народов это всё еще работает?

Действительно, Рамбам полагал: астрология — это пустословие, не имеющее никакого отношения к науке и заимствованное евреями от других народов. Многие другие мудрецы того же периода «ришоним»[x] (Раши, Рамбан, Нимукэй Йосэф[xi], Меири[xii]) спорят с ним.

Тема эта очень обширна, но в рамках нашей рубрики я вынужден остановиться здесь. Важно отметить, что отдельного внимания заслуживает вопрос, можно ли пользоваться услугами астрологов.

В заключение приведу знаменитый стих из книги пророка Йешаяу (40:26): «Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите — кто сотворил их? Тот, Кто выводит воинство их счётом, всех их по имени называет Он; от Великого могуществом и от Мощного силой никто не скроется» (см. также ответ о космосе). Нельзя забывать: и по мнению мудрецов, которые относятся к астрологии серьезно, звезды — только проводники единой абсолютной власти Творца.

С уважением, Менахем Эпель

 

[i] Раби Йоханан (ум. в 4039 /279) — глава мудрецов Земли Израиля, заложивший основы Иерусалимского Талмуда.

[ii] Раби Леви бар-Гершом (Ральбаг; 5048-5130 /1288-1370, Прованс) — выдающийся философ и комментатор Писания.

[iii] Рабейну Нисим бар-Реувен (Ран; ок. 5070-ок. 5135 /ок. 1310-ок. 1375) — глава своего поколения мудрецов Испании, выдающийся законовед и комментатор Талмуда.

[iv] Раби Моше бен-Нахман (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

[v] Раби Меир-Лейбуш бар-Йехиэль-Михл (5569-5640 /1809-1879, Украина, Румыния, Белоруссия, Пруссия) — выдающийся законоучитель, раввин и комментатор Писания.

[vi] Раби Ханина бар-Хама (Вавилония — Эрец-Исраэль) — один из первых мудрецов Талмуда, ближайший ученик Раби Йеуды а-Наси, кодификатора Мишны; глава ешивы в Ципори. Раби Йоханан был его учеником.

[vii] Раби Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — выдающийся комментатор Танаха и Талмуда.

[viii] Рав — полное имя раби Аба бар-Ибо (3935-4007 /175-247) — глава евреев Вавилонии, основатель ешивы в Суре.

[ix] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[x] Ришоним (ивр. «первые», «ранние») — еврейские законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала 11 до конца 15 века.

[xi] Раби Йосеф Хавива — знаменитый законовед, автор книги Нимукэй Йосэф («Аргументы Йосефа»).

[xii] Раби Менахем бар-Шломо Меири (5009-5076 /1249-1316, Прованс) — один из наиболее значительных комментаторов Талмуда.

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ