Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Моше отправил разведчиков в Эрец-Кнаан потому, что считал это правильным?

Темы: Разведчики, Моше, Авраам, Значение слов в Торе, Рав Овадья Климовский, Комментарий

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый рав. В Торе встречаются два на мой взгляд похожих оборота: «лех леха» («иди себе»; Бэрейшит 12, 1) и «шлах леха» («пошли себе»; Бэмидбар 13, 2). Схожесть их в том, что оба нужно делать «леха», т.е. себе. Почему же в случае с Авраамом хахамим (мудрецы) одобряют его выполнение этого повеления, а в случае с Моше они говорят, что он ошибся и вообще не должен был посылать разведчиков. И при этом хахамим обращают внимание, что раз написано «шлах леха», то это надо понимать так: «Если тебе это нужно, то посылай разведчиков, а Мне это не нужно». Но ведь это самое «леха» сказано и Аврааму, и Моше, почему же в одном случае исполнение указания приветствуется, а в другом порицается? И что общего у этих двух приказов, которые так похоже звучат? Заранее благодарю за ответ. О.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемая О.!

Спасибо за интересный вопрос. Вы не единственная, кто обратил на это внимание, — наши мудрецы говорят, что всюду слово леха (буквально означающее просто «тебе») объясняется как «для тебя», «для твоей же пользы»; и приводят несколько объяснений нетрадиционному использованию этого слова в книге Бэмидбар, в упомянутом Вами случае с разведчиками. Позволим себе заметить, прежде чем приводить объяснения мудрецов, что, исходя из контекста, мы можем сами прийти к выводу, что в этой истории леха непросто было бы объяснить как «для тебя» (справедливости ради признаем, что такое объяснение тоже существует, мы приведем его ниже), потому что, как видно из дальнейшего текста Торы, для самого Моше тоже ничего хорошего из этого не вышло, а получилась трагедия национального масштаба, которая стала страшным ударом для Моше как человека и руководителя. Тогда как Аврааму было тут же обещано, вместе с приказом лех леха, что он достигнет величия, богатства и славы — своей и потомства, что и исполнилось впоследствии.

Теперь познакомимся с избранными комментариями на эту тему:

— Упомянутое Вами объяснение слов шлах леха приводится в трактате Сота (34 б): леха означает ми-даатха — если ты считаешь это нужным, но Я не велю тебе делать это. В подтверждение этого объяснения можно привести слова самого Моше, который, пересказывая эту историю народу (Дварим 1:23), упоминает, что ему понравилась идея отправить разведчиков[1]. Из чего следует, что изначально такого приказа Свыше не было.

Кли Якар пишет, что леха в данном случае означало: именно тебе Я доверяю подбор разведчиков, выбери тех, кто в твоих глазах хорош для этого. Так как необходимо, чтобы это были надежные и честные люди. Если же их будут избирать «демократически», могут отправить неподходящих людей, и они не выполнят свою миссию подобающим образом. Как известно, и эта предосторожность не помогла…

Ор а-Хаим считает, что словом леха Всевышний предостерегал Моше: учти, ты думаешь, что посылаешь разведчиков с целью выведать секреты страны, в которую вы должны войти, высмотреть спрятанные сокровища и т.п. Однако твои посланцы отправятся туда с совершенно иными целями. (Ведь, как известно, сразу после того, как разведчики отправились в путь, десятеро из двенадцати решили оклеветать Землю Израиля, чтобы никому не захотелось туда идти — О. К.). Моше же или не понял этого скрытого предостережения, или решил, что, поскольку Всевышний при этом не запретил ему посылать людей, стоит их послать, приняв соответствующие меры заранее, подобрав, скажем, надежных людей и благословив Йеошуа.

— Интересны два объяснения, данные комментаторами, известными, в частности, тем, что строили свои комментарии на более сокровенных знаниях Торы. Алших пишет, что слово леха в данном случае употреблено в значении, как раз обратном его обычному значению: тебе, как бы говорит Всевышний, это обойдется дорого — из-за того, что народ будет наказан и не войдет в Землю Израиля, ты тоже не войдешь (комментаторы указывают на это как на одну из причин, по которой Моше не был допущен войти в Святую Землю, куда он так стремился). И продолжает, что это было не просто предостережением, но и советом: поэтому подбери праведных людей на эту миссию, чтобы они не «провалили» ее, как пишет Кли Якар. Алших добавляет: в тот момент, когда Моше отправлял разведчиков, они были праведниками, так как Тора называет их анашим — «мужи», «люди, имеющие вес».

— Рабейну Бехайе настаивает (возможно, не отвергая полностью и другие объяснения), что слово леха везде указывает на пользу для того, к кому оно обращено, и здесь следует трактовать его так же. Польза для Моше[2] заключалась в том, что его жизнь была продлена благодаря случившимся событиям на 38 лет. Ведь он должен был умереть перед входом в Святую Землю, как было решено еще в Египте, когда Всевышний сказал ему (Шмот 6:1): «Сейчас ты увидишь, что я сделаю с фараоном», — сейчас ты увидишь, но войну с царями Ханаана не увидишь. По мнению рабейну Бехайе, это решение было окончательным уже тогда, и поэтому отсрочка вступления народа во владение Святой Землей для Моше явилась отсрочкой его смерти.

С уважением, Овадья Климовский


[1] На самом деле, как объясняют мудрецы, ему тоже не очень хотелось это делать, но он посчитал, что, если откажется посылать разведчиков, это будет истолковано так, будто ему есть что скрывать относительно Ханаанской земли. Поэтому, рассудил Моше, лучше согласиться на разведку. Он рассчитывал, что, если он легко пойдет на это, народ откажется от идеи посылать разведчиков, видя, что ему нечего скрывать… И ошибся.

[2] Нам представляется, что Моше не мог знать об этой пользе, это только для нас в Торе Всевышний открыл Свой «намек». Иначе Моше, несомненно, отказался бы посылать разведчиков, зная о том, к какой трагедии это приведет. Он не соблазнился бы такой «пользой».

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его