Темы: Награда, Ноах, Авраам, Заповеди, Истина, Бней Ноах, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Спасибо большое за вашу работу и ответы на вопросы.
Помогите понять. Если Творец хотел, чтобы человечество жило согласно Его заповедям и предписаниям, почему Он:
1) явился этому человечеству лишь один раз и вполне конкретному народу (и почему не явился другим?);
2) дал заповеди (законы Ноаха, например) в рамках еврейской Торы, к которой, очевидно, многие представители человечества просто не имели доступ, а если и имели физически, то им было совершенно неочевидно, что таким образом к ним обращается Творец. Китайцы, например, индусы, папуасы и т.д.
Буду благодарен за пояснение. Лев
Здравствуйте, Лев!
Спасибо за интересный вопрос.
По сути, Вы спрашиваете: как можно предъявлять претензии к народам мира за несоблюдение заповедей, если у них не было шанса о таковых узнать? Ведь далеко не все народы поддерживали культурные контакты с евреями — носителями Учения.
Нееврейский мир знает о Б-ге
Поясним, почему это не так. Тора, безусловно, была дана еврейскому народу. Как мы знаем, это произошло 6-го Сивана 2448 от Сотворения мира. Но разве это значит, что до этой даты знание о Всевышнем полностью отсутствовало? Конечно, нет.
Первый Человек, Адам, говорил с Всевышним — так же, как его дети и внуки. Ноах не только знал о Б-ге, но и получил от Него ясные пророчества о том, как должны жить его потомки. Поэтому заповеди, данные всему человечеству, мы называем заповедями потомков Ноаха.
Только «не получилось» у Всевышнего с человечеством в целом. Так говорит мишна в Пиркей Авот (5:2):
«Десять поколений (насчитывается) от Адама до Ноаха; из этого мы видим, сколь велико Его долготерпение, ибо все эти поколения постоянно гневили Его, пока Он не обрушил на них воды Потопа. Десять поколений (насчитывается) от Ноаха до Авраама; из этого мы видим, сколь велико Его долготерпение, ибо все эти поколения постоянно гневили Его, пока не пришел праотец наш Авраам и не удостоился всего, (что могли) заслужить они».
У человечества всегда было знание о Б-ге. В каждом поколении жили малочисленные праведники, но они не могли переломить общую тенденцию нравственного падения.
Когда первые поколения людей совсем опускаются, Всевышний наводит Потоп — этакий рестарт, дает людскому роду возможность начать всё с начала. Но это не помогает: отход от истинного Учения продолжается и после Потопа. Повсеместно прочно укореняется идолопоклонство.
Когда Авраам начинает распространять знание о Всевышнем, он оказывается практически один против всего мира. Авраам начинает работу с нуля. Настолько прочно была забыта истина.
Почему Тора дана только нам?
По-видимому, даруя Тору нашему народу, Всевышний не намеревался снова устраивать немедленную «перезагрузку» всему человечеству. Нет смысла давать Тору тому, кто уже давно доказал, что не в состоянии по ней жить[1]. Мир идолопоклонства теперь меньше «интересует» Его. У них был шанс, и не один, они его не использовали. Что поделать, этот поезд ушел. Только «новорожденный» народ Израиля подходит для этой тяжелой ноши (как мы знаем из истории, и у нас далеко не всегда были силы ее нести, ноша действительно тяжелая). Поэтому мы — и никто другой — получаем Тору.
Всё же нельзя сказать, что Всевышний окончательно отказался и «махнул рукой» на остальные народы, закрыв для них дорогу назад. У нееврея всегда остается возможность вернуться к Б-гу, жить праведно и получить награду. По крайней мере, на уровне отдельного человека или группы людей.
Мы видим это, например, в книге Йоны: Всевышний велит своему пророку идти в нееврейский город Нинве (Ниневию) и призвать к тшуве — раскаянию — его жителей. Что впоследствии и произошло — жители города раскаялись. Есть и возможность присоединиться к еврейскому народу.
Поэтому можно сказать, что у дарования Торы две цели. Прежде всего — подарок тем, кого Всевышний особенно любит. Тора еврейского народа — достояние потомков праведного Авраама, его награда. Дополнительная цель: дать возможность любому, кто решит приблизиться к истине, сделать это. Тора не должна быть закрытым учением. Если нееврей проявляет инициативу, ищет, следует помочь ему в изучении той части Торы, которая актуальна для его жизни.
С уважением, Нохум Желязник
[1] Известный мидраш (Авода Зара 2 б и др. источники) о том, как ангел Всевышнего готов был отдать Тору всем народам, а они отказались, нельзя понимать буквально. Тора не могла быть дана никому другому, это исключено. Наоборот, мидраш показывает, что заповеди Торы не подходят кому-либо другому, не могут быть реализованы кем-то кроме нас.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Арье Кармель
Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.